Урок бывает традиционный или инновационный.

Традиционный – урок-лекция, комбинированный урок, урок изложения нового материала.

Инновационный– урок-конкурс, урок-игра, урок-викторина, урок-семинар, урок-конференция, урок-дискуссия, урок-экскурсия.

Обязательное наличие структуры компонентов в уроке:

1. организационный;

2. постановка целей, задач, мотивации;

3. подведение итогов урока.

Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям:

* урок изучения новых знаний – основное время отводится на передачу и усвоение новых ЗУН. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений;

* уроки совершенствования ЗУН. Этот тип урока разбивают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения ЗУН; уроки формулирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ; б) урок – лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар;

* урок обобщения и систематизации изученного– сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по определенным разделам учебных программ и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысление их логики;

* урок проверки и контроля знаний – уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;

* комбинированный урок – это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.

Подготовка учителя к уроку:

1 этап – тематическое планирование: тщательное изучение учебной программы по предмету; изучение образовательных стандартов; выделение основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме; разработка программы работы учащихся по данной теме: * намечаются основные ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся при изучении материала данной темы; * перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме, а также важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах и т.д.; * характеризуются типы задач, которые учащиеся должны научиться решать;

2 этап – поурочное планирование: разработка цели урока, каждого его шага: * тщательный анализ учебного материала, его структурирование; * прогнозирование будущего урока (его мысленное проигрывание); * разработка учителем сценария своих действий и действий учащихся; запись в специальной тетради плана урока в той или иной форме.

План урока– начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.

№10 Диагностика в обучении

Диагностика— это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Диагностирование обучения, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучения. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего года.

Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность.

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы; сравнение набдюдаемого нами поведения с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения. Не менее важно прогнозировнаие, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Требуется сообщать другим оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи можно оказать влияние на их поведение в будущем.

Способы диагностирования:

* наблюдение за повседневной работой учащихся;

* проверка выполнения домашнего задания;

* наблюдение за выполнение заданий в классе;

* контрольные и самостоятельные работы, экскурсии в целях проверки знаний;

* творческие работы;

* тестирование обученности и воспитанности школьников;

* исследование потенциальных возможностей учеников;

* проектирование индивидуального и личностного ориентированного учебно-воспитательного процесса.

Контроль – это выявление, измерение, оценивание ЗУНов обучаемых, это способов получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса.

Проверка – обеспечение обратной связи между учителем и учеником.

Знания– результаты процесса познания, отражающиеся в сознании человека в виде представлений, понятий, идей, теорий и др.

Оценивание выступает как процесс проверки, а оценка – как результат проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка – это качественный показатель работы учащихся. Отметка – это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки.

Формы:

1. метод наблюдения – это систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения.

2. метод устного контроля – в их основе лежит вопросно-ответная форма или монологический ответ учащегося. Это опрос, беседа, схемы, сообщение об опыте, зачет, устный экзамен и др.;

3. метод письменного контроля – характеризуется высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся;

4. метод практического контроля – имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. (составление таблиц, схем, карт, чертежей и т.д.);

5. дидактические методы – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов.

Выделяют метод графического контроля, метод программированного и лабораторного контроля.

Основные виды проверки и оценки знаний:

1. текущая проверка и оценка знаний.

2. четвертная проверка и оценка знаний.

3. годовая оценка знаний.

4. выпускные и переводные экзамены. Методы эти необходимо применять для выявления, в какой мере учащийся овладевают знаниями.

Методы проверки и оценки знаний:

а) повседневное.

б) устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

в) контрольная работа.

г) проверка домашнего задания.

д) программированный контроль.

Контроль и диагностика в обучении выделяют следующие функции:

1. управление процессом обучения и его коррекции;

2. воспитание познавательной мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

3. воспитание и развитие учащихся. Результатом контроля является выставление отметок. Контроль— проверка процесса и результата трудов ученика.

Требования к контролю: объективность, требовательность, систематичность, разнообразие форм, всесторонность. Виды контроля: устный допрос у доски, фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, диктанты, сочинения, индивидуальные задания. Оценка — процесс, деятельность оценивания осуществляемая учителем или самим учеником.

№ 11

Концепция 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

Кодекс ст.18, ст. 1п.11

№ 12 Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания (кодекс стр.3п.1) (в концепц п. 2.2, 2.4, 2.1)

Воспитание— целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Самовоспитание - это одновременно социальное, психологическое и социальное явление, причем решающая роль принадлежит социальным факторам, поскольку требует социализации личности.

