Критерии отбора учебных материалов и вспомогательных средств при изучении экономии

По своему назначению учебные материалы и средства обучения делятся на 3 группы:

информативные - позволяют ускорить восприятие сложной и большой по объему информации и оптимально ориентироваться в оперативных действиях. Учебники, учебные издания.

Оперативное - возможность осуществлять определенные задачи и операции:-аналитические указания, - задачники

Контрольные - предназначены для проверки усвоенных знаний - бланки тестов, завдвнь, комп. Программ

Можно выделить также технические средства обучения: - аудиальные (магнитофонные записи-эффективны, если количество учащихся не пкревищуе 20 и в небольшой аудитории), - визуальные (проектор-привлекается и зрительная и слуховая память "память, память" память на движения, доски-здесь действует фактор движения и фактор наглядности, поэтому достаточно эффективно)

Информативного средства обучения лучше применять в начале изучения темы, когда есть необходимость усвоить базовые понятия, термины, их составляющие, и классификации, раскрыть их сущность и взаимосвязь "связки.

Оперативные средства необходимы для выработки умений применять знания на практике.

Регулировки помогут установить обратную связь "Связь с учениками, выявить вопросы, с которыми у них возникают трудности, и еще раз объяснить непонятное.

В ходе лекции необходимо изменять различные средства несколько раз, потому что, как известно, внимание учеников хорошо держится 15-20 минут, а смена деятельности помогает удержать внимание учащихся.

12. Базовые экономические знания как инструменты экономического мышления.


Базовые экономические знания – те инструменты экономического мышления, которыми мы пользуемся в процессе анализа и разрешения экономических проблем, закономерностей. Некоторые экономические понятия достаточно просто можно объяснить на любой стадии обучения, другие можно давать лишь в комплексе понятий.
Уровень экономических знаний в различных типах предпринимательской деятельности условно рассматривается на уровне:


  • обывателя (70% населения);

  • представителя малого бизнеса (20%);

  • среднего предпринимателя (8%);

  • менеджер-стратег (2%).


Стандарты базовых экономических знаний должны разрабатываться в рабочей программе экономического курса. Такие стандарты необходимы для определения основных понятий, входящих в содержание курса на разных уровнях обучения в системе непрерывного экономического образования. Базовые экономические знания, развивающиеся на каждом последующем этапе обучения в совокупности формируют экономическое мышление от обыденного до научного.

13. Методические пути развития креативности и инновацийности экономического мышления и поведения.

Креативнисть - это умение творчески мыслить, генерировать новые идеи, а инновацийность - это способность понять это новое и воплотить его в практику. Активно изучая экономические категории, инструменты и закономирности, не нужно забывать, что экономика - не только сфера принятия экономических решений, но и отрасль сложных психологических реакций и явлений, которые связаны с мышлением и поведением людей.

Для эффективного развития мышления в учебе необходимо, чтобы задания, курсовые работы и проекты имели элементы исследовательского, проблемного характера. Мышление человека развивается только тогда, когда он сам решает свои проблемы; ищет и находит собственный путь их решения.
Умение и навыки творческого мышления студентов формируются в три этапа:
I - репродуктивный (формирование начальных навыков на практических занятиях;
II - продуктивний (закрепление навыков при выполнении индивидуальных заданий комплексного характера)
III этап - участие в креатив-проэктах.

14. Методические требования к подготовке и проведению практических и семинарских занятий по экономическим дисциплинам.

Чтобы проводить практические и семинарские занятия по экономическим дисциплинам необходимо знать закономерности обучения.

Важные дидактические закономерности обучения:

1. Поскольку усвоение - деятельность обучающегося, то передача содержания обучения означает организацию активности обучающегося. 2. Процесс усвоения реализуется через связь внешней и внутриней деятельности обучающегося 3.засвоення зависит от того, какие знания усваиваются 4. В целом процесс обучения происходит только при активной деятельности учащихся

В экономической подготовке ученикам треьа передать знания об экономике как системе, способ экономической деятельности. В этом плане особенно важно подчеркнуть, что как опыт творческой деятельности, так и опыт социального общения нельзя объяснить традиционным информационно-иллюстративным типом обучения.Для этого нужны специфические формы взаимодействия преподавателей и учащихся-проблемные и имитационно-игровые формы обучения. Определяют следующие виды семинарских занятий: 1.просеминары-это своеобразные практикумы для подготовки студентов для самостоятельной работы с первоисточниками, составление конспектов и т.д. 2.семинары, которые имеют множество разновидностей, есть развернутая беседа, комментированное чтение, дискуссия, конференция, решения проблемных задач, занятия на производстве и т.д.

Хорошо организованный семинар не только закрепляет знания и умения учащихся, но и развивает в них творческие способности, умение слушать другого и самому аргументированно выражать свои мысли, развивает логическое мышление и коммуникативные способности учащихся и студентов.

Наши рекомендации