Предмет, структура, проблемы и задачи пед психологии. Связь пед психологии с др. науками.
Пр-т – законом, мех-мы усв челом соц-культ опыта, накопл-го челов-м в проц обуч и восп., усл к-х опоср-т и оказ влияние на интел-е разв-е и форм-е Л.в процессе обуч и восп. Пед псих принадл к обл. гуманист знания. многопл-ть и многокомп-ть определ необход приним во вним разл предм опред-е эту отрасль научн знан.: 1) чел, реб, подлеж-й обуч как Сб учения.2) уч предметы и методы обуч-я3) сит-я разв-я4) Л. пед-га. По Зимней предм – факты, мех-мы, закон-ти усв-я соц-культ опыта и выз-е этим проц-м измен в ур интеллект и личн разв реб-ка как Сб уч. деят-ти, организ-й и управл-й пед-м в разл усл-я образ-го процесса. Пед псих изучает закон-ти овлад-я ЗУН, инд разл-я в этих процессах, изучает законом-ти образ-я у шк-в актив-го, самостоят-го творч мышл и те изм-я психики под влия обуч-я и воспит-я.Стр-ра:Трад выдел-т: - псих обуч-я – псих воспит-я – псих пед деят-ти.В наст-е вр стр-ра такая (Зимняя):*псих образов-й деят-ти*псих уч. деят-ти и ее Сб – ученика* псих уч. деят-ти и ее Сб- учителя*псих учебно-пед-го сотруд-ва и общ-я.Пед псих делится на: псих. шк-го обуч-я и псих. выс образ-я.Задачи:1) раскр-е мех-в и законом обуч-го и воспит-го возд-я на интел-е и л-е разв-е.2) опреде-е мех-в и закон-й осв-я уч-м социо-культ опыта, его структур-я, сохран-я в инд-м сз уч-ся и практ. использ-я в разл. сит-х.3) опред-е связи м-ду ур интел-го и л-го разв-я обуч-ся и формами и м-ми воспит-го возд-я.4) опред-е особой организ-и и управл-я уч. деят-ю и влияние этих проц на их интел-е и л-е разв-е.5) изуч-е психол-х основ деят-ти педагога и его проф-личн качеств.6) опред-е механ-в, закономер-й разв-го обуч, к-е влияют на развит-е научн творч мышл-я.7) опред-е психол-х основ диагн ур. и качества усв-я ЗУН и соотв-е их с образ-ми станд-ми8) разраб-ка психол-х основ дальн-го соверше-я образ-го процесса на всех ур. образ-й сис-мы.9) изучуч-е психол особ-й уч-в образго процесса: родит, учит, админ, и мех-в их влияния на Л. уч-ся.Пробл пед псих:1) Пр. учета сензит. пер-в в разв-и опред-х псих ф-й в процессе обуч-я и воспит-я2) Пр. генотип-й и средовой обусл-ти псих разв-я и повед-я реб-ка3) Пр. вл-я стих-го и организ-го возд-я на разв-е Л.4) Пр. соотн-я обуч-я и восп-я5) Пр. соотн-я обуч-я и разв-я6) Пр. связи созрев-я и обуч-я7) Пр. зад-в и способ-й8) Пр. детской одар-ти9) Пр. гот-ти детей к школе и адапт-и10) Пр. упр-я обуч-м и умств-м разв-м детей11) Пр. соц пед запущенности реб12) Пр. индивидуализ-и и диф-и обуч-я13) Пр. соц. адаптации и реабилит-и детей14) Пр. оптим-й психол. подг-ки учителей, воспитат-й и родит-й15) Пр. инновац-х технол-й и методов обуч-я в сис-ме образ-я16) Пр. личностно-деят-го и л-но-ориентир-го подходов в обуч-и воспит-и.Пед псих связана с фил, биол (физиол-я, анатомия, генетика, антроп-я), пед-ка, ист пед-ки, педология, псих учителя, педагогика воспитаня, общ, возраст, мед псих, диф псих, соц псих, псих Л.
