Вопрос 30.Понятия нормы и отклонения от нормы в развитии личности. Теории отклонения в развитии личности, типы отклоняющегося развития, их характеристика.

В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе – люди, имеющие к-либо отклонения в физическом, психическом или соц-м развитии. Они всегда выделялись в особую группу, в обществе и госуд-ве складывалось особое отношение к ним. В разные времена в зависимости от культурно-исторических условий отношения к ним было различным: в одних обществах (Древней Спарте), оно отличалось крайней жестокостью вплоть до физич-го уничтожения, в др.- было милосердно-сострадательным.

Для соц. педагогики понятие «норма» и «отклонение от нормы» - очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и соц-го поведения ребенка. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Отклонением от нормы в развитии реб-ка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицат. влияние и на процесс соц-го становления чел-ка, на развитие общества в целом.

Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:

1)Физические отклонения связаны со здоровьем и определяются медицинскими показателями. Могут быть вызваны наследственными факторами или внешними обстоятельствами: тяжелая экономическая обстановка, снижение общего уровня жизни и т. д.

2)Психический недостаток -временный или постоянный недостаток в психич-м развитии, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения, задержку психич. развития, создающего трудности в обучении. ПсиОсвязаны с умственным развитием реб-ка, его психич-ми недостатками. К ним относятся задержка психического развития и умственная отсталость детей или олигофрения.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В ее задачи входит проведение возможно более раннего психолого-мед.-пед-го обследования детей и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав реб-ка на получение образования. В задачу ПМПК также входят консультирование родителей, пед., мед.работников, соц. педагогов и др. специалистов по вопросам, связанным со спец. условиями для получения детьми образования. Сведения, полученныеПМПК, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями. В состав ПМПКвходят специалисты: психолог, психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, физиотерапевт, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, соц. педагог и юрист.

3) Педагогическое отклонение - дети, которые вследствие определенных обстоятельств не получили образование. Пед. нормой являются стандарты общего образ-я, принятые в стране. В соответствии с ними реб-к в определенном возрасте должен окончить начальную, неполную среднюю (9кл) и полную среднюю (11кл) школу.

4) Социальные отклонения связаны с понятием социальная норма. Соц. норма – правила, образец действия или мера достигнутого поведения или деят-ти людей или соц-й группы, которая официально установлена или сложилась на том или ином этапе развития общества. Соц. норма выступает моделью должного поведения, должных общественных отношений и деят-ти, которые создаются людьми на основе познания соц-й реальности.

Соц.нормы делятся на 2 группы: 1. универсальные, распространяющиеся на каждого чел-ка в обществе;2. частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессион-й деят-ти или жизнедеятельности людей (например, врач, учитель, социальный педагог и др.).

Особенностью соц.норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение соц. норм и ценностей, вхождение в соц-ю среду, усвоение соц-х ролей и соц-го опыта.

В социологической, педагогической и психологической литературе основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого является детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность и др.В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: трудный, трудновоспитуемый, ребенок с девиантным, асоциальным поведением, не соответствует нормам и правилам, принятых в данном обществе.Причины отклоняющегося поведения тоже хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового возраста, неопределенностью соц-го поведения в обществе, нестабильностью развития страны, возникающей экстренной ситуации, из которой реб-к самостоятельно найти выход не может. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные соц. службы.Дети, совершившие соц-но опасные деяния и достигшие 11 лет, по решению суда с учетом заключения ПМПК могут направляться в спец. школы или специальные профессиональные учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в соц. развитии, выделяют детей, оставшихся без попечения родителей. Это дети-сироты и соц-е сироты. Для них существуют специальные образовательные соц-е учрежд-я: дома ребенка, дет.дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, соц-е приюты и т.д.

В реальности «чистых» отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Соц. отклонения у реб-ка обычно имеют в качестве причин отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.

Работа соц.педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждения нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, а также – на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или другие отклонения. Для работы соц.педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. В соц-х отклонениях м/унормальным типом поведения и отклоняющимся располагается большое количество стадий, переходных ступеней от нормы к отклонению. Поэтому бывает сложно провести четкую грань м/уестественным проявлением характера реб-ка и отклонениями в нем.


Наши рекомендации