Семинар № 9. Реформаторская педагогика и ее представители в Западной Европе

И США (конец Х1Х начало ХХ в.)

Вопросы:

1 Разработка новых идей и направлений в период реформации школы и педагогики.

2. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

3. Социальная педагогика Г. Кершенштейнера.

4. Педагогика «действия» А. В. Лая.

5.Альтернативное образование в первой трети ХХ века.

Задание:

1. Проанализируйте основные итоги школьных реформ на Западе в первой половине ХХ в. Охарактеризуйте школьные системы ведущих стран мира (Германия, Англия, Франция, США, Япония).

Литература:

1.Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале ХХ века.-М.,1994.

2.Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны.-М.,1972 Гл.4-5

3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.,1993.

4.Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.,1992.

5. Джуринский А.Н. история зарубежной педагогики. М., 1998.

6. Джуринский А.Н. школа Франции ХХ столетия.- М., 1989.

7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом.- М., 1989.

8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

Семинар № 10. Школа и педагогика в РоссииХ1Х век.

Вопросы:

1. Назовите основные противоречия в развитии школы и педагогической науки в 19 веке в России.

2. Какие главные этапы развития школьного дела в России вы можете назвать. В чем различие этих этапов?

3. Что вы знаете о взглядах и деятельности представителей русской педагогической мысли 19 века?

Задание:

1. Какова сущность школьных уставов, принятых в России на протяжении 18-19 веков? В чем сходство и отличие уставов 1786, 1804, 1828, 1864 годов? Составьте сравнительную таблицу данных документов.

2. Приготовьте кейсы аргументов к дебатам по теме: «Внешняя свобода не может быть абсолютной, она всегда ограничена».

Творческие задания:

1.Педагогические воззрения «западников» и «славянофилов».

2. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины 19 века: Писарев Д.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А..

3. Пирогов Н.И. и его педагогическая деятельность. Статья - «Вопросы жизни»- характеристика педагогических взглядов.

4. К.Д. Ушинский- основоположник научной педагогики.

5. Эволюция педагогических взглядов Л.Н. Толстого.

Литература

1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.

4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров

5. Антология педагогической мысли России 19 век ( 2тома : первая и вторая половина века).

Дополнительная литература:

1.Белинский в.Г. Избранные пед. Сочинения.- М., 1982.

2. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. –М. , 1990.

3. Смирнов А.Ф. О педагогических взглядах А.И. Герцена и Н.П. Огарева. М., 1990

4. Шабаева М.Ф. Педагогические идеи В.Г. Белинского . Избр. пед.соч.

5. Пирогов Н.И. Избранные пед. Сочинения м., 1985.

6. Добролюбов Н.А. Избранные пед. Сочинения. М., 1986.

7. Толстой л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 2-х томах М., 1974.

9. Чернышевский Н.Г. Избранные пед. Сочинения.- М., 1983

10. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. М., 1995.

Семинар № 11. Советская школа и педагогика.

Вопросы:

1. Преобразования в области народного образования в период с октября 1917 г. по 20-е гг.

2. Школа и педагогика 20-30-х гг.

3. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.

4. Развитие советской педагогики и ее наиболее яркие представители в довоенный период.

5. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945 - 1958).

6. Советская школа и педагогика в 60-80-е гг. Движение педагогов-новаторов.

Творческие задания:

1. Уникальная система работы с трудными подростками В. Сороки-Росинского.

2. Опыт авторской школы В.Сухомлинского по обучению и воспитанию сельских детей.

3. Экспериментальные школьные площадки в 20-30-е гг. в Советской России (С. Шацкий, П. Блонский и др.)

4. А. Луначарский и Н. Крупская как теоретики и организаторы народного образования в советский период.

5. Педагогический опыт А.Макаренко с трудными подростками и его оценка в отечественной и зарубежной литературе.

Литература:

1.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2002

2.Латышина Д.И. История педагогики. М., 2002.

3.Джуринский А.Н. История педагогики. М.. 2000.

4. История педагогики в России. Хрестоматия М., 2000 / составитель С.Ф. Егоров

5. Бескина Р.М. Виноградова М.Д. Идем А.С. Макаренко сегодня. М., 1988

6. Борисовский А.М. В.А. Сухомлинский – педагог М.. 1985

7. Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты М., 1993

8. Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В. И. Сороки- Росинском). М., 1991

9. Данильчеко М.Г. Блонский П.П. о школе и учителе. М., 1979

10. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987 М., 1987

11. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики М., 1972

IY. Методические материалы и рекомендации для преподавателя.

На лекциях излагается материал, построенный на цивилизационном подходе, раскрывающем закономерный процесс развития педагогической мысли и образования в разных цивилизациях в различные исторические эпохи, дается характеристика различных этапов становления и развития отечественной педагогики и просвещения. Для самостоятельной работы студентам заочного отделения можно предложить более детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов; объективнее, полнее представить состояние образования. Для рефератов студентам предлагаются темы по недостаточно представленным в учебниках авторам, историческим периодам или «сквозным» проблемам в историческом развитии. После самостоятельного знакомства с содержанием курса предлагается контрольная работа или тест.

Y. Формы, методы самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов направлена на развитие творческого подхода к использованию историко-педагогического опыта, основы которого могут быть привнесены в современную образовательную практику с целью продолжения традиций высокой культуры. Обучение планируется проводить на основе системы заданий, которые опираются на материалы курса, архивные, библиографические и литературные материалы, которые отражены в списке литературы, а также будут отобраны студентами в ходе выполнения заданий. Задания могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

Общее условие выполнения творческих работ студентов являются: раскрыть и ответить на вопросы – В чем на ваш взгляд заключается воспитательная роль любого учреждения? Какие воспитательные цели и задачи были поставлены? Какими средствами добивались их выполнения? Какие нравственные ценности старались выработать у обучающихся? Были ли в работе учреждения какие-то особые методы и подходы? Какими педагогическими качествами должен обладать педагог? Как можно воспитывать на уроке? Как осуществлять контакты с родителями? Какой результат считался успехом?

Рекомендаци

Наши рекомендации