Динамика педагогического сопровождения
План работы с опекаемыми и приёмными детьми
Основные направления:
Выполнение закона РФ «Об образовании» в части:
а) реализация прав на образование граждан;
б) соблюдение санитарных норм, охраны здоровья обучающихся;
в) выполнение законными представителями ответственности за воспитание учащихся, воспитанников; за получение ими общего основного образования.
г) содействие в улучшении жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; их воспитании и материальном содержании;
д) содействие в улучшении здоровья опекаемых, защите их личных, имущественных прав;
е) Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежемесячно:
1) Совместно с отделом опеки и попечительства Кудымкарского района и администрацией Ленинского поселения участвовать в обследовании условий жизни опекаемых;
2) Оказание помощи опекунам в обучении, воспитании, содержании опекаемых детей;
3) Осуществление контроля условий содержания, воспитания, образования детей, находящихся под опекой, проведение обследований материально- бытовых условий жизни опекаемых ;
4) Выявление детей, не имеющих надлежащих условий жизни в семье и родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей.
Август
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Подготовить информацию о летнем отдыхе опекаемых. Приготовить списки опекаемых детей на бесплатное питание | Обеспечить выполнение Закона о всеобуче подопечных детей. Обследования с целью выявления детей, нуждающихся в оказании помощи к началу занятий в школе | Поддерживать связь с родителями для выявления малоимущих и многодетных приёмных семей |
Сентябрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками. Составление социального паспорта детей, оставшихся без попечения родителей. | Контроль за организацией медицинского обследования опекаемых. | Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека). |
Октябрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Проверка успеваемости опекаемых, посещение семей. Акты о пройденном медосмотре. | Посильная помощь опекаемым и приёмным детям в обучении (беседы с родителями, учителями-предметниками) |
Ноябрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Проверка текущей успеваемости опекаемых. | Выяснение видов помощи опекаемым. |
Декабрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Отчет завучу по ВР о работе с опекаемыми и приёмными. Новогодние елки. | Постановка на учет опекаемых со сниженной успеваемостью и поведением по итогам полугодия | Поздравление опекунов, приёмных родителей и детей с Новым Годом. |
Январь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Представления на опекунов, не выполняющих надлежащим образом опекунские обязанности. | Контроль за опекаемыми, их учебой, поведением. Проверка дневников, просмотр школьных журналов. Беседы с родителями. | По необходимости оказание помощи опекунам и приёмным родителям. |
Февраль
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Поздравления опекунов и приемных родителей с 23 февраля | Проверка текущей успеваемости, предварительные итоги 3 четверти | Проверка обеспеченности весенней одеждой и обувью. |
Март
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Поздравления опекунов и приемных родителей с 8 марта | Проверка текущей успеваемости | Проверка обеспеченности одеждой и обувью, школьными принадлежностями |
Апрель
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Акты об обследовании материально-бытовых условий жизни опекаемых | Изучение потребности в летнем отдыхе детей |
Май
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Составление списков предварительной летней занятости опекаемых | Проверка успеваемости на конец года. Оказание необходимой помощи. | Оказание помощи в трудоустройстве нуждающихся опекаемых. Оказание помощи выпускникам. |
Июнь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Контроль за летней занятостью опекаемых | Привлечение опекаемых детей на летнюю оздоровительную площадку. | Необходимая помощь для устройства детей на детские оздоровительные площадки, в получении путевок |
Индивидуальный план развития ученика
Классные руководители проводят диагностику учащихся каждые полгода.
В начале учебного года в диагностическую карту вносятся данные, полученные в ходе первичной диагностики, вторичное обследование предполагает анализ не только затруднений, но и продвижений.
Именно эти продвижения (успехи) считаются показателями динамики развития ребенка.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ
II. Родители и семья.
Состав семьи (полная, неполная, гражданский брак):
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | 10кл. | 11кл. |
Ф.И.О. отца______________________________________________________
Образование_____________________________________________________
Специальность___________________________________________________
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | 10кл. | 11кл. |
Ф.И.О. матери______________________________
Образование__________________________________
Специальность__________________________________________
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | 10кл. | 11кл. |
4. Экономическое положение (условия проживания, материальное положение \ниже среднего, среднее, хорошее \):
1кл._____________________________________________________________
2кл_____________________________________________________________
3кл_____________________________________________________________
4кл_____________________________________________________________
5кл_____________________________________________________________
6кл_____________________________________________________________
7кл_____________________________________________________________
8кл_____________________________________________________________
9кл_____________________________________________________________
10кл____________________________________________________________
11кл____________________________________________________________
5. Социальная ситуация (благополучная; снижена воспитательная функция; отсутствует воспитательная функция; чрезмерные требования).
