Вопрос 39. Сущность делового этикета. Деловой этикет в работе соц. педагога. Организационно-управленческая культура социального педагога. Основы делового педагогического общения и поведения.

Соц. педагогу для успешного решения определенного клас­са задач важно иметь полное представление о сущности, принципах, содержании управлен­ческой деят-ти. Это поможет адаптироваться к ритму работы учреждения соц-пед. инфра­структуры, понять механизм его функционирования, ус­тановить проф-е деловые отношения с администраци­ей, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами разл. служб.

Управление – деят-ть, направленная на выработку решений, организация, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Соц-пед. деятельность пред­ставляет собой управление процессами развития личности, груп­пы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре конкретного учреждения.

Методы управления- инструмент це­ленаправленной деятельности руководителя по достижению конк­ретных результатов работы к-либо объекта. Это способы практи­ческих действий, направленные на достижение целей, задач, осно­ванные на анализе достоверной информации и оптимально выб­ранные из системы возможных вариантов.

Практическим действиям руководителя по достижению це­лей управления предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор способов.

По содержанию методы деят-ти рук-ля можно подразделить на организационно-административные, экономи­ческие, социальные, социально-психологические, психологи­ческие.Аспектный подходгласит, что любой ме­тод имеет разные грани - и организационную, и административ­ную, и соц-ю, и экономич-ю, и психологич-ю. Важ­но сочетание этих аспектов в методе управления.Сторонники эмпирического подхода считают бессмысленной любую классификацию методов управления для практики. В конкретной ситуации рук-ль решает про­блему, основываясь на опыте, выбирает метод, его не волнует, к какой группе этот метод принадлежит.

К методам социально-педагогического управления относятся:

► прямое управление в форме задания, приказа;

► управление через мотивы и потребности (стимулирование);

► управление через систему ценностей (воспитание, об­разование и т.п.);

► управление ч/з изменения окруж. среды (изменение условий жизнедеятельности семьи воспитан­ника).

В работе соц.педагога достаточно активно исполь­зуются организационные методы управления.Это система спосо­бов деят-ти рук-ля, с помощью которых созда­ются разнообразные соц. системы (учреждения, службы, коллективы, команды), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы, обеспечивает­ся определенный уровень (качество) их организованности.Организационные методы нуж­но уметь использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей:

1.Знающий - умеющий: рук-ль знает и уме­ет использовать многие методы. Самый ценный тип рук-ля-организатора.

2. Знающий-не умеющий: знает, какие методы использовать, но не умеет применить на практике. Обычно это начинающие, имеющие хорошую теорет под­готовку в области организации и управления, но незначительный опыт

3. Умеющий — частично знающий: умеет использовать методы, но имеет слабые те­оретич. знания. Руководитель-прак­тик. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новыми эффективными методами управления.

Управленческая культура соц. п-га является ча­стью психолого-педагогической и проф. культуры специалиста.

Культура управления — это уровень практических достижений в работе с информацией, организации, методах, стиле управлен­ческого труда, в личностно-деловом общении с коллегами, в под­боре и расстановке кадров.

Управленческая культура проявляется в процессе решенияследующих задач:

► проведение качественного анализа состояния дел в уп­равляемой организации (коллективе);

► подбор, расстановка, оценка кадров;

► определение заданий подчиненным (подчиненный по­нимает, чего от него ждет руководитель, в какой форме должен быть представлен результат работы);

► стимулирование продуктивной работы подчиненных;

► создание условий для профессионального и личностно­го роста подчиненных.

Продуктивность пед. деят-ти во многом определяется уровнем овладениятехнологией пед. общения. Многие затруднения в решении задач обуч-я-восп-я возникают из-за неумения правильно организовать общение с детьми

Педагогическое общение – процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия м/у педагогами и уч-ся, порождаемый целями и содержанием их совместной деят-ти.

Чтобы общение было эффективным педагогу необходимо знать:

- Закономерности общения.

- Структуру общ-я, особенности реализации коммуникативной, интерактивной, перцептивной функций общ-я.

-Методику общения и межличностных отношений.

- Основные псих-пед. требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.

Деловое общение – обмен деятельностью, информацией, опытом. Предполагает достижение конкретного результата, решение проблемы, реализацию целей.

Проф-но-пед-е общение –соц-психологич. взаимодействие пед-га и воспитуемых: обмен информацией, оказание воспит-го воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Деловое и педагогич-е общение находят свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние уч-ка, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.


Наши рекомендации