История развития пед псих
Этапы стан-я и разв-я пед псих:1) Общедидакт-й этап (сер. XVII- конецXIX вв).Коменский, Ж.Ж. Русо, Писталоци, Гербарт, Гистербек, Ушинский, Каптелев.1–е пед мысль изл в труде Ком-го «Великая дидактика»-полож нач разв-ю пед теории и целенаправл-й орг-и шк обуч-я.Т-ко в 19 в. пед псих стала оформ-ся в отдел науку. Русо-излож свои взгляды на псих-ю прир реб-ка «Эмиль или о восп-и» ,природосообр-й хар-р не т-ко обуч-я, но и восп-я, необход исслед индив-е особ детей, это зн-е помож взр-м строить обуч и восп с уч-м естеств-го хода псих. разв-я реб. Каптелева «Дидакт-е очерки т. образ-я» ан-ся период разв-я психол подх-в и взгл-в на разв-е реб-ка и их влияние на пед псих как науку: Писталоци: обуч-е- дело самого уч-ся, к-е в 1 очер д.б. направл на самообуч-е и саморазв-е, роль уч-ля не до конца понята. Гербарт «У-к ψ» расматр-сь особ роль в разв-и уч-ка ассоц-й: об ассоц-и представл-я: представл-е не явл-ся пас-м элем-м в душе реб-ка, оно обл-т собств зарядом, акт-ю, к-е опред-т их роль в сфере псих разв. Гл. в его уч-и душа – центр сбора и перераб-ки знаний. В душе: апперц-я, перц-я, БСЗ. Понятие воспит-е обуч-е его фишка. 1-м выдвинул ? о культуросообр-ти обуч-я. Само пон-е пед псих Каптилева «Пед псих», а т.ж. благод работам Торндайка-разраб пробл формир навыков, законов науч(упраж, эфф-та, гот-ти). Капт-в – ан-з трудов, к-е были написаны в обл. экспер. дидактики. Ушинский «Чел как предм воспит». – разраб целостную конц-ю разв-я чела, реб стоит в центре обуч-я и восп, рассматр. пробл разв-я когнит-х проц-в. Шатский -целост-я сис-ма гуманиз-и, демократиз-и чела. 1 из моделей педагога, в к-й сформулир треб-я к Л. и проф компет учителя. 2) этап стан-я пед псих как науки (конец 19 – середина 20 вв.)Торн-к, Каптерев, Нечаев, Мейман, Бине, Эббингауз, Пиаже, Баллон, Уотсон, ,Толмен, Халл, Скиннер, Выг-й, Кеттел, Штерн и мн. др.Выгот-й -учение о разв-и псих ф-й – мыш-е и речь в проце опосред-го осв-я челом цен-й кул-ры. Т. культ-истор разв-я ВПФ. обуч-е д. идти впереди разв-я и вес его за соб ЗБР.Нечаев – пробл памяти и индив разл-й.Бине, Гальтон, Симон, Кеттел- тест-я ψ. были найдены механ-мы взаимоотн-я тес способ и тес достиж-й, не только контроль зУН, но управ-е подг уч прогр, уч проц-м. Образ-ся ряд лабор при шк(пример лаб Меймана)-реш уч-е зад, исп-я универ-е приборы и методики. Мейман -идея в обл. дет. разв-я о пробл индив-го обуч-я детей. Эббингауз экспер-но изучал вним, пам, зрит-е воспр-е.