Службами защиты семьи и детей.
Педагогика сотрудничества (ПС) – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании.
Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте, который соединил лучшие традиции советских школы (Крупская, Шацкий, Сухомлинский, Макаренко), достижение русской (Ушинский, Пирогов, Толстой) и зарубежной (Руссо, Корчак, Роджерс) психолого-пед-ой практики и науки.
Как целостная технология, ПС пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария. Она «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные пед. технологии, составили основу «Концепции среднего образования РФ». Поэтому ее надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового пед. мышления, источником прогрессивных идей и входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникающей в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Важнейшее место в ПСзанимают отношения «учитель-ученик». Традиционное обучение основано на положении уч-ля в качестве субъекта, а ученика - объекта пед. процесса. В ПС это положение заменяет представление об ученике как о субъекте своей учебной деят-ти. Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, это не союз старшего и опытного с менее опытным, это равноправный союз, один не должен стоять над другим.Сотрудничество в отношении «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы.
В педагогике сотрудничества выделяют 4 направленности:
1. Гуманно-личностный подход ставит в центр школьного образ-я систему развитиявсей целостной совокупности качеств личности. Степень этого развития - главный результат школьного образования, критерий качества работы учителя, воспитателя,руководителя, воспитательных учреждений в целом. ГЛП обращает школу к личности реб-ка, его внутреннему миру, не развитым способностям и возможностям, нравственному потенциалу свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить изапустить эти силы и возможности, использовав их для полного свободного развития личности.Гуманно-личностный подход провозглашает гуманизацию и демократизацию пед. отношения; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов; индивидуальный подход в новой трактовке; формирование положительной Я – концепции у детей.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс открывает новые подходы «чему» и «как» учить:
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не самодовлеющая цель школы;
- обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
- идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
- вариативность и дифференциация обучения;
- используется положительная стимуляция ученья.
3. Концепция воспитанияотражает важнейшие тенденции, по которым развивается восп-е в современ. школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; возрождение русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели.
4. Педагогизация окружающей среды.У школы ведущее, ответственное положение по отношению к другим институтам воспитания, деятельность которых рассматривается и организуется с позиций пед.целесообразности. Важнейшими соц. институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и соц.окружение. Результаты (личность выпускника) определяются их совместным действием. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и госуд-е институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.
Соц п-г работает совместно с различными соц.службами, организациями, учреждениями: службой соц. помощи населению: выявление семей группы риска и оказание им содействия и поддержки, организация семейных консультаций, служб знакомств, семейного просвещения и самообразования и т.д.; службой социально-бытовой помощи обеспечивает услуги одиноким и инвалидам; службой семейного досуга организует семейный туризм, семейные экскурсии, работу центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых семей; службой социальной профилактики отклоняющегося поведения - предупреждение преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и др. асоциальных явлений среди несовершеннолетних.