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | 10кл. | 11кл. |
Развитие личности | 1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | 10кл. | 11кл. |
1.Успеваемость | |||||||||||
2.Учебные интересы | |||||||||||
3.Мотивация | |||||||||||
4. Достижения | |||||||||||
5. Наиболее яркие черты характера | |||||||||||
6. Уровень воспитанности | |||||||||||
7. Увлечения | |||||||||||
8. Участие в жизни школы | |||||||||||
9. Поручения | |||||||||||
10. Социальный статус в классе | |||||||||||
11. Самооценка |
Ожидаемые результаты реализации программы:
- успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в селе;
- развитие активной жизненной позиции детей;
- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
Приложения
Индивидуальная программа
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемной семье:
Ф.И.О. несовершеннолетнего:_______________________________
___________________________________________________________
с. Полва
Раздел 1.
Сведения о несовершеннолетнем:
1.Ф.И.О._________________________________________________________
2.Пол___________________________________________________________
З. Дата, месяц, год, рождения _______________________________________
4.Место учебы:___________________________________________________
5. Место фактического проживания:_________________________________
6.Место регистрации:______________________________________________
Сведения о родителях:
Мать:___________________________________________________________________________________________________________________________
Отец:___________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о законном представителе (опекуне (попечителе), приемном родителе): ________________________________________________________________
Место работы:____________________________________________________
Рабочий телефон: ____________________________________________
Домашний телефон:_______________________________________________
Дата, № Постановления о назначении опеки (попечительства), передачи в приемную семью: ________________________________________________
Дата фактической передачи:________________________________________
Актуальные проблемы:
Ребенка
* отклонение от нормы поведения:__________________________________
* снижение интереса к учебной деятельности:_________________________
*отсутствие навыков самообслуживания:_____________________________
* повышенный уровень тревожности:________________________________
* проблемы со здоровьем:__________________________________________
Семьи
*сверхзанятость родителей:________________________________________
*проживание в семье с авторитарным стилем воспитания:______________
*отсутствие в семье эмоционального и доверительного общения:_________
________________________________________________________________
*конфликтные ситуации в семье из-за ревностного отношения к другому ребенку:_________________________________________________________
Цель программы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение по результатам психодиагностического обследования
Ф.И.О.:_____________________________
Класс: _____________________________
МОУ «Полвинская основная общеобразовательная школа»
Было проведено психологическое обследование ученика, ………………, с целью выявления личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Данные обследования:
Рекомендации службам, работающим с ребёнком:
Рекомендации приемным родителям:
Диагностика
Дата | Характер диагностики | Заключение и рекомендации |
Отслеживание
Литература
- Алешина Ю.Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование». М., 1994.
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей». М., 1990.
- Бабушкин А.В. «Как подростку защитить свои права?»- М..,1999.
- Венгер А. Л., Цукерман Г.А. «Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов». Томск, 1993.
- Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
- Захарова Ж. «Подготовка замещающих родителей к новой роли»
«Социальная педагогика» № 2, 2008
- Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Л., 1983.
- «Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (Часть I): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. - издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-208с.
- «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах (Часть II): методическое руководство/Л.А. Ясюкова. - издание 2-е.- СПб: ИМАТОН, 2007.-200с.
- «Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие».
Научно-методическое пособие под реакцией Л.С.Алексеевой. М.,2000.
- Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». М., 1993.
- Палиева Н. «Положение детей-сирот и меры по их поддержке в Ставропольском крае в 2007 году» «Социальная педагогика» №3, 2008г.
- Прихожан А.М. «Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков» (автореферат канд. дисс.). М. 1990.
- Романова О. «Справочник классного руководителя» №12, 2008.
- Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». М., 1995.
- Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога». «Вако» Москва, 2005.
План работы с опекаемыми и приёмными детьми
Основные направления:
Выполнение закона РФ «Об образовании» в части:
а) реализация прав на образование граждан;
б) соблюдение санитарных норм, охраны здоровья обучающихся;
в) выполнение законными представителями ответственности за воспитание учащихся, воспитанников; за получение ими общего основного образования.
