По разработке тематического портфолио по курсу

«История образования и педагогической мысли».

1.Тематический портфолио включает материалы, отражающие работу портфолио в рамках той или иной темы модуля.

2.Содержание портфолио:

· Обозрение педагогической мысли в определенной цивилизации в тот или иной исторический период, или какая-либо проблема в ее историческом развитии;

- глоссарий основных понятий по теме (10-15 ключевых понятий)

- подборка статей по теме

- список сайтов в сети Интернет по данной проблеме

- составление схемы беседы (коучинг) для выяснения актуальных аспектов темы

- методические рекомендации по изучению данной темы, что необходимо прочитать, проанализировать, с чего лучше начать изучение данной темы

- почему эта тема меня заинтересовала? Самоанализ в свободной письменной форме.

- цитаты известных педагогов, ученых по теме

- общие выводы по теме, что изменилось в моем представлении по данной теме

- интервью, отзывы преподавателей, студентов по теме или по вашему портфолио

· Персоналия и источник:

-полное библиографическое описание источника и его структура

-аннотация

-краткая историческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была написана данная работа

-сложный план источника

-краткий анализ каждой крупной части (главы) источника с определением своего отношения к высказываемым автором идеям.

-заключительный обобщающий вывод, какие из идей данной работы впоследствии были подвергнуты автором переосмыслению, какие идеи из педагогической системы автора не вошли в анализируемую работу.

· Таблицы, схемы, конспекты, в которых в предельно сжатой форме отражены основные идеи целого ряда авторов; представлены отдельные интересные проблемы в их историческом решении и системы образования ряда стран в те или иные исторические периоды

· Игровой материал, занимательные задания (кроссворды, сканворды, ребусы, тесты и т.п.)

Творческие задания:

Задание 1.

Проанализируйте тексты древне-русской литературы, дающие представление о целях и задачах воспитания в Древней Руси и Русском государстве: «Повесть временных лет», «Изборник», «Азбуковник», «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских».

Задание 2.

Учебные заведения Пскова: классические, реальные и военные гимназии, воспитательные задачи и методы воспитательной работы в них.

Задание 3.

Моделирование гуманистической воспитательной системы в традициях школы Пскова 18-20 вв. Создание модели воспитательной системы на основе Уставов и других документов, характеризующих воспитательную деятельность лучших учебных заведений Пскова.

Задание 4.

Подготовка и представление обзора художественной и мемуарной литературы по избранной теме. Предполагает работу в библиотеке для составления списка литературы по избранной теме и написание обзора на основании 3-4 источников.

Задание 5.

Сбор и обобщение материала по истории ПГПУ, составление краткой исторической справки по истории и современному состоянию учреждения.

Задание 6.

Написание и проведение экскурсии для школьников в музее псковской школы.

Темы рефератов, мультимедийных презентаций, творческих работ, докладов.

1. Образовательные системы в странах Древнего мира.

2. Образовательные системы в эпоху средневековья.

3. История школы и педагогики в Новое и Новейшее время.

4. Советская школа и педагогика.

5. Педагогические течения ХХ в. на Западе и в России.

6. Система традиционного обучения.

7. Система развивающего обучения.

8. Система свободного воспитания.

9. Система элитарного образования.

10. Система прагматического образования.

11. Система трудового образования.

12. Система национальной школы.

13. М.Монтень – взгляды на личность и ее воспитание.

14. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

15. Сумерки просвещения и выход из них в педагогике и философии В.Розанова.

16. Гуманистическая педагогика С.Френе.

17. Я.Корчак и его концепция любви к детям.

18. Н.Новиков – просветитель ХУIII в.

19. Народная педагогика К.Ушинского.

20. Педагогический опыт работы А.Макаренко с трудными подростками.

YI. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Формы контроля - контрольная работа, тест, зачет, текущий контроль на листах обратной связи.

Вопросы к зачету: «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

2. Исторические условия зарождения системы традиционного обучения.

3. Историческая обусловленность идеи развивающего обучения.