(кривая забыв-я и законом запом-я). Пиаже-конц-я стад-го разв-я психики, на пр-пе операц-й конц-и интел.Баллон -конц онтогенет-х стадий в разв-и эмоц-й сферы. Во Фр.Бине основал 1 эксер-ю детскую лаб-ю –изуч-сь физич-е и душевные спо-ти детей, а т .ж. м-ды препод-я уч. дисц-н. «Психол умозаключ-я». Монтессори -сис-ма упр. способств-х интел-му разв-ю реб-ка, особое вним-е детям дошк. возр.- разв-е ощущ как осн элем-в мышл-я оказ-т знач вл-е на познав-е разв-е реб-ка.Холл опир на биогенет закон-каждый реб в своем разв-и повт-т этапы ист чел-го рода. идея созд-я особой компл-й дисц-ны, в к-ю д.б вклбиолог-е, соц-е, психол-е подходы к разв-ю реб-ка – педология – компл-й подх к диагн-ке разв-я реб и особ-ти его повед-я на осн совок-ти психофизиол анатом, психол-х и соц показ-й.Мейман, Басов, Блонский, Выготский. Клопоред ввел в практ обуч-я м-д мышл-я вслух при к-м уч-к решив зад д. рас-ть вслух о ее реш-и.Халл эксп-но изучал образ-е понятий, законом-ти мех-й памяти, исслед процесс выдвиж гипотез.. Скиннер опер-е научение. Основа для программ-го обуч. Блонский – идея комплекс-го подхода к изуч-ю реб-ка. Анали-л разв-е познав-х и вол проц и образ-е их связи с конкр деят-ю реб.Макаренко – кол-в, перспект-е линии разв-я. идея формир мотив сферы.Лео-в, Лурия,Руб-н – пробл формир-я психики, силы движ-я псих разв-я – внутр противор-е м-ду дост-м ур и нов содерж, к-м реб д овлад.- пр-п ед-ва СЗ и деят-ти.3) Совр-й этап сер. 20 в. до н дней.Скиннер, Бандура, Гальперин, Талызина, Эльк-н, Дав-в, Занков, Махмутов, Матюшкин, Верб-й, Богояденская, Петровский, Амоношв, Якиман-я и т.д.В 60-е-Оконь, Махмутов, Матюшкин-целостнуя сис-ма пробл обуч-я. Т.ж. Ланда т. алгоритмиз-иВ 50-е г. Гальперин т. поэтапного формир-я умств-х действ и понят-исслед-ся и модел-ся опред-е этапы усв-я ЗУН и пон уч-ся в осн к-х лежат лог-е опер-и, к-е протек на разл этапах усв-я зн. 60-80 гг. т. развив-го обуч-я Эль-на, Дав-ва на осн изуч-я стр-ры уч-й деят-ти.пр-п преподнес-я уч-ся теор-х зн от общ к част, отабстракт к конкр. т. развив-го обуч-я в экспер-й сис-ме Занкова.. Колом-й – пробл межл-х отнош-йв уч. кол-в, пед взаимод-е, пробл соц-пед психол. Савельева – совр-е подх и технол-и разв-го обуч-я. Кандыбович –ист разв псих Бел, пробл высш школы. Кондратьева - псих пед общение. Рожина – разв-е эмоц сферы уч-ся. Иващенко – психол воспит-я. Фурманов – пробл детской агрес-ти. Слепович, Панько, Лысюк, Малейчук, Медведская, Лагонда, Пшеничная, Гладун. Будкевич, Кухарев, Харламов.и мн.
