Вопрос 14.Социально-педагогическая служба в школе. Направления и методы взаимодействия социального педагога с классными руководителями и педагогами.

Школа — одно из традиционных мест деятельности соц.п-гов. Введение ставки соц.п-га в школе определяется ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании». Цели соц-пед. деят-ти в обра­зовательном учреждении:

-способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации уч-ся из соц.неблагополучных семей и слоев общества;

- знакомить всех учащихся, независимо от происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, общественными запросами, готовить к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в соц-х процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспых­нуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

-использует методы анализа, консультир-я, лечения и активизации, охватывая не только уч-ся, но и их родителей;

- тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, всеми кто прояв­ляет интерес к его работе;

- оказывает всестороннюю помощь ученикам и группам, работает с учительским коллективом;

- воздействует на позитивное изменение социального поля вшколе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам работников учреждений образ-я РФ соц.педагог:

- осуществляет мероприятия по воспит-ю, об­раз-ю, развитию и соц.защите в учреж-х и по месту жительства уч-ся;

-изучает психолого-медико-педагогические особенности лич­ности обучающихся и ее микросреды, условия жизни;

- выявляет потребности, трудности, конфликты, отклонения в повед. и своевременно оказывает соц.помощь, поддержку;

- посредничает м/у уч-ся и учрежд-ем,семьей,средой,специалистами различ. соц.служб, ведомств и администраций;

- определяет задачи, формы, методы соц.-пед работы, способы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц.защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся;

- организует различ. виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, утверждении;

- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- содействует созданию обстановки псих.комфорта, безопасности личности, обеспеч. охрану жизни, здоровьяуч-ся;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегат. вкладов, использованию ценных бумаг учащихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

- взаимодействует с учителями, родит-ми (лицами, их заменяющими), специалистами соц.служб, семейных и моло-дежных служб занятости, благотворит. организац-ми и др. в оказании помощи уч-ся, нуждающимся в опеке и попе-чительстве, с ограниченными физ. возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации.

Основные задачи соц. педагогаобразоват-го учреждения- соц.защита прав детей, создание благоприятных условий для развития реб-ка, установление связей и партнерских отношений м/у семьей и образоват-м учрежд-м.

Соц.п-г - равноправный член пед.коллектива, участвует в работе пед.советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер соц-пед деят-ти, режим работы соц.п-га должен быть вариативным, гибким.График работы соц.п-га утверждается руководителем школы. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне школы. Оплата труда, отпуска, соц.защита-по закону.

Основные принципы и функции социально-педагогической службы (СПС) в школе.

СПС школы ориентирована на объединение педагогич-х воздействий школы и окруж. среды. Направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, уч-ся, родителей, внешних соц.структур для оказания реальной, квалифицир-й всесторонней помощи уч-ся в процессах становления и развития.

Принципами деятельности социальной службы являются:

1. Личностный подход к ребенку: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

2. Оптимистическая гипотеза — вера в ребенка, опора на положительное в нем.

3. Объективность подхода к ребенку — знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности.

4. Коммуникативность — способность к быстрому общению со всеми субъектами соц.воспит-я (администрации школы, педагогов, родителей и т.д.) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.

5. Неразглашение информации о ребенке и его семье.

Основные функции соц. службы: Диагностическая: изучение и оценивание особенностей деят-ти личности, школьного коллектива в целом, неформальных объединений, в которых участвуют уч-ся школы, степень и направ-ленность влияния микросреды, особенности семьи, соседской среды, позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей.Прогностическая: составление на основе наблюдений, исслед-й прогноза развития соц.ситуации, группы, личности.Консультативная: разработка методик коррекции поведения уч-ся, педагогов, родителей.Профилактическая: разработка мер по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих влияние на личность, коллектив, учебно-восп-й процесс в школе.Защитная: обеспечение мероприятий по охране и защите прав детей. Опекунская: организация питания, медицин.Обслуж-я, продление времени пребывания детей в школе.Организаторская: организация социально-значимой деят-ти, разумного досуга детей в открытой среде.

Структура социальной службы.В методич-й работе соц.п-ги объединены в кафедру соц.педагогики, где решают проблемы формирования единых педагогич-х позиций школы и семьи. В соответствии с целями создаются подразделения, направленные на непосредств-ю работу с детьми, их семьями и соц.окружением: территориальная соц.служба, которую осуществляют соц.п-ги; внутришкольная служба соц.заботы о детях (классные руководители, организаторы внеклас. работы); психологич-я служба (психолог, логопед); медицинская служба (врач, медсестра).


Наши рекомендации