Вопрос 15.Профориентационная деятельность социального педагога: цели, задачи, функции, методы.

Проф. ориентация – целенаправленная деят-ть по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Представляет собой единство практической деят-ти и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися.

Система профориентации школьников – организованная, управляемая деят-ть различных госуд-х и обществен-ных организаций, предприятий, учреж-й и школы, семьи, направленная на совершенствование процесса проф-го и соц-го самоопределения школьников в интересах личности и общества.Урок – основная организационная форма учебно-воспитат-го процесса в школе. Проф.ориентация – составляющая часть этого процесса.

В настоящее время система профориентационной работы включает деят-ть по следующим направлениям:

1.Проф.просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.Предполагает:

- сообщение сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых проф-ей к психофизиологич-м кач-вам личности, оплате труда.

- формирование целостного представления о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, проф-ях;

- учет направленности в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

- должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

- ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с проф.интересами, склонностями и способностями и динамикой развития этих особенностей у молодежи. Необходимо учитывать состав учащихся по возрасту и полу.

Составной частью профпросвещ-я является профпропаганда.Основными формыпрофпропаганды – встречи с представителями профессий, лекции о отраслях нар.хозяйства, производствах и профессиях; беседы, посвященные ознакомлению с какой-то одной профессией, группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для чел-ка. Тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям и интересам уч-ся.

2.Предварительная проф. диагностика: выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. Изучение характерных особенностей личности: ценностные ориентации, потребности, склонности, способности, проф.направленность, проф.намерения, мотивы выбора профессии, характер, темперамент, здоровье.

3.Проф.консультация: индивидуальная помощьспециалистов-профконсультантов в выборе профессии, трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Выделяют 3 этапа в работе по профконсультации: --Подготовительная профконс. подводит к осознанному выбору профессии (ведется в течение всего школьн.обуч-я).

-Завершающая профконс. - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. В 8-11 классах, проводит соц.п-г совместно с учителями школы.

-Уточняющая: выходит за рамки школы, осуществляется в средних проф-тех училищах, вузах, предприятиях и т.п.

4.Проф.отбор: выбор тех, кто более успешно может освоить данную проф-ю и выполнять связанные с ней обязанности. Определяется проф.пригодность чел-ка на основе физиологических и интеллектуальных различий.

5. Социально-профессиональная адаптация - процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д., к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей проф.ориентации и проф. подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

6. Проф.воспитание: формирование у уч-ся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия и т.д.

Методы проф. воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию пед.коллективов в процессе проф. ориентации, осуществляемой школой, семьей, общественностью. Педагог помогает школьникам осознать их склонности и способности, направляет развитие их проф. интересов. Он должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, своих возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия, чтобы достичь цели профориентации, реализовать широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.


Наши рекомендации