Вопрос 41. Развитие социально-педагогических идей в истории Западной Европы. Современный зарубежный опыт социальной защиты детства.

Позитивный опыт соц. защиты детства накоплен во многих странах. В его основе – экономич, политич-е, соц-е, духовные и религиозные условия стран, поэтому в каждой стране он имеет свои особенности.

Традиционно считается, что началом реформ в европе в соц. политике стали преобразования 1520-1530-х гг.: и в плане административных мер, и в плане практических шагов по централизации соц. помощи в городах. Муниципалитеты должны были ввести строгий контроль за своими нищими и бродягами; некоторые послабления допускались лишь в отношении к больных и немощных. Дети бедняков должны были привлекаться к работе в торговле или на местном производстве.

Мировое научное сообщество обсуждает проблемы насилия и недостойного обращения с детьми. Существуют международные организации, профессионально занимающиеся решением проблемы насилия и недостойного обращения с детьми. Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ),ISPCAN - Общество профилактики насилия и недостойного обращения с детьми, основой которых являются как крупные научные центры, такие как Научный центр здоровья Университета штата Оклахома (США), ряд университетов Великобритании, Университет Мартина Лютера (Германия), институт психологии Нижегородского гос.педагогического университета (Россия), так и небольшие государственные и неправительственные структуры.

В Германии гарантированная система социальных услуг функционирует для граждан со дня их рождения. Под эгидой местных властей ведется профилактическая работа среди подростков с целью направить их естественную активность в общественно полезную направленность. Комитет общественных услуг является ответственным за те аспекты, предоставляемых подросткам услуг, которые касаются их личной жизни: консультирование по личным вопросам, внешкольные дела, поиск убежавших из дома детей, при необходимости – предоставление подросткам временного убежища. Социальная защита детства в Германии опирается на развитую правовую базу государственного законодательства и законодательство федеральных земель.

Отличительной чертой системы социальной защиты детей в США является ее децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации многочисленных программ на различных уровнях: федеральном, штата, местном. В США функционируют специальные учреждения социальной помощи детям, предоставляющие: помощь по трудоустройству, присмотру за детьми в дневное и вечернее время, создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей, создание служб защиты детей, подвергшихся насилию, создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями и др.

В Великобритании основные аспекты социальной защиты детства изложены в принятом в 1989 году Законе «О детях» В основу закона положены следующие принципы: только родная семья может предоставить ребенку возможности для наиболее полного развития и обеспечения его благосостояния, признание приоритета сохранения родительских прав и ответственности у кровных родителей, сохранение ими своих прав и ответственности в случае содержания ребенка вне дома, установление и поддержание сотрудничества государства с кровными родителями в области социальной защиты детства, признание права родителей участвовать в процессе принятия решений о мерах помощи ребенку, принятие активных мер по возвращению ребенка, содержащегося вне дома в родную семью, учет мнения ребенка при решении вопросов планирования его жизни и др.

Вопрос 42.Содержание и сущность социальной защиты детства. Социально-педагогические идеи в трудах отечественных педагогов разных времен. Социальная защита детства в истории России.

Проблема защиты прав детей, забота об их жизни, развитии, образовании и воспитании является одной из актуальных задач общества. Об этом свидетельствует ряд международных документов: «Декларация прав ребенка», «Международный пакт об экономических, соц-х и культурных правах», «Конвенция о правах ребенка».

Развитие идеи и становление социально-педагогической науки в России шло в органичном общемировом, педагогическом контексте, обладая при этом несомненными особенностями. Вопросы соц. воспитания для отечественных педагогов всегда оставались в числе наиболее актуальных, что определялось особенностями социокультурного развития России: свойствами национального характера, формируемого патриархально-православным, общинным образом жизнедеятельности; своеобразием отечественной культурной (философской) традиции, ориентированной на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного; многовековым опытом воспитания, отражавшимся в педагогических традициях, которые были направлены на подготовку молодого поколения к жизни в общине, а также- традициями призрения и благотворительности; многочисленными попытками отечественных педагогов решить проблему взаимоотношений личности и общества в воспитании: социально-педагогические проекты И.И. Бецкого; идея взаимоответственности общества и педагогического дела у Н.И. Пирогова; обращение к проблеме взаимосвязи педагогики с социокультурным фоном у К.Д. Ушинского; требование социо-культуросообразности школы во взглядах Л.Н. Толстого и т.д.

Особую актуальность социально-педагогические подходы обретают в России со второй половины XIX - начала XX вв., что соответствовало общемировой тенденции становления социальной педагогики как области самостоятельного научного знания. И отсутствие термина "соц. педагогика" в широком общепедагогическом употреблении в России не мешает определению основных особенностей отечественного оригинального опыта решения проблемы сознательного взаимодействия в воспитании всех сил общественной жизни. Это нашло свое отражение в обосновании идеи общественного воспитания П.Ф. Каптеревым, В.П. Вахтеровым, В.И. Чарнолусским; во взглядах Е.Н. Медынского на внешкольное образование; в разработке методических вопросов призрения и попечительства у В.И. Герье, К.В. Рукавишникова; в социально-педагогических аспектах теории "свободного воспитания", конкретизирующих и развивающих социально-педагогическую теорию по вопросам понимания роли среды и общественности в целостном процессе развития личности, а также в создании механизмов реализации поставленных задач.

Особое значение для становления соц. педагогики имел этап в развитии отечественной пед. науки, который приходится на 20-30-е годы XX в. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была направлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.

В 1990 г. соц. педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.

Сегодня Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно-значимой активности, воспитании высоких нравственных качеств. Необходимым условием формирования этих качеств является надежная социально-правовая защита детства.

Социально-правовая защита детства – это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, направленных на детей, имеющих проблемы в процессе социализации, обеспечивающих нормальные условия, ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства; помогающих им стать уверенными в своих силах, пробуждающих активность, готовность к самозащите и формирующих социально-полноценную личность.

В соответствии с нормами международного и внутреннего законодательства, каждый ребенок обладает следующими правами: право ребенка на жизнь и выживание, право на благополучное развитие, воспитание, обучение, защиту всех его прав и свобод, обеспечение возможности развития личности, активного участия в жизни общества. Все это должно осуществляться только в интересах ребенка.

Правительство РФ с 1991 года приняло 249 постановлений, направленных на улучшение положения детей в РФ.

В 1994 г. утверждается федеральная программа «Дети России». Она включает в себя серию целевых программ : Дети-сироты, Дети Севера, Дети Чернобыля, Планирование семьи, Развитие индустрии детского питания. В состав целевых программ были включены дополнительные программы – Одаренные дети, Организация летнего отдыха детей, Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев. Средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.


Наши рекомендации