4. Исторические условия зарождения идеи свободного воспитания.

5. Особенности системы элитарного образования.

6. Система прагматического образования.

7. Историческая обусловленность идеи трудового образования.

8. Зарождение идеи национальной школы в педагогических учениях Я.А.Коменского, И.Ф.Гербарта, А.Дитервега, К.Д.Ушинского, В.Н.Сорока-Росинского.

9. История среднего образования в дореволюционной России и его организация (гимназии).

10. История лицейского образования.

11. Воспитание и обучение в Киевской Руси (10-13 в.в.).

12. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17 в.в.).

13. Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (14-17 в. в.). Братские школы.

14. Владимир Мономах как воспитатель и автор «Поучения».

15. «Домострой» о воспитании и нравственности.

16. Школьные реформы в России в первой половине 18 в. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

17. Школа и педагогическая мысль в России во второй половине 18 в. Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович.

18. Развитие школьного дела в первой четверти 19 в. Устав учебных заведений, подведомых университетам.

19. Авторские школы в России во второй половине 19 века (Н.Корф, Н. Бунаков, Л. Толстой, С. Рачинский).

20. Жизнь и педагогическая деятельность Н.И. Пирогова, статья «Вопросы жизни».

21. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

22. Труд как фактор воспитания. Анализ статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении».

23. Педагогические взгляды и опыт практической деятельности Л.Н. Толстого в Яснополянской школе.

24. Педагогические направления и идеи России на рубеже 19-20 в.в. (П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, К.Н. Вентцель).

25. В.Вахтеров –педагогическая деятельность и взгляды.

26. Экспериментальные площадки в 20-30 г.г. в советской России (П.П. Блонский, С.Т. Щацкий).

27. Педагогический опыт А.С. Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.

28. Опыт авторской школы В.А. Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.

29. Школа и педагогика в России в конце 20 века. Полемика и практика образования и воспитания.

30. Деятельность земств по развитию образования в России во второй половине 19 в.

31. Сущность, содержание и методы православной педагогики.

32. А.Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.

33. Современные концепции и подходы в отечественной педагогике.

34. Воспитание и школа в Древней Греции. Афинская и Спартанская система воспитания.

35. Педагогические идеи Древнего Рима. Марк Фабий Квинтилиан. Воспитание оратора.

36. Воспитание и школа в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья.

37. Педагогическая мысль эпохи Возрождения. Витторино де Фельтре, Т. Компанелла, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор.

38. Я.А. Коменский – философ-гуманист, общественный деятель начала Нового времени. Жизнь и педагогическое наследие.

39. Реализация принципа природосообразности в возрастной периодизации и системе школ Я.А. Коменского.

40. Педагогическая теория Дж. Локка.

41. Концепция естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

42. Проекты школьных реформ эпохи Французской революции (Лепелетье и Кондорсе).

43. Педагогические идеи в философии (конец 18 – первая половина 19 в.). И. Кант, И. Фихте, Ф. Шлейермахер, В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

44. И.Г. Песталоцци. Жизнь и педагогическое наследие. Теория элементарного образования.

45. Авторитарная педагогика И. Гербарта. Ступени и ход обучения.

46. Педоцентристская революция конца 19-начала 20 в. на Западе и идеи реформаторской педагогики.

47. Человек в системе ценностей индустриальной Западной цивилизации второй половины 19 в.

48. Ф.А.В. Дистервег. Педагогическая идея природосообразности и культуросообразности.

49. Педагогический традиционализм 20 в. и его представители: Эмиль Дюркгейм, Вильгельм Дильтей, Пауль Наторп, Эдвард Шпрангер.

50. Реформаторская педагогика (новое воспитание).

51. Экспериментальная педагогика (А. Лай, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик и др.).

52. Идея сближения школы и жизни у Т. Мора и Ф.Бэкона.

53. Педагогика прагматизма Д. Дьюи.

54. Гуманистическая педагогика С. Френе.