г) содействие в улучшении жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; их воспитании и материальном содержании;
д) содействие в улучшении здоровья опекаемых, защите их личных, имущественных прав;
е) Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежемесячно:
1) Совместно с отделом опеки и попечительства Кудымкарского района и администрацией Ленинского поселения участвовать в обследовании условий жизни опекаемых;
2) Оказание помощи опекунам в обучении, воспитании, содержании опекаемых детей;
3) Осуществление контроля условий содержания, воспитания, образования детей, находящихся под опекой, проведение обследований материально- бытовых условий жизни опекаемых ;
4) Выявление детей, не имеющих надлежащих условий жизни в семье и родителей, уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей.
Август
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Подготовить информацию о летнем отдыхе опекаемых. Приготовить списки опекаемых детей на бесплатное питание | Обеспечить выполнение Закона о всеобуче подопечных детей. Обследования с целью выявления детей, нуждающихся в оказании помощи к началу занятий в школе | Поддерживать связь с родителями для выявления малоимущих и многодетных приёмных семей |
Сентябрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками. Составление социального паспорта детей, оставшихся без попечения родителей. | Контроль за организацией медицинского обследования опекаемых. | Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека). |
Октябрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Проверка успеваемости опекаемых, посещение семей. Акты о пройденном медосмотре. | Посильная помощь опекаемым и приёмным детям в обучении (беседы с родителями, учителями-предметниками) |
Ноябрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Проверка текущей успеваемости опекаемых. | Выяснение видов помощи опекаемым. |
Декабрь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Отчет завучу по ВР о работе с опекаемыми и приёмными. Новогодние елки. | Постановка на учет опекаемых со сниженной успеваемостью и поведением по итогам полугодия | Поздравление опекунов, приёмных родителей и детей с Новым Годом. |
Январь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Представления на опекунов, не выполняющих надлежащим образом опекунские обязанности. | Контроль за опекаемыми, их учебой, поведением. Проверка дневников, просмотр школьных журналов. Беседы с родителями. | По необходимости оказание помощи опекунам и приёмным родителям. |
Февраль
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей. Поздравления опекунов и приемных родителей с 23 февраля | Проверка текущей успеваемости, предварительные итоги 3 четверти | Проверка обеспеченности весенней одеждой и обувью. |
Март
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Поздравления опекунов и приемных родителей с 8 марта | Проверка текущей успеваемости | Проверка обеспеченности одеждой и обувью, школьными принадлежностями |
Апрель
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Акты об обследовании материально-бытовых условий жизни опекаемых | Изучение потребности в летнем отдыхе детей |
Май
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Составление списков предварительной летней занятости опекаемых | Проверка успеваемости на конец года. Оказание необходимой помощи. | Оказание помощи в трудоустройстве нуждающихся опекаемых. Оказание помощи выпускникам. |
Июнь
Организационная работа | Работа с подопечными детьми и опекаемыми | Социальная поддержка опекаемых |
Контроль за летней занятостью опекаемых | Привлечение опекаемых детей на летнюю оздоровительную площадку. | Необходимая помощь для устройства детей на детские оздоровительные площадки, в получении путевок |
Индивидуальный план развития ученика
Классные руководители проводят диагностику учащихся каждые полгода.
В начале учебного года в диагностическую карту вносятся данные, полученные в ходе первичной диагностики, вторичное обследование предполагает анализ не только затруднений, но и продвижений.
Именно эти продвижения (успехи) считаются показателями динамики развития ребенка.
Динамика педагогического сопровождения
№ п/п | Обследуемая сфера | Конец 1 четверти | Конец учебного года |
1. | Отношение к учебе | ||
2. | Успеваемость | ||
3. | По каким предметам имеет затруднения | ||
4. | Темп деятельности | ||
5. | Характер учебной мотивации | ||
6. | Развитие мышления | ||
7. | Особенности эмоциональной сферы, поведения и общения школьников | ||
8. | Поведенческая саморегуляция | ||
9. | Устойчивость эмоционального состояния | ||
10. | Уровень агрессии | ||
11. | Наиболее яркие черты характера | ||
12. | Выполнение школьного режима и правил поведения | ||
13. | Социальный статус в классе | ||
14. | Самооценка | ||
15. | Творческие способности, профессиональная направленность |
Одним из основных параметров, определяющих динамику, является уровень сформированности основных психических функций (произвольной деятельности, речи, мышления, памяти).
Другой важный показатель динамики развития ребенка - ощущение комфортности в учебном процессе (у детей длительно неуспевающих формируется заниженная самооценка, что отрицательно влияет на учебу и на личные качества учащихся – ребенок становится тревожным, боязливым, испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками).
В заполнении диагностической карты принимают участие и родители учащихся.