Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов
Если возникла конфликтная ситуация, необходимо серьезно взвесить все «за» и «против»:Действительно ли существуют противоречия?Возможно ли решить проблемы другими способами?Избежатьконфликта можно избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Предотвратить конфл-т можно с помощьюсамоотстранения от конфл-ой ситуации - уклонение от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено.
Урегулирование и разрешение. Когда наличие противоречий осознают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Это открывает следующую стадию в развитии конфликта - совместный поиск вариантов его разрешения.
Если преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие) и оппоненты не могут (не желают) идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования используюткосвенные методы:
1.Метод «выхода чувств».Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение.
2. Метод «положительного отношения к личности».Конфликтующий, прав он или виноват - всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам.
3. Метод вмешательства «авторитарного третьего».Если человек не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов, то их передает ему человек, пользующийся доверием, ион узнает, что оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.
4. Прием «обнаженная агрессия».В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговориться». В таких условиях ссора не достигает крайних форм и напряжение в отношениях понижается.
5. Прием «принудительного слушания оппонента».Конфликтующий, прежде чем ответить оппоненту, должен точно воспроизвести его последнюю реплику. Так какв ссоре слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых не было, предвзятость к другому становится очевидной и накал напряженности спадает.
6. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этопозволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.
Для успешного разрешения конфликтанеобходимо, чтобы оппонентызахотели его разрешить. Но если желание будет проявлено хотя бы одним, этодаст возможностьоппоненту для встречного шага.
В. 20.Основы соц-пед. делопроизводства: анализ, проектирование, планирование, работа с документацией.
Аналитическая функция- одна из наиболее трудоемких в управленческом цикле, так как анализ - это выделение в изучаемом объекте частей, оценка роли и места каждой части, сведение в единое, установление причинно-следственных связей и системообразующих факторов. Качественный анализ требует интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления (умения обобщать, сравнивать, систематизировать).При анализе результатов учитывается начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитат-го, соц-пед. процесса в учреждении и микросоциуме, новизна соц-пед деят-ти, специфика объектов деят-ти.Результаты работы соц.п-га оценивают с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками соц.служб, анкетирования по итогам его работы, анализа динамики соц.-пед. процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число не посещающих школу).
Аналитический отчет социального педагога (в зависимости от места работы) может включать информацию:
- о выполненной работе по охране детства за истекший период;
- об организации профилактической работы с определенным контингентом воспитанников;
-о формах и содержании профессио-го взаимодействия с разл.службами (правоохранит, соц.защиты, сл.занятости);
- об успеваемости и здоровье подопечных детей;
- об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание;
- об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
-об оказании материальной помощи разл. категориям семей (многодетным, безработных, малообеспеченных и др.);
- о продолжении обучения, трудоустройстве выпускников детского дома, школы-интерната.
Планирование- основа управления. Сущность его - определение основных видов деятельности, мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков.Подготовка планов основывается на соблюдении принципов планир-я, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность выполнения. Основные принципы планирования:
- целенаправленность(целевая установка на конкретный период с учетом прошлого опыта, анализа потенциала);
- перспективность;
- объективность(учет условий: материальных, экономических, географических, социальных и др.);
- комплексность(использование разнообразных средств, форм, методов, видов, направлений деят-ти в единстве);
- оптимальность(выбор содержания, форм, технологий работы, наиболее подходящих для конкретных условий);
- скоординированность, согласованностьработы отдельных структур, подразделений друг с другом;
- коллегиальность(коллективное планирование, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов);
- конкретность(четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей).
Эффективность планир-я зависит от четких представлений об уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей. Различают перспективное, календарное и текущее планирование.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее (1-3года). Имеет разделы: аналитическая записка, цели и задачи деят-ти на предстоящий период, содержание по направлениям работы.
Различные виды документов имеют разный набор реквизитов (элементов) (протокол, акт, приказ).
Согласование документа–предварительная оценка проекта документа, соответствия законодательству.
Приказ- правовой акт, издаваемый руководителем, для разрешения основных и оперативных задач.
Распоряжение- акт управления, в пределах компетенции должностного лица, гос.органа, имеет обязат-ю силу.
Устав - свод правил, регулирующих деят-ть организаций, их взаимоотношения с др. организациями и гражданами, права и обязанности в сфере их деятельности.
Положение -нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы структурного подразделения, комиссии, деятельности должностных лиц и др.
Инструкция- правовой акт, устанавливает правила, регулирующие различные стороны деят-ти организаций, подразделений, должностных лиц, граждан и разъясняет, определяет порядок применения законодат-х актов.
Акт-документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты, события, действия. Чаще всего акты составляются комиссиями, постоянно действующими или назначаемыми приказом.
Справки - отражают производственно-хозяйственную деят-ть организации, подтверждают сведения о ее работниках(о подтверждении места учебы, работы, должности, зар.плате и т.п.).
Объяснительные записки бывают 2 видов: 1) сопровождают документ (план, отчет) и поясняют содержание его положений, оформляются на бланке учреждения. 2) по поводу к-либо происшествий, ситуаций, поступков отдельных работников. Текст д.б.убедительным, доказательным, оформляют на чистом листе.
Телефонограмма- передача информации от имени должностного лица, содержит тексты в 30-40 слов.
Организация работы с документами включает следующие составляющие: регистрацию, контроль исполнения, систематизацию, формирование и оформление дел, подготовку и передачу дел в архив.
Регистрация документов- фиксация факта создания и получения документа путем проставления на нем индекса с последующей записью необходимой информации о документе в регистрационных формах.
Контролюподлежат все зарегистрированные документы. Предусматривает проверку своевременного доведения документа до исполнителя, регулирование хода исполнения документов, анализ результатов исполнения. Осуществляется до истечения срока (предварительный) и после его истечения (последующий).
Систематизация. Документы после исполнения группируют в делах в соответствии с номенклатурой дел.
Правильная группировка документов в дела и рациональная систематизация документов внутри дел облегчит и ускорит поиск необходимой информации.