Вопрос 39. Сущность делового этикета. Деловой этикет в работе соц. педагога. Организационно-управленческая культура социального педагога. Основы делового педагогического общения и поведения.
Соц. педагогу для успешного решения определенного класса задач важно иметь полное представление о сущности, принципах, содержании управленческой деят-ти. Это поможет адаптироваться к ритму работы учреждения соц-пед. инфраструктуры, понять механизм его функционирования, установить проф-е деловые отношения с администрацией, коллегами, воспитанниками, их родителями, специалистами разл. служб.
Управление – деят-ть, направленная на выработку решений, организация, контроль их исполнения, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Соц-пед. деятельность представляет собой управление процессами развития личности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре конкретного учреждения.
Методы управления- инструмент целенаправленной деятельности руководителя по достижению конкретных результатов работы к-либо объекта. Это способы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе достоверной информации и оптимально выбранные из системы возможных вариантов.
Практическим действиям руководителя по достижению целей управления предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор способов.
По содержанию методы деят-ти рук-ля можно подразделить на организационно-административные, экономические, социальные, социально-психологические, психологические.Аспектный подходгласит, что любой метод имеет разные грани - и организационную, и административную, и соц-ю, и экономич-ю, и психологич-ю. Важно сочетание этих аспектов в методе управления.Сторонники эмпирического подхода считают бессмысленной любую классификацию методов управления для практики. В конкретной ситуации рук-ль решает проблему, основываясь на опыте, выбирает метод, его не волнует, к какой группе этот метод принадлежит.
К методам социально-педагогического управления относятся:
► прямое управление в форме задания, приказа;
► управление через мотивы и потребности (стимулирование);
► управление через систему ценностей (воспитание, образование и т.п.);
► управление ч/з изменения окруж. среды (изменение условий жизнедеятельности семьи воспитанника).
В работе соц.педагога достаточно активно используются организационные методы управления.Это система способов деят-ти рук-ля, с помощью которых создаются разнообразные соц. системы (учреждения, службы, коллективы, команды), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы, обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.Организационные методы нужно уметь использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяют выделить несколько типов руководителей:
1.Знающий - умеющий: рук-ль знает и умеет использовать многие методы. Самый ценный тип рук-ля-организатора.
2. Знающий-не умеющий: знает, какие методы использовать, но не умеет применить на практике. Обычно это начинающие, имеющие хорошую теорет подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт
3. Умеющий — частично знающий: умеет использовать методы, но имеет слабые теоретич. знания. Руководитель-практик. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новыми эффективными методами управления.
Управленческая культура соц. п-га является частью психолого-педагогической и проф. культуры специалиста.
Культура управления — это уровень практических достижений в работе с информацией, организации, методах, стиле управленческого труда, в личностно-деловом общении с коллегами, в подборе и расстановке кадров.
Управленческая культура проявляется в процессе решенияследующих задач:
► проведение качественного анализа состояния дел в управляемой организации (коллективе);
► подбор, расстановка, оценка кадров;
► определение заданий подчиненным (подчиненный понимает, чего от него ждет руководитель, в какой форме должен быть представлен результат работы);
► стимулирование продуктивной работы подчиненных;
► создание условий для профессионального и личностного роста подчиненных.
Продуктивность пед. деят-ти во многом определяется уровнем овладениятехнологией пед. общения. Многие затруднения в решении задач обуч-я-восп-я возникают из-за неумения правильно организовать общение с детьми
Педагогическое общение – процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия м/у педагогами и уч-ся, порождаемый целями и содержанием их совместной деят-ти.
Чтобы общение было эффективным педагогу необходимо знать:
- Закономерности общения.
- Структуру общ-я, особенности реализации коммуникативной, интерактивной, перцептивной функций общ-я.
-Методику общения и межличностных отношений.
- Основные псих-пед. требования, предъявляемые к организации педагогического и межличностного общения.
Деловое общение – обмен деятельностью, информацией, опытом. Предполагает достижение конкретного результата, решение проблемы, реализацию целей.
Проф-но-пед-е общение –соц-психологич. взаимодействие пед-га и воспитуемых: обмен информацией, оказание воспит-го воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Деловое и педагогич-е общение находят свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние уч-ка, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.