Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Социальная ситуация развития. Психологические новообразования, связанные с периодом кризиса. Психология игры: роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. Зарождение и развитие игры. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Развернутые формы игровой деятельности. Взаимоотношение детей в игре.
Общение в дошкольном возрасте.
Другие виды деятельности дошкольника: продуктивная, учебная, трудовая. Познавательное развитие дошкольника. Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и возникновение элементов самооценки. Кризис семи лет.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Виды готовности к школе, структурный компонент: физическая, личностно социальная, эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность. Специальная готовность. Диагностика готовности ребенка к школе.Особенности психического развития младшего школьника
Психология обучения. Психологические теории развивающего обучения. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
Социальная ситуация развития. Адаптация к школе. Учебная деятельность, ее структура (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов). Другие виды деятельности младшего школьника: труд, игра, общение.
Психические познавательные процессы младшего школьника. Психологические основы индивидуализации обучения.
Развитие психических функций младшего школьника. Начало развития произвольности и опосредованности познавательных процессов. Развитие внимания и внимательности. Сенсорное развитие младшего школьника. Особенности восприятия. Приемы развития наблюдательности. Память младшего школьника. Развитие приемов логического запоминания и воспроизведения. Развитие мышления и формирование умственных действий в младшем школьном возрасте. Внутренний план действий как новообразование возраста. Динамика и этапы речевого развития. Развитие устной и письменной речи в младшем школьном возрасте. Возрастная динамика воображения.
Личностное развитие младшего школьника.
Формирование самосознания и самооценки, чувства компетентности. Влияние школьной оценки на самооценку и статус ребенка в группе. Зарождение рефлексии. Возрастные особенности: открытость, доверительность, послушание, реактивность, исполнительность и т.д. Проявление индивидуальных различий и их учет в организации деятельности и общении младших школьников. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте.
Мотивационно-потребностная сфера младшего школьника.
Развитие мотивов поведения, общения и учения. Значение мотивации достижения успеха. Усвоение правил и норм общения в младшем школьном возрасте. Динамика межличностных отношений и общения в младшем школьном возрасте.
Эмоционально-волевое развитие младшего школьника. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника. Развитие высших чувств. Усиление волевой регуляции деятельности и поведения по мере взросления. Способы развития воли.
Психические особенности развития подростка
Социальная ситуация развития. Особенности подросткового кризиса. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность. Специфика общения со взрослыми. Становление личности подростка. Чувство взрослости. Ценностные ориентации. Типы акцентуаций характера подростков. Эмоционально-волевое развитие подростка. Качественные изменения в познавательной сфере подростков. Повышение интеллектуальной активности. Избирательность в учении. Развитие познавательных интересов.
Психическое развитие в юношеском возрасте
Социальная ситуация развития. Учебно-профессиональная деятельность. Качественные изменения в учебной деятельности. Личностное и профессиональное самоопределение. Самопознание и становление мировоззрения. Любовь и дружба в юношеском возрасте.
Психическое развитие в зрелом и пожилом возрасте
Социальная ситуация развития. Специфика кризисов в зрелом и пожилом возрасте.
Учет особенностей возраста в работе с родителями.
Основные понятия: социальная ситуация развития, кризис середины жизни, геронтопсихология.
Психология обучения
Учебная деятельность, ее структура. Общая характеристика процесса обучения. Основные понятия психологии обучения: «научение», «учение», «обучение», «учебная деятельность»,«познавательная деятельность».
Личностно деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе. Психологические основы индивидуализации обучения.
Психологические теории развивающего обучения: приемы повышения интереса к уроку; приемы, активизирующие мышление; приемы управления вниманием, памятью, мышлением. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения. Роль оценки, отметки. Альтернативные подходы к оцениванию знаний: безотметочный, рейтинговый и др.
Диагностика обучаемости. Психологические основы компьютеризации обучения.
Психология воспитания
Воспитание как фактор формирования личности. Личностный подход, личность как ценность - отличительные особенности современного образования. Гуманизация воспитания - важная задача педагогической психологии.
Механизмы формирования личности. Социализация. Социальные установки, нормы и ценности. Воспитательные технологии. Влияние воспитания в общеобразовательных учреждениях на личность учащихся. Самовоспитание.
Психология общения
Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; психологические основы воспитательных технологий.