5)Основные тенденции совр-го образования:
Вербицкий:1) Осознан кажд ур. как орган. части сис-мы непрер-го образ-я в стране.2) Индустр-я обуч-я (комп-я, технол-я-позвол увелич интел-е потенциал соврем-го общества).3) Переход от преимущ инф форм обуч к активным ф-м и мет-м обуч-я и ф-м обуч-я с вкл-м элем-в пробл-ти, научн поиска и шир испол-е резервов самост работы уч-ся.4) переход от школы воспроизв к школе поним и мышл 5) поиск психолого-дидакт-х усл перехода от жестко регламент-х, контр-х, алгоритмиз-х сп-в орг-и уч-восп процесса к развив-м, активизир-м, игровым.6) Организ-я взаимод препода и уч-ся. Необход в орг-ю обуч-я вводить коллект-е, совм-е формы деят-ти, акцент перенос-ся с обуч-й деят-ти препода на познающую деят-ть студ-в.В РБ тенд-и такие же как и во все мире:1) Интегр-я всех воспит-х сил общ-ва, нацел-я на организ-е ед-во школы и др. соц и спец инст-в с целью созд-я эф-х усл для восп и разв-я подрост покол-я2) гуманиз-я образ-я – усиление вним-я к Л. каждого реб-ка как высшей соц цен-ти .3) Диф-я и индив-я образ-я. созд-е усл-й для разв-я каждого4) Демокр-я – созд-е предпосыл для разв-я акт-ти, иниц-ти, и творч-ва уч-ся и пед-в. осн-е тенд-и и направл реформир-я образ-х сис-м мирового сообщ1) общепланетный глобализм и гуман-я образ-я. 2) культуролог-я и эколог-я 3) междисципл-я интегр-я в технол образ-я. 4) ориент на неприрывн образ-я.Реформа Прогр «О реф общеобраз шк»Осн направл-я разв-я образ-я РБ 1999 2010: 1 э программно- организац-й 1999-2000 2 э организ-внедр 2000-2005 3 э коррекц-заверш-й 2005-2010. В реформир-и шк. и выс образ-я был разраб закон о правилах аттест уч-ся по уч дисц.(19 марта 2002). Уст текущая промеж-я и итоговая аттест-я уч-ся, к-я м. осущ-ся вуст и пис и практ-й форме. Аттест-я по каждому предмету в соотв-и с нормами. 10-балльная шкала. Оцен-я деят-ть осущ-ся на основ-и сопост-я ответа уч-ся, его реал-х рез-в деят-ти с планируемыми целями, требованиями уч программ и образ-х стандартов.кол-й показ-ль оценки – отметка. Ф-и 10 балльной: образов-я, стимул-я, диагнос-я, контр-я, соц-я. 5 ур усвоения: низкий (узнав-е и различ-е), удовл-й (узн-е и воспроиз-е), средний (воспр-е и поним-е), достат-й (примен-е на практике), высокий (примен в незнак сит-х)
Образование как система, процесс, результат. Образовательные стандарты
Образование как система
Обр как воспроизв-е кул-ры не могло не сформ-ся как опред система, внутри к-й диф-ся разные подсис-мы. образ-е как соц институт сложная сис-ма, вкл разные эл-ты и связи м-ду ними: подсис-мы, управл, организ-ю, кадры и т.д. Хар-ся целью, содерж-м, структурир-ми уч-ми прогр и планами, в к-х учит-ся предыд ур образ-я и прогноз-ся послед-е. Системообраз-й составл образ сист явл цель образ-я, Обр как сис вкл в себя понятие пед сис, по Н.В. Кузьминой. Пед сис м рассм как соотн-я с образ-м процессом подсистема в общ сис образ. Она имеет свои подсистемы ,структур элем (цель, учебная инф, ср-ва коммун, уч-ся и пед).Образ-е как сис мож рассм в 3 измер, в качестве к-х выст:*соц масштаб рассмотр, гос, част, обществ, светск, клерикальн и т.д. * ступень образ-я (дошкольное, школьное и т.д)*профиль обр: общее, специальное (матее, гум), профессиональное, дополнительное.Обр-е как сис-ма открытой, непрерывно развив-ся, свойства: адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, демократ-ть, гибкость, вариат-ть. Сис-ма образ-я постоянно обновляется, меняются цели, содерж-е, мех-мы упр-я.
