Развитие познавательных процессов и способностей в учебном процессе.
Как известно, ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, то есть именно она способствует формированию у ребенка данной возрастной группы основных новообразований. Значит, младшего школьника целесообразно рассматривать как субъекта именно учебной деятельности. Естественно, говоря о выпускнике начальной школы, нельзя утверждать, что ему присущи все черты субъекта учебной деятельности.
Между тем, по нашему мнению, такие свойства как кодирование,
Прогнозирование и перенос можно рассматривать в качестве зоны
Ближайшего развития младшего школьника, а также в качестве значимых факторов, определяющих успешность учебной деятельности
Детей в пятом классе. Остановимся на них чуть подробнее.
С началом школьного обучения деятельность детей, их поведение приобретают произвольный характер, оказываются подчиненными определенным целям. Регламентированный, целенаправленный, произвольный характер деятельности и поведения уже в младших классах создают условия для развития прогнозирования, и далее уже в основной школе успешность деятельности и общения ребенка
зависит от наличия умения предвидеть вероятный характер результата определенных действий и поступков. Н.В. Лебедева, экспериментально изучая готовность выпускников начальной школы к обучению на второй ступени общего образования, установила, что около 50% опрошенных школьников имеют весьма фрагментарные представления о специфике переходного периода, особенностях деятельности и общения в пятом классе [1]. Неутешительные результаты получены и в отношении
Направленности школьника на дальнейшую учебу. Установлено, что
Учащиеся хорошо осознают общую цель (хорошо учиться), но средства
Достижения этой цели видят не всегда. Именно прогнозирование выпускниками начальной школы целей, следствий, способов последующей деятельности позволило бы более успешно пройти переходный период.
Подросток уже не может действовать, не видя цели, руководствуясь
только мнением учителя. Понимание требований, возможных результатов предстоящей деятельности способствует изменению мотивации от
Ситуативных побуждений и потребностей к действенным мотивам, являющимся основой активности и саморегуляции. Иначе говоря, в основной школе появляется острая необходимость, а в начальной школе создаются благоприятные условия для развития такого свойства личности, как прогнозирование.
В школьной деятельности ребенок должен постоянно использовать предшествующий опыт, осуществлять перенос знаний, способов, приемов учебной и умственной деятельности в новые условия.
Следовательно, изучение особенностей развития переноса как свойства субъекта учебной деятельности крайне важно, поскольку именно перенос, по мнению Е.К. Смольниковой, выступает основой такого важного дидактического процесса, как применение, а также является универсальным критерием осознанности изученного и самого
образовательного процесса [2]. При переходе на новый этап образования, а иногда и в новую социальную ситуацию, ученик должен
быть способен осознанно и самостоятельно использовать уже имеющиеся знания, опыт.
Кроме того, в младшем школьном возрасте, как отмечает
Л.А..Матвеева, создаются весьма благоприятные условия для развития кодирования как свойства субъекта учебной деятельности [3]. В
Учебной деятельности реальный мир представлен в различных знаковых системах: ребенок от практического использования языка в устной речи переходит к изучению его как системы знаков, введение
первых абстрактных обобщений требует оперирования и преобразования конкретных представлений, житейски известные количественные отношения получают символическое математическое выражение
и т.д. Достаточно сложное содержание и организация обучения на последующих ступенях образования предполагают уже соответствующий высокий уровень развития кодирования.
К сожалению, часто обучение в начальной школе ориентируется
Только на зону актуального развития, обращается только к зрелым