Метод воспитания — основной способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника направленный на решение задач воспитания.

Средство воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся:

а) виды деятельности (труд, игра);

б) предметы, вещи (игрушки, оборудование).

в) произведения и явления духовной и материальной культуры.

г) природа.

Существует несколько классификаций методов:

1. по источнику влияний:

а) словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

б) наглядные (экскурсии);

в) практические (оформление выставки и т. д.).

2. по основным компонентам характеризующим личность:

а) формирование знаний, суждений, убеждений (методы формирования личности: лекции, беседы, диспуты, примеры);

б) формирование умений, навыков, привычек, воли, характера (методы организации деятельности и опыта общественного поведения: организация деятельности, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, поручение);

в) развитие переживаний, отношений (методы стимулирования: соревнования, поощрения, наказания). Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для раз вития у них таких компонентов личностных качеств, как потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды и убеждения, навыки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования.

Общие методы воспитания: убеждение, положительный пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, переключение на другие виды деятельности, контроль за поведением. В отличие от методов средства воспитания представляют конкретные формы и виды воспитательной работы которые используются в процессе применения того или иного метода.

Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

• групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:[25]

• словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

• практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

• наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др

№13 Формирование научного мировоззрения учащихся

Термин мировоззрения возник в 18 веке.

Мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов его убеждений и идеалов,в кот. проявляется его отнош. к развитию природы и общества.

Структура:

- объективные компоненты (система знаний);

- субъективные компоненты (взгляды, убеждения, идеалы человека).

Знания как объективный компонент мировоз. предст. собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего предположения (мысли) личности. Знания – основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою очередь – цель и результат воспитания.Чтобы знания способст. формиров.и развития должны перейти к субьективным компонентам.Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, который, связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение чел. своих отношений к этим явлениям.Убеждения – совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искусству и кот. определяют прочность жизненной позиции личности, характер ее деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Идеал – это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением личности; предугадывание того, каким человек хочет и может стать.

Лихачев выделяет ряд важных общественных функций мировоззрения:

- просветительская функция; - воспитательная функция; - развивающая функция; - организационная функция; - прогностическая функция.

Виды мировоззрения: научное, религиозное, житейское (обыденное) мировоззрение.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный опыт личности. В основе лежит вера человека в существование Бога или сверхъестественных сил, в бессмертие души.

Житейское (обыденное) мировоззрение формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей и передается от поколения к поколению в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизированных представлений о мире.

Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения:

а) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

б) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей;

в) вырабатывать у учащихся стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

г) научить учащихся оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступает против антинаучных взглядов и др.

Научное мировоззрение формируется:

- на всех учебных занятиях;

- во время общения и взаимодействия;

- в процессе разнообразной деятельности школьников;

- во внеклассной и внешкольной работе;

- под воздействием СМИ, телевидения, радио;

- в процессе самообразования и самовоспитания и др.

№14 Формирование основ нравственной культуры личности (п.3.1)

Нравственное воспитание (НВ)—это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включе­ния учащихся в разнообразные виды практической деятельности.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взгля­дов, убеждений).

Высший уровень сформированности нравственного сознания — убеж­дения. Сознание — наше внутреннее состояние. О росте сознания свиде­тельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная зада­ча— формирование сознания и организация контроля над ним. Это совмест­ная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения. Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:

1)Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).

2)Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).

3)Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо).

4)Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках).

2. Воспитание и развитие нравственных чувств — это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств. Используются методы: личный пример, внушение, совет и т. д.

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключа­ется в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост на­шего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконрав­ственных поступков

Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, Само же формирование нравственных отношений осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

♦ анализ нравственной воспитанности учащихся и формирования
у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

♦ включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению
сущности формируемых качеств и способов их проявления;

♦ выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

♦ формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

♦ развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающие
преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдет
норм и правил морали.

НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формировании потребности школьника а саморазвитии.

К средствам НВ относятся общие и специфические методыи формывоспитания:

♦ Нравственное просвещение как один из методов состоит в информиро-
вании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных про
блем

♦ вовлечение учащихся в деятельность трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

♦ Создание воспитывающих ситуаций

♦ Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений

♦ Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.

♦ К формам нравственного воспитания, кроме специальных урокоь. относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи этической тематики.

♦ Одним из главных методов нравственного воспитания является эти­ческая беседа.

♦ Нравственные упражнения — это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного пове­дения. Они адресованы в основном младшим школьникам.