Образование как процессОбр сис ф-т и разв-ся в образ-м процессе обуч-я и восп чела, в учебно-воспит процессе. Обр-е как процесс Леднев – обществ организ норм триед целост процесс пост передачи предшеств-ми покол-ми соц знач опыта.Рассмотр образ как процесса предпол, во-1, разграничение 2 его сторон: обуч и научВо-2, со стороны обуч-го образ процесс-ед-во обуч и восп. В-3, сам процесс восп-го обуч вкл с позиции обуч-ся освоение знаний, практ-е действия, выполн уч исслед-преобраз, познав задач, а также л-е и ком-е тренинги, что спос его всестор разв. Образ-е как процесс хар-ся умственным, физ-м разв-м чела.Образ как пр не прекращается до конца созн жизни чела. Оно видоизмен по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.Данная непрер-ть выступает как важная качеств-я хар-ка самого процесса образ-я. Сущ-ть обр процесса хар-ся с внутр-й стороны и закл-ся в саморазв-и орг-ма, поэтому осн задачей образ-я явл-ся разв-е и саморазв-е чел-а как Л. в процессе обуч-я и воспит-я.Обр как рез:* образ того результата, к-й д б получ конкр образ сис-й, и фиксир-й в форме образ-го стандарта. Совр. образ.стан. вкл. треб. к кач. чела, завер-го опред курс обуч, к его ЗУН. содерж стандарта-потенц достиж представл социокульт опыта, сохран в идеал форме.* — это сам чел, прошед обучение в опред образ сис. Его опыт как совок сформир интел, л-х, повед качеств,ЗУН позвол ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Резул образ в этом плане явлобраз-ть, к-я м б общ и проф-носодерж-й. Содерж-е обр ориентир на рез-т нацелено: 1) на обесп-е самоопред-е Л. и созд. усл-й для ее самореализ-и и самоакт-и в буд проф. 2) на разв-е гражд общ-ва будущего. 3) на укрепл-е и соверш-е прав-го гос-ва4) на адекв-й мир-му ур общей и проф кул-ры. 5) на интегр-ю Л. в сис-ме мировой и нац кул-ры 6) на формир-е чела как гражданина способ-го соверш-ть совр. общ-во.Образовательный стандарт
7) Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин, Талызина).
В основе ее лежит идея о принц-й общ-ти внутр-й и внешн-й деят-ти чела – умств-е разв-е происх-т путем интериор-и, т.е. поэт-м перех-м внешн деят-ти во внутр-й умств-й план.Строилась на теор пастул Выг-го, Руб-на, Леонтьва:1) Всякое внутр. псих есть превращ интеориз внешнее, 2) психика, СЗ, деят-ть едины, но не тожд3) псих внутр деят-ть имеет такую же стр-ру как и внешн. Псих разв-е имеет соц природу – пошло не по пути разв-я генет-го, а усвоен соц-го. Деят-я прир псих позвол рассм-ть его в кач-ве ед-цы действия, поэтому управл-ть формир образ в сз м только управл-я теми дейст-ми с пом-ю к-х они формир-ся. Любое возд-е из-вне – стимуляция. Это наз-ся управл-м в обуч-и.Гл. идея – усв-е знаний происх-т т-ко в рез-те выполн-я ими опред-х действ-й, что прив к продвиж-ю в умств-м разв-и.Этапы:1) Предвар-е ознак-е с действием – мотив-я на предст-й процесс усвоения.происх осозн-е ориентир-й основы действия (текст-но или граф оформл-я модель изуч-го действия, система усл-й прав-го выполн-я)2) Матер-е действие. осущ-ся с реальными предметами или моделями, к-е необход осущ-ть с при реш-и поставл-х задач.3) Этап внешн речи –вместо ООД внешн речь – прогов-ся каждый этап выполнения.4) Этап внутр речи – прогов-т про себя 5) Этап автоматизированного действия. Важно прав-но сост ООД. ООд м.б. по степени полноты: полная, не…, избыточная* по СП-бу получ-я – в готовом виде или выдел-ся самими уч-ся* по степени обобщ-ти – конкр-я, предм-я, обобщ-я) Типы ООД: 1) состав ООД неполн., ориентиры в конкр виде и показ-т конкр рез-т. ООД выдв-ся путем проб и ошибок.2) наличие всех усл-й. подходит только для конкр-х задач. 3) все ориет. в обобщ-м виде.