Прикладные задачи психологии труда
Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, - это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда. Для решения этих задач проводят технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение новой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение вентиляции и освещения в помещении благотворно сказывается на здоровье работающих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование свойств индивида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических особенностей работающих. Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются
совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимствованы и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний человека.
Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:
1. Изучение путей формирования гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда».
2. Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности. Проблема достижения человеком профессионального акме.
3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры.
4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры.
5. Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний.
6. Изучение взаимосвязей свойств индивида, отношений личности и психических состояний как фактора успешного и безопасного труда.
Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией труда, и она имеет все предпосылки для их решения.
Психология труда имеет короткую, но полную драматических поворотов историю. В ней еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последние десятилетия свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологической науки.
11.Эмпирические и теоретические,индуктивные и дедуктивные методы психологии труда.
Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной. Наблюдение является первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне научного познания. К эмпирическим методам исследования относят все те методы, приемы, способы познавательной деятельности, а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики или непосредственным результатом её. Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
12.Сущность и содержание инженерной психологии
В современном мире возрастает роль психологических знаний о человеке, управляющем технологическим процессом на заводе, в энергетической системе, на транспорте. Участившиеся аварии и катастрофы в последнее время напрямую связаны с деятельностью операторов и прекращением фундаментальных исследований операторского труда. Уменьшение количества разработок происходит по причинам экономического характера.Психологам необходимо разбираться в особенностях проектирования, изучения и преобразования сложных человеко-машинных систем. Инжене́рная психоло́гия — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, а также техническими средствами автоматизации. Важнейшими составляющими его стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятия решенийв условиях ограниченного времени, роста цены ошибочных действий.
В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.
Основные направления инженерной психологии:
Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.;Инженерно-психологическое проектирование;Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.;Анализ психологической структуры деятельности операторов.;Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.;Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.;Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».;Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.;Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.;Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.;Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.;Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информационных) систем.