55. Педагогика ненасилия и гуманизма на Западе в 20 в.(К. Роджерс, М.Маслоу, Р.Штейнер и др.).

56. М.Монтессори как первый теоретик дошкольного воспитания.

57. Я.Корчак и его концепция любви к детям.

58. Образ учителя в истории педагогики.

59. Образ ученика в сочинениях разных эпох.

60.Основные направления развития педагогической мысли современного Запада.

Контрольная работа.

Задание №1.

1. В чем сущность традиционной системы образования?

2. Как, по Коменскому, строится процесс традиционного обучения и его организация?

3. Дайте оценку традиционной системы обучения в советской школе 30-х – 60-х годов.

Задание №2.

1. Чем обосновывал необходимость развивающего обучения Песталоцци?

2. Выявите преимущества и недостатки формального и материального направлений в образовании.

3. Почему проблема развивающего обучения не нашла своего воплощения в советской школе 50-х – 60-х годов?

Задание №3

1.Докажите историческую обусловленность появления идеи свободного воспитания во взглядах Руссо и охарактеризуйте систему свободного воспитания.

2. Как идея свободного воспитания реализовалась в педагогическом опыте Толстого?

3.Что было внесено в реализацию принципа свободного воспитания Шацким и Вентцелем?

4.Какие последствия имело внедрение свободного воспитания в советской школе 20-х – начала 30-х годов?

Задание №4.

1. Охарактеризуйте понимание элитарного образования Локком.

2. Почему биологизаторские теории середины ХIХ века содействовали упрочению элитарного образования?

3. Как реализуется элитарность в современной школе Западной Европы и США?

Задание №5.

1.В чем сущность прагматизма Дьюи, и чем он обосновал необходимость организации прагматических школ?

2.Охарактеризуйте «метод проектов», его положительные и отрицательные стороны.

3.Проанализируйте прагматический подход к обучению в современной американской школе.

Задание №6

1.В чем видел значение трудового воспитания в школе Песталоцци?

2.Охарактеризуйте направления в трудовом воспитании.

3.Дайте оценку внедрения принципа трудового воспитания в советской школе 30-х -60-х годов.

Задание№7.

1. Чем обосновывал необходимость создания национальной школы Ушинский?

2. Какими путями, по Ушинскому, должна развиваться национальная школа?

3. Охарактеризуйте концепцию национальной школы Сороки-Росинского и дайте ее оценку.

4. Проанализируйте характерные черты русской национальной школы с позиции их реализации в современной школе.

Тест

1. Автор работы «Опыты»:

Аристотель Оуэн Монтень Вивес

2.Великий чешский педагог:

Кондорсе Коменский Бабеф Бердяев

3.Автор слов: «Что умеете хорошего, то не забываете… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится»:

Д.Заточник К. Туровский В.Мономах И.Златоуст

4. Серб, последователь Я.Коменского, один из организаторов народного просвещения в России:

Янкович Новиков Корф Лесгафт

5. Автор работы «О воспитании и наставлении детей», впервые в России употребил слово «педагогика»:

Жуковский Радищев Новиков Добролюбов

6.Крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы:

Кондорсе Песталоцци Гербарт Оуэн

7.Организатор школы «Дом радости»:

Ратихий Фельтре Коменский Роттердамский

8. «Облака» написал:

Аристотель Квинтилиан Аристофан Цицерон

9. Э.Роттердамский написал:

«Похвала глупости» «Великая дидактика» «Опыты» «Материнская школа»

10.Где воспитание воинов было целью государственного воспитания?

В Афинах в Риме в Спарте в Египте

11.Где возникли Братские школы?

В Прибалтике в Германии в Белоруссии в Литве

12.Социалисты-утописты:

Рабле Мор Локк Кершенштейнер

13. В каком произведении король отдал своего сына ученым-схоластам, а потом - учителям гуманистам?

«Город Солнца» «Облака» «Гаргантюа и Пантагрюэль» «Эмиль, или О воспитании»

14.Где впервые в России появилось высшее учебное заведение?

