Урок бывает традиционный или инновационный.
Традиционный – урок-лекция, комбинированный урок, урок изложения нового материала.
Инновационный– урок-конкурс, урок-игра, урок-викторина, урок-семинар, урок-конференция, урок-дискуссия, урок-экскурсия.
Обязательное наличие структуры компонентов в уроке:
1. организационный;
2. постановка целей, задач, мотивации;
3. подведение итогов урока.
Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям:
* урок изучения новых знаний – основное время отводится на передачу и усвоение новых ЗУН. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений;
* уроки совершенствования ЗУН. Этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения ЗУН; уроки формулирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ; б) урок – лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар;
* урок обобщения и систематизации изученного– сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по определенным разделам учебных программ и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысление их логики;
* урок проверки и контроля знаний – уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;
* комбинированный урок – это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.
Подготовка учителя к уроку:
1 этап – тематическое планирование: тщательное изучение учебной программы по предмету; изучение образовательных стандартов; выделение основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме; разработка программы работы учащихся по данной теме: * намечаются основные ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся при изучении материала данной темы; * перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме, а также важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах и т.д.; * характеризуются типы задач, которые учащиеся должны научиться решать;
2 этап – поурочное планирование: разработка цели урока, каждого его шага: * тщательный анализ учебного материала, его структурирование; * прогнозирование будущего урока (его мысленное проигрывание); * разработка учителем сценария своих действий и действий учащихся; запись в специальной тетради плана урока в той или иной форме.
План урока– начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.
№10 Диагностика в обучении
Диагностика— это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Диагностирование обучения, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучения. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего года.
Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность.
В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы; сравнение набдюдаемого нами поведения с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения. Не менее важно прогнозировнаие, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Требуется сообщать другим оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи можно оказать влияние на их поведение в будущем.
Способы диагностирования:
* наблюдение за повседневной работой учащихся;
* проверка выполнения домашнего задания;
* наблюдение за выполнение заданий в классе;
* контрольные и самостоятельные работы, экскурсии в целях проверки знаний;
* творческие работы;
* тестирование обученности и воспитанности школьников;
* исследование потенциальных возможностей учеников;
* проектирование индивидуального и личностного ориентированного учебно-воспитательного процесса.
Контроль – это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых, это способов получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса.
Проверка – обеспечение обратной связи между учителем и учеником.
Знания– результаты процесса познания, отражающиеся в сознании человека в виде представлений, понятий, идей, теорий и др.
Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка – как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка – это качественный показатель работы учащихся. Отметка – это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки.
Формы:
1. метод наблюдения – это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения.
2. метод устного контроля – в их основе лежит вопросно-ответная форма или монологический ответ учащегося. Это опрос, беседа, схемы, сообщение об опыте, зачет, устный экзамен и др.;
3. метод письменного контроля – характеризуется высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся;
4. метод практического контроля – имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. (составление таблиц, схем, карт, чертежей и т.д.);
5. дидактические методы – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов.
Выделяют метод графического контроля, метод программированного и лабораторного контроля.
Основные виды проверки и оценки знаний:
1. текущая проверка и оценка знаний.
2. четвертная проверка и оценка знаний.
3. годовая оценка знаний.
4. выпускные и переводные экзамены. Методы эти необходимо применять для выявления, в какой мере учащийся овладевают знаниями.
Методы проверки и оценки знаний:
а) повседневное.
б) устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
в) контрольная работа.
г) проверка домашнего задания.
д) программированный контроль.
Контроль и диагностика в обучении выделяют следующие функции:
1. управление процессом обучения и его коррекции;
2. воспитание познавательной мотивации и стимулирования деятельности учащихся.
3. воспитание и развитие учащихся. Результатом контроля является выставление отметок. Контроль— проверка процесса и результата трудов ученика.
Требования к контролю: объективность, требовательность, систематичность, разнообразие форм, всесторонность. Виды контроля: устный допрос у доски, фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, диктанты, сочинения, индивидуальные задания. Оценка — процесс, деятельность оценивания осуществляемая учителем или самим учеником.
