Семинар № 9. Реформаторская педагогика и ее представители в Западной Европе
И США (конец Х1Х начало ХХ в.)
Вопросы:
1 Разработка новых идей и направлений в период реформации школы и педагогики.
2. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
3. Социальная педагогика Г. Кершенштейнера.
4. Педагогика «действия» А. В. Лая.
5.Альтернативное образование в первой трети ХХ века.
Задание:
1. Проанализируйте основные итоги школьных реформ на Западе в первой половине ХХ в. Охарактеризуйте школьные системы ведущих стран мира (Германия, Англия, Франция, США, Япония).
Литература:
1.Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ века.-М.,1994.
2.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны.-М.,1972 Гл.4-5
3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.,1993.
4.Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.,1992.
5. Джуринский А.Н. история зарубежной педагогики. М., 1998.
6. Джуринский А.Н. школа Франции ХХ столетия.- М., 1989.
7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М., 1989.
8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
Семинар № 10. Школа и педагогика в РоссииХ1Х век.
Вопросы:
1. Назовите основные противоречия в развитии школы и педагогической науки в 19 веке в России.
2. Какие главные этапы развития школьного дела в России вы можете назвать. В чем различие этих этапов?
3. Что вы знаете о взглядах и деятельности представителей русской педагогической мысли 19 века?
Задание:
1. Какова сущность школьных уставов, принятых в России на протяжении 18-19 веков? В чем сходство и отличие уставов 1786, 1804, 1828, 1864 годов? Составьте сравнительную таблицу данных документов.
2. Приготовьте кейсы аргументов к дебатам по теме: «Внешняя свобода не может быть абсолютной, она всегда ограничена».
Творческие задания:
1.Педагогические воззрения «западников» и «славянофилов».
2. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины 19 века: Писарев Д.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А..
3. Пирогов Н.И. и его педагогическая деятельность. Статья - «Вопросы жизни»- характеристика педагогических взглядов.
4. К.Д. Ушинский- основоположник научной педагогики.
5. Эволюция педагогических взглядов Л.Н. Толстого.
Литература
1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002
2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.
3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.
4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров
5. Антология педагогической мысли России 19 век ( 2тома : первая и вторая половина века).
Дополнительная литература:
1.Белинский в.Г. Избранные пед. Сочинения.- М., 1982.
2. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. –М. , 1990.
3. Смирнов А.Ф. О педагогических взглядах А.И. Герцена и Н.П. Огарева. М., 1990
4. Шабаева М.Ф. Педагогические идеи В.Г. Белинского . Избр. пед.соч.
5. Пирогов Н.И. Избранные пед. Сочинения м., 1985.
6. Добролюбов Н.А. Избранные пед. Сочинения. М., 1986.
7. Толстой л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 2-х томах М., 1974.
9. Чернышевский Н.Г. Избранные пед. Сочинения.- М., 1983
10. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. М., 1995.
Семинар № 11. Советская школа и педагогика.
Вопросы:
1. Преобразования в области народного образования в период с октября 1917 г. по 20-е гг.
2. Школа и педагогика 20-30-х гг.
3. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
4. Развитие советской педагогики и ее наиболее яркие представители в довоенный период.
5. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945 - 1958).
6. Советская школа и педагогика в 60-80-е гг. Движение педагогов-новаторов.
Творческие задания:
1. Уникальная система работы с трудными подростками В. Сороки-Росинского.
2. Опыт авторской школы В.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.
3. Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е гг. в Советской России (С. Шацкий, П. Блонский и др.)
4. А. Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.
5. Педагогический опыт А.Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.
Литература:
1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002
2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.
3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.
4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров
5. Бескина Р.М. Виноградова М.Д. Идем А.С. Макаренко сегодня. М., 1988
6. Борисовский А.М. В.А. Сухомлинский – педагог М.. 1985
7. Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты М., 1993
8. Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В. И. Сороки- Росинском). М., 1991
9. Данильчеко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе. М., 1979
10. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987 М., 1987
11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики М., 1972
IY. Методические материалы и рекомендации для преподавателя.
На лекциях излагается материал, построенный на цивилизационном подходе, раскрывающем закономерный процесс развития педагогической мысли и образования в разных цивилизациях в различные исторические эпохи, дается характеристика различных этапов становления и развития отечественной педагогики и просвещения. Для самостоятельной работы студентам заочного отделения можно предложить более детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов; объективнее, полнее представить состояние образования. Для рефератов студентам предлагаются темы по недостаточно представленным в учебниках авторам, историческим периодам или «сквозным» проблемам в историческом развитии. После самостоятельного знакомства с содержанием курса предлагается контрольная работа или тест.
Y. Формы, методы самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов направлена на развитие творческого подхода к использованию историко-педагогического опыта, основы которого могут быть привнесены в современную образовательную практику с целью продолжения традиций высокой культуры. Обучение планируется проводить на основе системы заданий, которые опираются на материалы курса, архивные, библиографические и литературные материалы, которые отражены в списке литературы, а также будут отобраны студентами в ходе выполнения заданий. Задания могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Общее условие выполнения творческих работ студентов являются: раскрыть и ответить на вопросы – В чем на ваш взгляд заключается воспитательная роль любого учреждения? Какие воспитательные цели и задачи были поставлены? Какими средствами добивались их выполнения? Какие нравственные ценности старались выработать у обучающихся? Были ли в работе учреждения какие-то особые методы и подходы? Какими педагогическими качествами должен обладать педагог? Как можно воспитывать на уроке? Как осуществлять контакты с родителями? Какой результат считался успехом?
Рекомендаци