В Киеве в Санкт-Петербурге в Москве во Львове

15. Кто призывал воспитывать джентльмена?

Руссо Энгельс Локк Ратихий

16.Книгу об уме написал:

Маркс Ратихий Гельвеций Вольтер

17. произведение «Эмиль, или О воспитании» написал:

Руссо Дидро Локк Дистервег

18.В чьем проекте народного образования высшим учебным заведением являлись лицее и их открывали на всю страну?

Гельвеция Кондорсе Руссо Лепелетье

19.Автор произведения «Как Гертруда учит своих детей»:

Кампанелла Песталоцци Спенсер Гербарт

20.Кто придумал звуковой метод обучения грамоте?

Гербарт Дистервег Песталоцци Коменский

21. Древнегреческий философ, сторонник общественного воспитания с младшего возраста, высказавший мысль о последовательной государственной системе воспитания:

Платон Аристотель Исократ Демокрит

22. Педагог, центром педагогической системы которого является теория элементарного образования:

Гельвеций Ушинский Песталоцци Толстой

23.Педагог, автор произведения, положившего начало науке о процессе обучения, написавший первое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста:

Дистервег Коменский Вахтеров Лазурский

24.Педагог, одним из первых выдвинувший требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер и подчеркнувший необходимость установления связи между воспитанием и духовной жизнью общества:

Каптеров Розанов Дистервег Зеньковский

25.Общественный деятель, педагог, осуществлявший критику сословно-профессионального образования и проповедовавший идею общечеловеческого воспитания:

Пирогов Бецкой Ломоносов Радищев

26.Педагог, автор книги, посвященной опыту учебно-воспитательной деятельности школы, в ряде книг уделивший внимание вопросам формирования у школьников гражданской зрелости:

Радищев Сухомлинский Чернышевский Макаренко

27.Педагог, центральной идеей педагогической системы которого является воспитание в коллективе и через коллектив:

Макаренко Блонский Шацкий Пистрак

28. Философ, целью воспитания которого является познание самого себя, а не изучение природы вещей:

Демокрит Фихте Сократ Аристотель

29.Педагог, в основе педагогической системы которого лежит идея народности:

Герцен Ушинский Толстой Коменский

30.Организатор Первой опытной станции по народному образованию, в деятельности которой решались теоретические и практические вопросы строительства новой школы:

Крупская Добролюбов Шацкий Сухомлинский

Ответы на тест:

1. Монтень . 2 Коменский. 3 В.Мономах 4.Ф.Янкович 5.Н.Новиков 6.И. Песталоцци 7.Фельтре 8.Аристофан 9. «Похвала глупости» 10.Спарта 11.Белоруссия 12.Мор 13. «Гаргантюа и Пантагрюэль» 14.Киев 15. Локк 16.Гельвеций 17.Руссо 18.Кондорсе 19.Песталоцци 20. Песталоцци 21.Платон 22. Песталоцци 23.Коменский 24.Дистервег 25.Пирогов 26.Сухомлинский 27. Макаренко 28. Сократ 29.Ушинский

30. Шацкий

YI. Список литературы.

Основная литература:

1.Антология педагогической мысли. В 3 т. М., 1998.

2. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.,1995

4. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000

5. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.,1993.

6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.,1992.

7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998

8. История педагогики в России. Хрестоматия М., 200 / составитель С.Ф. Егоров

9. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы. Схемы. Опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224с.

10. Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

11. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

12. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.

Дополнительная литература:

1.Белинский в.Г. Избранные пед. сочинения.- М., 1982.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ века. - М.,1994

3. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. – М. , 19902.

4. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. - М., 1972 Гл.4-5

5. 5.Добролюбов Н.А. Избранные пед. сочинения. М., 1986

6. Джуринский А.Н. Школа Франции ХХ столетия.- М., 1989

7. Ефстафьев П.В. Начальные основания педагогики: Учебник для Институтов, Гимназий и Учительских Семинарий: Настольная книга для родителей и воспитателей.- СПб., 1880

8. Заиченко Г.А. Джон Локк. - М., 1988

9. Коменский Я.А. О развитии природных дарований: Речь, произнесенная 24 ноября 1650г.// Избр.пед. соч.-М., 1982.-Т.2.

10. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч.-М., 1982г.-Т.1.

11. Красновский А.А. Ян Амос Коменский: Его жизнь и педагогические сочинения (предисловие)//

12. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1955

13. Локк Д. Педагогические сочинения.- М., 1939 .

14. Локк Д. Мысли о воспитании. О воспитании разума. Опыт о человеческом разумении. Об управлении человеческим разумом // Соч.: В 3 т.-М., 1983-1988.

15. Очерки истории школы и педагогики за рубежом / Под ред. К.И. Салимовой.-М., 1988.-ч.1.

16. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М., 1989

17. Пирогов Н.И. Избранные пед. сочинения М., 1985

18. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. Рассуждение о науках и искусствах. О нравах. Юлия, или Новая Элоиза. Исповедь // Пед. соч.: В 2т.М., 1981.

19. Смирнов А.Ф. О педагогических взглядах А.И. Герцена и Н.П. Огарева. М., 19907.

20. Толстой л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989

21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 2-х томах М., 19748.

22. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

23. Чернышевский Н.Г. Избранные пед. сочинения.- М., 1983

24. Шабаева М.Ф. Педагогические идеи В.Г. Белинского. Избр. пед. соч.

25. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. М., 1995.

История образования

Вопросы – ответы

Задание N 5.

Установите соответствие между древними философами и вкладом, который они внесли в развитие просвещения:

1. Сократ

2. Платон

3. Цицерон

4. Конфуций

Варианты ответа:

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания 4.создал первую школу в Китае

2.создал на базе одного из афинских гимнасиев Академию

1.разработал методику диалога с учеником как способ нахождения истины

3.разработал систему подготовки оратора

разработал классно-урочную систему обучения

Сократ разработал методику диалога с учеником как способ нахождения истины. Платон создал на базе одного из афинских гимнасиев Академию.

Цицерон разработал систему подготовку оратора. Конфуций создал первую школу в Китае.

Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений /А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2006. – 512 с.

Задание N 6.

Расположите в хронологической последовательности произведения, оказавшие значительное влияние на развитие средневекового просвещения.

Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов 2.«Сумма теологии»

3.«Гаргантюа и Пантагрюэль»

1.«Дидаскаликон»

Педагогический трактат «Дидаскаликон» был написан парижским просветителем и богословом Гуго Сен-Викторским в XII в. «Дидаскаликон» даёт стройное и краткое определение системы знаний и наук, способов и последовательности их освоения, связывая всё это с системой мира и со смыслом существования человека.

Трактат «Сумма теологии», последовательно излагавший идеи схоластического образования, был создан философом и теологом Фомой Аквинским в XIII веке.

В 1533 г. было опубликован роман французского просветителя Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором была предпринята попытка создать энциклопедическую систему образования, отвечающую духу времени.

Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М.: Сфера, 2006.

6.Владимир Мономах – киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Николай Федорович Бунаков (1837–1905) – педагог, общественный деятель, теоретик и практик начального обучения, сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения, руководитель учительских курсов и съездов, автор множества учебных пособий.

Задание N 8. Существенный вклад в развитие российского образования в XVII веке внесли … 1.братья Лихуды

Н. Ф. Бунаков

Владимир Мономах

2.Симеон Полоцкий

Существенный вклад в развитие российского образования в XVII веке внесли братья Лихуды и Симеон Полоцкий. Симеон Полоцкий (1629–1680) – церковный и общественный деятель, педагог, писатель, создатель проекта устава Славяно-греко-латинской академии, автор трудов «Букварь языка славянского», «Псалтырь рифмотворная». Поддерживал прогрессивные идеи воспитания: наглядность, доступность, увлекательность, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителей и др. Братья Лихуды, Иоаникий (1639–1717) и Сафроний (1652–1730) – педагоги, публицисты, просветители, организаторы Славяно-греко-латинской академии в Москве, составители учебников по грамматике, риторике, логике, физике, психологии, в которые включили ряд методических указаний.

Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2006.

19. Напоминаем, что в Древней Индии в буддийский период существовали школы вед, обучение в которых носило религиозный характер и велось индивидуально. Позже (во II–VI вв.) при храмах Индии сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы («толь») и учебные заведения полного образования («аграхар»).

Задание N 19.

Установите соответствие между образовательными учреждениями и древними государствами, в которых они существовали.

1. Эдуббы

2. Дидаскалейон

3. Агеллы

4. Дворцовые школы

Варианты ответа:

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Афины

Междуречье

Египет

Спарта

Индия

Эдуббы (дома табличек) возникли 3 тыс. лет до н.э. в Междуречье (Месопотамии) и готовили писцов. Дидаскалейоны – афинские частные платные учебные заведения – функционировали в древних Афинах. Агеллы («школы послушания») – военизированные отряды, в которых мальчики в древней Спарте проходили обучение под руководством педонома. Дворцовые школы существовали в Древнем Египте в III–II тыс. до н.э. при дворе фараона.

Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2006. – 512 с.

Задание N 20.

Расположите в хронологической последовательности события, связанные с развитием средневекового образования.

Варианты ответа:

Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов

2.открытие первых университетов

3.открытие коллегиумов

1.открытие монастырских школ

1.С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев, связано становление монастырских школ в Византии и Западной Европе, начиная с VI века.

2.Первые университеты были открыты в XII веке в Италии, во Франции и в Англии.

3.Коллегиум (от латинского collegium – товарищество, содружество) – закрытое среднее, редко высшее учебное заведение в XVI–XVIII вв. в Западной Европе, открывались главным образом иезуитами в определенной мере в противовес университетам, становившимися все более светскими учебными заведениями.

Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / А. И. Пискунов. – М.: Сфера, 2006. – 512 с.

Задание N 21.

Расположите в хронологической последовательности этапы научно-педагогической деятельности И. Г. Песталоцци.

Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов 3руководство приютом для сирот в г. Станце

2научно-педагогическая деятельность, написание романа «Лингард и Гертруда»

4руководство учительскими институтами в Бургдорфе и Ивердоне.

1социально-педагогический эксперимент в «Учреждении для бедных» на ферме Нейгоф

И. Г. Песталоцци начал свою педагогическую деятельность с социально-педагогического эксперимента в созданном им «Учреждении для бедных» в Нейгофе (1774–1780). В 1780–1798 гг. занимался литературно-педагогическим творчеством (роман «Лингард и Гертруда»), затем по поручению швейцарского правительства возглавлял приют для сирот в Станце (1798–1799). Позже создал учительские институты в Бургдорфе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).

Латышина, Д. И. История педагогики (История педагогической мысли и образования): учеб. пособие/ Д. И. Латышина. – М. : Гардарики, 2005. – 603 с.

Задание N 22.

К. Д. Ушинский является автором таких произведений, как …

Варианты ответа:

Укажите не менее двух вариантов ответа «Вопросы жизни»

«Педагогический процесс»

1.«О народности в общественном воспитании»

2.«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

23.А. В. Мудрик –член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МПГУ, автор более 300 научных публикаций в области социальной педагогики. Внес большой вклад в становление и развитие социальной педагогики в России в 80–90-е гг. XX в.

Задание N 23.

Понятие «социализация» было введено в 1887 г. …

Варианты ответа:

А. В. Мудриком

А. Дистервегом

М. Вебером

Ф. Гиддингсом

Понятие «социализация» было введено американским социологом Ф. Гиддингсом, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : Академия, 2005. – 200 с.

