Целостный педагогический процесс – предмет изучения педагогики.
Понятие целостного педагогического процесса. Вклад П.Ф.Каптерева (1849-1922). Специфика отдельных процессов, образующих целостный педагогический процесс. Функции ЦПП: обучающая, воспитывающая, развивающая. Движущие силы ЦПП. Понятия «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие» в ЦПП. Суть субъектно-субъектных отношений в ЦПП. Характеристика основных компонентов ЦПП: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный. Этапы ЦПП: подготовительный, осуществления педагогического процесса (основной), заключительный. Основные закономерности ЦПП (закономерность динамики педагогического процесса; развития личности в педагогическом процессе; управления учебно-воспитательным процессом; единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе; единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности). Характеристика принципов ЦПП: принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся; адекватности системе социальных отношений; целенаправленности и комплексности педагогических воздействий; преемственности, систематичности и последовательности учебной и внеучебной работы; интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов; индивидуализации в организации учебной и внеучебной работы; мотивации деятельности учащихся. Требование оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Способы оптимизации учебно-воспитательного процесса: комплексное решение задач образования, воспитания и развития школьников; конкретизация задач обучения с учетом уровня обученности и воспитанности школьников; выбор оптимального варианта содержания, форм и методов; осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем остальным; рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью; анализ результатов. Условия интенсификации: усиление целенаправленности педагогического процесса; углубление мотивации деятельности учащихся; увеличение информационной емкости урока; ускорение темпа деятельности; активизация деятельности учащихся; применение технических средств обучения; развитие навыков самообразования. Роль Ю.К.Бабанского и Л.В.Занкова в исследовании вопросов оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
9. Дидактика, ее основные категории. Характеристика дидактических систем обучения, возможность их применения в системе начального образования.
Происхождение слова «дидактика». История развития теории обучения в педагогических системах Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Гербарта, А.Дистервега, К.Д.Ушинского. Вопросы теории обучения в работах ученых XX века (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.П.Есипов, Ю.К.Бабанский, И.П.Подласый, П.И.Пидкасистый и др.) Вопросы на которые отвечает дидактика. Определение дидактики. Объект дидактики - обучение во всём его объеме и во всех его аспектах. Предмет дидактики система отношений: учитель-ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Задачи дидактики на современной этапе: описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализа-
ции; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения. Сущность основных категорий дидактики: преподавание, учение, обучение, образование, содержание обучения, принцип обучения, метод обучения, форма организации обучения, средства обучения, знания, умения, навык. Определение дидактической системы. Характеристика традиционной, педоцентристкой и современной дидактической системы по следующим вопросам: основоположник дидактической системы, его последователи; образовательные цели системы; специфика процесса обучения; результаты; возможность их применения в системе начального образования
10. Понятие процесса обучения, его структура и движущие силы. Реализация основных положений теории обучения в процессе начального образования.
Характеристика процесса обучения, как передачи человеку знаний, умений, навыков; как процесса целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся; как целенаправленной, взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности учителя и учащихся; как специально организованного педагогического общения. Двухсторонний характер обучения. Динамика процесса обучения. Модель структуры учебного процесса: цель обучения – деятельность преподавания – содержание, методы, средства и формы обучения – деятельность учения – результат. Цикличность процесса обучения: начальный цикл (изучение общей схемы учебного материала); второй цикл (повторение общей схемы учебного материала); третий цикл (обобщение и систематизация) и заключительный цикл (коррекция и контроль). Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции в процессе начального образования
11. Содержание образования: сущность, теории организации содержания образования, принципы отбора знаний, структура изложения учебного материала. Анализ требований стандарта основного общего образования в начальной школе.
Определение содержания образования. Необходимость формировать содержание образования. Влияние на формирование содержания образования систем потребностей: принятые цели; социальные и научные достижения; личные и общественные потребности; педагогические возможности; достижения в области техники, культуры; природа. Основные направления государственной стратегии развития образования: гуманизация; интеграция и дифференциация; компетентностный подход; профилизация; учет региональных и национальных особенностей; своевременная ревизия содержания и др. Характеристика принципов формирования содержания образования:гуманистичности; научности; последовательности; историзма; систематичности; связи с жизнью; соответствия возрастным возможностям; доступности. Варианты структуры изложения учебного материала: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная. Характеристика теорий организации содержания образования: материального образования; формального образования (дидактический формализм, дидактический утилитаризм); проблемно-комплексная теория; структурализм. Необходимость стандартизации образования. Сущность федерального государственного образовательного стандарта как обязательного уровня требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Анализ требований стандарта начального образования. Требования к составлению учебного плана, программы, учебника.