Организация практики и режим работы
Педагогическая практика имеет следующую структуру и режим (при условии ее совместного прохождения двумя студентами).
1. Ознакомительный этап (первые 3 дня практики):
- Знакомство студента со школой, руководством школы, учителем класса, в котором будет стажироваться студент, учащимися данного класса.
- Психолого-педагогическое изучение учащихся и учебно-воспитательного процесса: посещение всех уроков в данном классе по всем предметам, классных часов и внеклассных занятий, изучение документации учителя.
- Планирование учебной и внеклассной работы на период практики, разработка индивидуальных планов работы студента, составление расписания.
- Изучение студентом программ и методической литературы по всем учебным предметам того класса, в котором проходит его практика, подготовка наглядных пособий, дидактического материала и т.д.
- Составление расписания проведения уроков, оформление карточки студента-практиканта (см. Приложение 1), передача этой карточки в течение первых трех дней практики руководителю практики.
2. Проведение первым студентом всех уроков по предметам гуманитарного цикла (обучение грамоте, чтение, русский язык, изобразительное искусство), вторым студентом – всех уроков по предметам естественно-математического цикла (математика, окружающий мир, технология) (4 дня в условиях шестидневной учебной недели или 3 дня в условиях пятидневной учебной недели).
3. Проведение первым студентом всех уроков по предметам естественно-математического цикла (математика, окружающий мир, технология), а вторым студентом – всех уроков по предметам гуманитарного цикла (обучение грамоте, чтение, русский язык, изобразительное искусство) (5 дней в условиях шестидневной учебной недели или 4 дня в условиях пятидневной учебной недели).
4. Проведение первым студентом уроков по всем учебным предметам, а вторым студентом – внеклассной работы (1 неделя).
5. Проведение первым студентом внеклассной работы, а вторым студентом – уроков по всем учебным предметам (1 неделя).
При условии индивидуального прохождения практики одним студентом устанавливается следующий режим:
№ | Этапы | Шестидневка | Пятидневка |
Ознакомительный этап | 3 дня | 3 дня | |
Проведение уроков по предметам гуманитарного цикла (обучение грамоте, чтение, русский язык, изобразительное искусство) | 4 дня | 3 дня | |
Проведение уроков по предметам естественно-математического цикла (математика, окружающий мир, технология) | 5 дней | 4 дня | |
Проведение уроков по всем учебным предметам | 1 неделя (6 дней) | 1 неделя (5 дней) | |
Проведение внеклассной работы | 1 неделя (6 дней) | 1 неделя (5 дней) |
Примечания. Этапы № 2 и № 3, а также этапы № 4 и № 5 могут меняться местами. Любые другие изменения режима практики допускаются только при согласовании с руководителем практики.
Виды деятельности студентов в период педагогической практики
Организационно-методический блок
• Ознакомление с общеобразовательным учреждением, с системой учебно-воспитательной работы школы и учителем начальных классов.
• Изучение системы планирования учебно-воспитательного процесса, знакомство с документацией, которую ведет учитель начальных классов (рабочая программа или календарно-тематическое планирование по предметам, классный журнал, план воспитательной работы и др.).
• Оформление и самостоятельное ведение школьной документации (заполнение классного журнала, дневников учащихся; проверка тетрадей учеников и др.)
• Оформление дневника педпрактики.
• Оказание помощи учителю в организации детей, в подготовке к урокам, в оформлении классной комнаты и т.п.
• Изготовление наглядных пособий, дидактических материалов и др.
• Участие в работе педагогического совета школы, методического объединения учителей начальных классов, в мероприятиях, проводимых в школе (семинары на базе школы, открытые уроки учителей и др.) при наличии возможностей.
• Проведение работы с родителями учащихся (на выбор студентов: индивидуальные беседы, работа с родительским комитетом, выступление на родительском собрании).
Рефлексивно-аналитический блок
• Углубленное изучение педагогического процесса как целостной системы, ее структуры, взаимодействия элементов, условий эффективного функционирования.
• Психолого-педагогическое изучение учащихся: диагностика уровня развития личности и классного коллектива, изучение межличностных отношений в классе, анализ учебной деятельности школьников. Использование полученных результатов в индивидуальной работе с детьми и коллективом.
• Углубленное изучение личности учителя–воспитателя, анализ всех уроков и воспитательной работы, проводимых учителем. Изучение организации труда учителя и учащихся. Анализ индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов.
• Анализ эффективности профессиональной деятельности учителя начальных классов. Выявление наиболее ценных методических приемов, форм осуществления деятельности, которые использовал педагог. Создание "методической копилки".
• Дальнейшее углубленное изучение целей образовательного процесса, учебных программ, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), учебников и учебных пособий, методических пособий по предметам начальной школы.
• Анализ собственной профессиональной деятельности в период педпрактики: ежедневный анализ совместно с учителем самостоятельно проведенных уроков, внеклассных занятий и других форм учебно-воспитательной работы; самоанализ уроков, посещенных преподавателями кафедры СППиПМНО; анализ итогов практики.
Учебно-воспитательный блок
• Моделирование, конструирование и осуществление учебной работы по всем предметам начальной школы. Определение целей, задач, отбор содержания учебного материала, выбор форм, методов и методических приемов, средств обучения в процессе подготовки уроков различных типов. Составление конспектов уроков. Самостоятельное проведение уроков.
• Освоение современных образовательных технологий. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
• Организация контроля за усвоением знаний учащимися. Проведение проверочных и контрольных работ, их оценка.
• Организация и проведение различных форм воспитательной работы со школьниками.
Исследовательский блок
• Выполнение исследования по теме курсовой работы (по согласованию с руководителем курсовой работы)
• Освоение различных методов научного исследования.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