ИНСТРУКЦИЯ: ЭКЗАМЕН СОСТОИТ ИЗ ОТВЕТА НА 2 ВОПРОСА БИЛЕТА; ЗНАНИЯ ПОРТРЕТОВ ТЕОРЕТИКОВ И ПРАКТИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ; РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

ПРОПУЩЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ НА ЭКЗАМЕНЕ В ВИДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ.

ТЕ, КТО НЕ СДАЛ МОНОГРАФИЮ И ТАБЛИЦУ СДАЮТ ЕЕ НА ЭКЗАМЕНЕ.

Вопросы к экзамену по курсу

«История образования и педагогической мысли»

1. Предмет, задачи, функции курса «Философия и история образования». Суть образования и воспитания.

2. Сравнительная характеристика систем воспитания в Спарте и Афинах.

3. Система образования и воспитания в феодальном обществе (на примере Западной Европы).

4. Теория естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Внутреннее противоречие «Эмиля».

5. Теория свободного образования Л. Н. Толстого. Внутреннее противоречие между замыслом и результатом теории Толстого.

6. Педагогическая система В. А. Сухомлинского.

7. Педагогическая система Дж. Локка.

8. Педагогическая деятельность и идея трудовой школы И. Г. Песталоцци.

9. Система Дж. Дьюи.

10. Система Г. Кершенштейнера.

11. Поиски целей и задач, новых форм и методов в системе коммунистического воспитания. «Основные принципы единой трудовой школы» (Декларация…). «Положение о единой трудовой школе. Основные идеи «программы ГУСа».

12. Пед. система и пед. деятельность А.С. Макаренко.

13. Пед. система и деятельность С. Т. Шацкого.

14. Отказ от идеи трудовой школы в педагогической теории и в реальной школьной работе в 30-е гг. (Анализ постановлений ЦК ВКП (б) с 30 – 40 гг.).

15. Педагогическая мысль о воспитании должного. Проблема наказания (Я. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт).

16. Педагогическая мысль о воспитании должного. Проблема наказания (Л. Толстой, Н. Добролюбов, Н. Пирогов, К. Ушинский.).

17. Идея единой школы у Я. Коменского, в проекте Кондорсе.

18. Теория научного образования. Теория формальных ступеней обучения И. Гербарта.

19. Система реального обучения Г. Спенсера.

20. «Великая дидактика» Я. А. Коменского. Содержание и ведущие идеи.

21. Сущность элементарного образования И. Г. Песталоцци.

22. Сущность принципов природосообразности, культуросообразности, самодеятельности, разработанных А. Дистервегом.

23. Систематический курс научного образования. Дидактика К. Д. Ушинского.

24. Теория национального воспитания К. Д. Ушинского.

25. Учебные книги К. Д. Ушинского.

26. К. Д. Ушинский о личности педагога.

27. «Школа действия». В.А. Лай.

28. Особенности воспитания и образования в России с древнейших времен до XVII в. (общая характеристика).

29. Дворянское воспитание в России как социокультурный феномен.

30. Уставы 1804 г., 1828 г., 1864г., их значение в развитии системы народного образования.

31. Просветительские реформы в области образования и воспитания в России в XVIII в.

32. Женщины в образовании. Образование для женщин. (Восток, Запад, США, Россия)

33. Педагогические взгляды и деятельность М. В. Ломоносова.

34. Педагогическая деятельность И. И. Бецкого.

35. Школьная реформа 1786 г. Деятельность Ф. Янковича.

36. Выявить своеобразные черты русской пед. мысли в отличие от западной, основываясь на примере просветительской деятельности Н. И. Новикова.

37. Выявить своеобразные черты русской пед. мысли в отличие от западной, основываясь на примере просветительской деятельности А. Н. Радищева.

38. Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова (ст. «Вопросы жизни»).

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Педология - это …

2. Теорию «свободного воспитания» Макаренко

а/ критиковал, считал мелкобуржуазной;

б/ принимал, использовал на практике.

3. Цель воспитания …

4. Задача воспитания …

5. Ведущая деятельность определялась …

6. Виды трудовой деятельности колонии имени А.М. Горького.

