Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, необходимо серьезно взвесить все «за» и «против»:Действительно ли существуют противоречия?Возможно ли решить проблемы другими способами?Избежатьконфликта можно избегая непосредственных кон­тактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Предотвратить конфл-т можно с помощьюсамоотстранения от конфл-ой ситуации - уклонение от решения проблем, которые не затрагивают ва­ших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено.

Урегулирование и разрешение. Когда наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче опреде­лить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Это открывает следующую стадию в развитии конфликта - совместный поиск вариантов его разрешения.

Если преобладают негативные тен­денции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие) и оппоненты не могут (не желают) идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования используюткосвенные методы:

1.Метод «выхода чувств».Оппоненту дают возможность выска­зать все, что у него наболело и тем самым понижают спровоцирован­ное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение.

2. Метод «положительного отношения к личности».Конфликту­ющий, прав он или виноват - всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам.

3. Метод вмешательства «авторитарного третьего».Если человек не восприни­мает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов, то их передает ему человек, пользую­щийся доверием, ион узнает, что оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4. Прием «обнаженная агрессия».В игровой форме в присут­ствии третьего лица оппонентам дают «выговориться». В таких условиях ссора не достигает крайних форм и напряжение в отношениях понижается.

5. Прием «принудительного слушания оппонента».Конфликту­ющий, прежде чем ответить оппоненту, должен точно воспроизвести его последнюю реплику. Так какв ссоре слышат только себя, при­писывая оппоненту слова и тон, которых не было, предвзятость к другому становится очевидной и накал напряженности спадает.

6. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать пре­тензии с позиции своего оппонента. Этопозволяет им «вый­ти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

Для успешного разрешения конфликтанеобхо­димо, чтобы оппонентызахотели его разрешить. Но если желание будет проявлено хотя бы одним, этодаст возможностьоппоненту для встречного шага.

В. 20.Основы соц-пед. делопроизводства: анализ, проектирование, планирование, работа с документацией.

Аналитическая функция- одна из наиболее трудоемких в управленческом цикле, так как анализ - это вы­деление в изучаемом объекте частей, оценка роли и места каждой части, сведение в единое, установление причинно-след­ственных связей и системообразующих факторов. Ка­чественный анализ требует интеллектуального напряжения, сфор­мированного аналитического мышления (умения обобщать, сравнивать, систематизировать).При анализе результатов учитывается началь­ный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитат-го, соц-пед. процесса в учреждении и микросоциуме, новизна соц-пед деят-ти, специфика объектов дея­т-ти.Результаты работы соц.п-га оценивают с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками соц.служб, анкетирования по итогам его работы, анализа динамики соц.-пед. процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число не посещающих школу).

Аналитический отчет социального педагога (в зависимости от места работы) может включать информацию:

- о выполненной работе по охране детства за истекший период;

- об организации профилактической работы с определен­ным контингентом воспитанников;

-о формах и содержании профессио-го взаимодей­ствия с разл.службами (правоохранит, соц.защиты, сл.занятости);

- об успеваемости и здоровье подопечных детей;

- об устройстве детей, оставшихся без попечения родите­лей, на дальнейшее воспитание;

- об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживаю­щих в семьях опекунов;

-об оказании материальной помощи разл. катего­риям семей (многодетным, безработных, малообеспеченных и др.);

- о продолжении обучения, трудоустройстве выпускников детского дома, школы-интерната.

Планирование- основа управления. Сущность его - определение основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков.Подготовка планов основывается на соблюдении принципов планир-я, обеспечивающих реаль­ность, непрерывность, конкретность выполнения. Основные принципы планирования:

- целенаправленность(целевая установка на конкретный период с учетом прошло­го опыта, анализа потенциала);

- перспективность;

- объективность(учет условий: ма­териальных, экономических, географических, социальных и др.);

- комплексность(использование разнообразных средств, форм, методов, видов, на­правлений деят-ти в единстве);

- оптимальность(выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих для конкретных условий);

- скоординированность, согласованностьработы отдельных структур, подразделений друг с другом;

- коллегиальность(коллективное пла­нирование, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);

- конкретность(четкость формулировок, сроков, указа­ние непосредственных исполнителей).

Эффективность планир-я зависит от четких представлений об уровне, на ко­тором находится ее предмет к началу планирования, и результа­тах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей. Различают перспективное, ка­лендарное и текущее планирование.

Перспективный план отражает цели и движение к ним на бли­жайшее будущее (1-3года). Имеет разделы: аналитическая записка, цели и задачи деят-ти на предстоящий период, содержание по направлениям работы.

Различные виды документов имеют раз­ный набор реквизитов (элементов) (протокол, акт, приказ).

Согласование документа–предварительная оценка про­екта документа, соответствия законодательству.

Приказ- правовой акт, издаваемый руководителем, для разре­шения основных и оперативных задач.

Распоряжение- акт управления, в пределах ком­петенции должностного лица, гос.органа, име­ет обязат-ю силу.

Устав - свод правил, регулирующих деят-ть организаций, их взаимоотношения с др. организация­ми и гражданами, права и обязанности в сфере их деятельности.

Положение -нормативный акт, определяющий порядок об­разования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы структурного подразделения, комис­сии, деятельности должностных лиц и др.

Инструкция- правовой акт, уста­навливает правила, регулирующие различные стороны деят-ти организаций, подразделений, должностных лиц, граждан и разъясняет, определяет порядок применения законодат-х актов.

Акт-документ, составленный несколькими ли­цами и подтверждающий установленные факты, события, дей­ствия. Чаще всего акты составляются комиссиями, постоянно дей­ствующими или назначаемыми приказом.

Справки - отражают производственно-хозяйственную деят-ть организации, подтверждают сведения о ее работниках(о подтверждении места учебы, работы, должности, за­р.плате и т.п.).

Объяснительные записки бывают 2 видов: 1) сопровождают документ (план, отчет) и поясняют содержание его положений, оформляются на блан­ке учреждения. 2) по поводу к-либо происшествий, ситуаций, по­ступков отдельных работников. Текст д.б.убедительным, доказательным, оформляют на чистом листе.

Телефонограмма- передача ин­формации от имени должностного лица, содержит тексты в 30-40 слов.

Организация работы с документами включает следующие со­ставляющие: регистрацию, контроль исполнения, систематиза­цию, формирование и оформление дел, подготовку и передачу дел в архив.

Регистрация документов- фиксация факта создания и по­лучения документа путем проставления на нем индекса с последу­ющей записью необходимой информации о документе в регистра­ционных формах.

Контролюподлежат все зарегистрированные до­кументы. Предусматривает проверку своевременного доведения документа до исполнителя, регулирование хода исполнения документов, анализ результатов исполнения. Осуществляется до истечения срока (предварительный) и после его истечения (последующий).

Систематизация. Документы после исполнения группируют в делах в соответствии с номенклатурой дел.

Правильная группировка документов в дела и рациональная систематизация документов внутри дел облегчит и ускорит поиск необходимой информации.


Наши рекомендации