№ 11
Концепция 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
Кодекс ст.18, ст. 1п.11
№ 12 Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания (кодекс стр.3п.1) (в концепц п. 2.2, 2.4, 2.1)
Воспитание— целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Самовоспитание - это одновременно социальное, психологическое и социальное явление, причем решающая роль принадлежит социальным факторам, поскольку требует социализации личности.
Метод воспитания — основной способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника направленный на решение задач воспитания.
Средство воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся:
а) виды деятельности (труд, игра);
б) предметы, вещи (игрушки, оборудование).
в) произведения и явления духовной и материальной культуры.
г) природа.
Существует несколько классификаций методов:
1. по источнику влияний:
а) словесные (рассказ, беседа, инструктаж);
б) наглядные (экскурсии);
в) практические (оформление выставки и т. д.).
2. по основным компонентам характеризующим личность:
а) формирование знаний, суждений, убеждений (методы формирования личности: лекции, беседы, диспуты, примеры);
б) формирование умений, навыков, привычек, воли, характера (методы организации деятельности и опыта общественного поведения: организация деятельности, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, поручение);
в) развитие переживаний, отношений (методы стимулирования: соревнования, поощрения, наказания). Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для раз вития у них таких компонентов личностных качеств, как потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды и убеждения, навыки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования.
Общие методы воспитания: убеждение, положительный пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, переключение на другие виды деятельности, контроль за поведением. В отличие от методов средства воспитания представляют конкретные формы и виды воспитательной работы которые используются в процессе применения того или иного метода.
Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые.
Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:
• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
• групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.
Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной
В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:[25]
• словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
• практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;
• наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;
2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;
3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др
№13 Формирование научного мировоззрения учащихся
Термин мировоззрения возник в 18 веке.
Мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов его убеждений и идеалов,в кот. проявляется его отнош. к развитию природы и общества.
Структура:
- объективные компоненты (система знаний);
- субъективные компоненты (взгляды, убеждения, идеалы человека).
Знания как объективный компонент мировоз. предст. собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего предположения (мысли) личности. Знания – основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою очередь – цель и результат воспитания.Чтобы знания способст. формиров.и развития должны перейти к субьективным компонентам.Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, который, связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение чел. своих отношений к этим явлениям.Убеждения – совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искусству и кот. определяют прочность жизненной позиции личности, характер ее деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.
Идеал – это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением личности; предугадывание того, каким человек хочет и может стать.
Лихачев выделяет ряд важных общественных функций мировоззрения:
- просветительская функция; - воспитательная функция; - развивающая функция; - организационная функция; - прогностическая функция.
Виды мировоззрения: научное, религиозное, житейское (обыденное) мировоззрение.
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный опыт личности. В основе лежит вера человека в существование Бога или сверхъестественных сил, в бессмертие души.
Житейское (обыденное) мировоззрение формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей и передается от поколения к поколению в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизированных представлений о мире.
Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения:
а) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;
б) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей;
в) вырабатывать у учащихся стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;
г) научить учащихся оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступает против антинаучных взглядов и др.
Научное мировоззрение формируется:
- на всех учебных занятиях;
- во время общения и взаимодействия;
- в процессе разнообразной деятельности школьников;
- во внеклассной и внешкольной работе;
- под воздействием СМИ, телевидения, радио;
- в процессе самообразования и самовоспитания и др.
№14 Формирование основ нравственной культуры личности (п.3.1)
Нравственное воспитание (НВ)—это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека.
Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений).
Высший уровень сформированности нравственного сознания — убеждения. Сознание — наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная задача— формирование сознания и организация контроля над ним. Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения. Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:
1)Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).
2)Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).
3)Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо).
4)Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках).
2. Воспитание и развитие нравственных чувств — это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств. Используются методы: личный пример, внушение, совет и т. д.
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков
Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, Само же формирование нравственных отношений осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:
♦ анализ нравственной воспитанности учащихся и формирования
у них потребности в ее развитии и совершенствовании;
♦ включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению
сущности формируемых качеств и способов их проявления;
♦ выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;
♦ формирование соответствующих навыков и привычек поведения;
♦ развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающие
преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдет
норм и правил морали.
НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формировании потребности школьника а саморазвитии.
К средствам НВ относятся общие и специфические методыи формывоспитания:
♦ Нравственное просвещение как один из методов состоит в информиро-
вании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных про
блем
♦ вовлечение учащихся в деятельность трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
♦ Создание воспитывающих ситуаций
♦ Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений
♦ Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.
♦ К формам нравственного воспитания, кроме специальных урокоь. относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи этической тематики.
♦ Одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа.
♦ Нравственные упражнения — это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.
Таким образом, нраве гвенное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов,
Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.
№ 14Формирование основ нравственной культуры личности. (п.3.1) (задача 1)
В каждом обществе вырабатываются правила, которые регулируются поведением (правовые нормы, постановление государственных органов; уставы, инструкции).
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Мораль – правила, нормы регулирующие отношение людей.
Нормы и правила поддерживаются общественным мнением, традициями (добро и зло).
Задачи нравственного воспитания:
1) Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.
Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:
а) представление (знает, что такое хорошо и плохо);
б) понятие (может объяснить, что хорошо и плохо);
в) убеждения (определил для себя, что такое хорошо и плохо);
г) поступок, действие (проявляет свои установки в поступках).
2) Воспитание и развитие нравственных чувств – это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств.
3) Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения.
К средствам нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы воспитания:
* нравственное просвещение - служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях;
* вовлечение учащихся в деятельность: трудовую, общественную, художественную и др.
* создание воспитывающих ситуаций;
* использование ролевой игры, обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек;
* поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения;
* беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции этической тематики;
* одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа;
* нравственные упражнения – это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитания правил и норм нравственного поведения.
№15 Формирование этетической культуры личности (задача8) (п.3.9)
Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности.
Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.
Эстетическое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.
Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению.
Эстетический вкус — это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса.
Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.) учащихся.
Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика. В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства. В первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры. Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие.
Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.
№16 Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. (задача№4) (п. 3.5)
Трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся.
Функции трудового воспитания:
* обучающая – овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
* развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
* воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, инициативность.
Задачами трудового воспитания являются:
* формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;
* развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
* воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности;
* вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры, умственного и физического труда.
Виды труда:
1) учебный труд – включает в себя труд умственный и физический;
2) внеучебный общественно-полезный труд: (производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий, общественно-организационный.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении
Компоненты системы профессиональное ориентации:
- профессиональное просвещение (профинформация);
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- профессиональная адаптация.
Работа в школе по профориентации включает три направления:
1) ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей, с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессией;
2) приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей;
3) организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских и в УПК.
Результат профориентационной работы в школе – профессиональное самоопределение учащихся.
№ 16 Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся (п.3.5)(в конц задача №4)
Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии.
функции трудового воспитания:
♦ обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
♦ развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
♦ воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность
Задачами трудового воспитанияявляются:
♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельн.
♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда
Содержаниетрудового воспитания определяется названными задачами а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.
Содержательную основу трудового воспитания школьников составим ют следующие виды труда:
♦ Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Интел. труд — один из самых сложных и тяжелых. В школе осуществляется специальное трудовое обучение.
♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды
внеучебного общественно полезного труда: производительный; общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Производительный трудво внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него входит трудовая производственная практика. Общественно значимый, результативный трудвключает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, макулатуры, лекарственных растений, даров леса; работа по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым. Бытовой, самообслуживающий трудимеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельностьучащихся и школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной комнаты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусора на прилегающей к школе территории. Бытовой трудв семье включает в себя уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за животными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов…
Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого трудав жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.
♦ Эффективность трудового обучения и воспитания возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию материальных ценностей и в сфере обслуживания.
Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко использовать такие формыработы, как: изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.; регулярный домашний труд школьников; создание школьных кооперативов; накопление в школе трудовых традиций; беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми; все виды трудовой деятельности и др.
Трудолюбие— результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество,
Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, и квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.
Система профессиональной ориентации включает в:
Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психо-физиологических требованиях тех или иных профессий.
Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.
Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов)
Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заве