7. Виды трудовой деятельности в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского.

8. Активная дисциплина - это …

9. Формы наказаний.

10. Центральная идея педагогической системы А.С. Макаренко.

11. Коллектив - это …

12. Специфика и воспитательное значение «сводного отряда».

13. Методика параллельного действия - это …

14. Система перспективных линий - это …

15. Формами игровой деятельности в коллективах Макаренко были: …

16. Макаренко о требовании.

17. Художественно-педагогическое произведение «Педагогическая поэма» имеет посвящение …

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

«Педагогическая деятельность и взгляды С.Т. Шацкого»

1. Теорию «свободного воспитания» Шацкий:

а/ критиковал, считал мелкобуржуазной

б/ увлекался, использовал на практике.

2. Цель воспитания …

3. Формы воспитательных учреждений, созданных Шацким до Октября …

… после Октября …

4. Заполните пропуски.

Педагогическая деятельность Шацкого началась …

1905 г. создает …………………….. в / городе, поселке и т.п. /…………..

1911 г. возглавил …………………...в / городе, поселке и т.п. /…………..

1918 г. возглавил……………………в / городе, поселке и т.п. / ………….

1919 г. возглавил……………………в / городе, поселке и т.п. / ………….

5. Строение 1 опытной станции ……….

6. На 1 опытной станции было достигнуто «единство педагогического производства». В чем сущность этого единства?

7. Основными элементами детской организации Шацкий считал синтез ……..

8. Роль учителя …….

Позиция ученика ………

9. Центральная педагогическая идея после Октября …….

10. Четыре принципиально новых метода работы с детьми ……….

11. Способы изучения и преобразования окружающей среды силами школы ……..

12. Отношение к наказанию.

………..

Литература:

1. Беляев В.И., С.Т. Шацкий: Эволюция представлений о цели воспитания. Педагогика, 1995-№4, с. 75-79.

2. Д.С. Бершадская. Пед. деятельность и взгляды С.Т. Шацкого. М., 1973

3. И.К. Гончаров. С.Т. Шацкий и его пед. система. Советская педагогика, 1978, №8, с. 106-113.

4. К 110-летию со дня рождения С.Т. Шацкого /у истоков идей/. Сов. Педагогика, 1988, №7, с. 74-76.

5. К.В. Педагогическая эстетика Шацкого. Педагогика, 1993, №4, с. 103-105.

6. Л. Холмс. Вперед к Шацкому. /О пед. наследии; статья американского ученого/. Учительская газета, 1990, 19.05, с. 8.

7. Малинин В.С. Шацкий и его время. Воспитание школьника,1988, №4, с.14-15

8. Новые материалы о Шацком. Советская педагогика. 1989. №6, с. 118-130

9. Плеханов А. Синтез труда, науки, искусства, в теории и практике С.Т. Шацкого, Народное образование, 1988, №7, с. 78-80.

10. С.Т. Шацкий. Мой путь. ., 1980.

11. С.Т. Шацкий. Работа для будущего. М., 1989

Тестовые материалы по курсу

«История образования и педагогической мысли»

I вариант

1. Научно-педагогическая литература, периодическая печать, фольклор, кинофильмы составляют комплекс______________________историко-педагогического знания.

2. Соответствие между методологическими принципами педагогики и педагогами, обосновавшими их:

¦ Антропологический принцип   ¦ К.Д. Ушинский ¦ Я.А. Коменский ¦ И.Ф. Гербарт ¦ А. Дистервег ¦ Дж. Дьюи
¦ Культурологический принцип  
¦ Прагматический принцип  

3. Информацию о воспитании и обучении детей в первобытном обществе получают, изучая….

¦ письменные источники

¦ археологические раскопки

¦ ныне существующие племена

¦ устные источники

¦ наскальную живопись

4. Главная цель системы воспитания Древнего Египта - …….

¦ самосовершенствование души

¦ научить слушать и слушаться

¦ всестороннее развитие

Наши рекомендации