Таким образом, нраве гвенное воспитание осуществляется на всех учеб­ных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов,

Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, нали­чие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их вы­полнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.

№ 14Формирование основ нравственной культуры личности. (п.3.1) (задача 1)

В каждом обществе вырабатываются правила, которые регулируются поведением (правовые нормы, постановление государственных органов; уставы, инструкции).

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Мораль – правила, нормы регулирующие отношение людей.

Нормы и правила поддерживаются общественным мнением, традициями (добро и зло).

Задачи нравственного воспитания:

1) Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:

а) представление (знает, что такое хорошо и плохо);

б) понятие (может объяснить, что хорошо и плохо);

в) убеждения (определил для себя, что такое хорошо и плохо);

г) поступок, действие (проявляет свои установки в поступках).

2) Воспитание и развитие нравственных чувств – это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств.

3) Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения.

К средствам нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы воспитания:

* нравственное просвещение - служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях;

* вовлечение учащихся в деятельность: трудовую, общественную, художественную и др.

* создание воспитывающих ситуаций;

* использование ролевой игры, обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек;

* поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения;

* беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции этической тематики;

* одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа;

* нравственные упражнения – это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитания правил и норм нравственного поведения.

№15 Формирование этетической культуры личности (задача8) (п.3.9)

Эстетическое воспитание — направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности.

Эстетическая культура — важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению.

Эстетический вкус — это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.) учащихся.

Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика. В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства. В первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры. Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие.

Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

№16 Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся. (задача№4) (п. 3.5)

Трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое воспитание тесно связано с технической подготовкой учащихся.

Функции трудового воспитания:

* обучающая – овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

* развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;

* воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, инициативность.

Задачами трудового воспитания являются:

* формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;

* развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

* воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности;

* вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры, умственного и физического труда.

Виды труда:

1) учебный труд – включает в себя труд умственный и физический;

2) внеучебный общественно-полезный труд: (производительный; результативный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий, общественно-организационный.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении

Компоненты системы профессиональное ориентации:

- профессиональное просвещение (профинформация);

- профессиональная диагностика;

- профессиональная консультация;

- профессиональный отбор;

- профессиональная адаптация.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1) ознакомление учащихся с особенностями различных профессий и специальностей, с требованиями по подготовке к овладению выбранной профессией;

2) приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей;

3) организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских и в УПК.

Результат профориентационной работы в школе – профессиональное самоопределение учащихся.

№ 16 Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся (п.3.5)(в конц задача №4)

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудо­вой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования твор­чества, стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое вос­питание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехни­ческое образование обеспечивает знание основ современной техники, тех­нологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовы­ми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии.

функции трудового воспитания:

♦ обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

♦ развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмо­ционально-волевое, социальное развитие;

♦ воспитательная — правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность

Задачами трудового воспитанияявляются:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельн.

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда

Содержаниетрудового воспитания определяется названными задачами а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составим ют следующие виды труда:

♦ Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Интел. труд — один из самых сложных и тяжелых. В школе осуществляется специальное трудовое обучение.

♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды
внеучебного общественно полезного труда: производительный; общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; общественно-организационный. Производительный трудво внеклассной работе организуется руководителем школы, органами самоуправления и общественны­ми организациями. В него входит трудовая производственная практика. Общественно значимый, результативный трудвключает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, маку­латуры, лекарственных растений, даров леса; работа по ока­занию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и преста­релым. Бытовой, самообслуживающий трудимеет целью удовлетворение бы­товых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельностьучащихся и школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной ком­наты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусо­ра на прилегающей к школе территории. Бытовой трудв семье включает в себя уборку постели, стирку мел­ких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за жи­вотными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов…

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого трудав жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организа­ции и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.

♦ Эффективность трудового обучения и воспитания возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию матери­альных ценностей и в сфере обслуживания.

Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко ис­пользовать такие формыработы, как: изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.; регулярный домашний труд школьников; создание школьных кооперативов; накопление в школе трудовых традиций; беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художествен­ные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми; все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие— результат трудового воспитания, обучения и профес­сиональной ориентации и выступает как личностное качество,

Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, и квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную си­стему социально-экономических, психолого-педагогических, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Система профессиональной ориентации включает в:

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школь­никам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психо-физиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отно­шению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов)

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности сво­боды выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние спе­циальные учебные заве

Наши рекомендации