Развернутая характеристика поэтапных методов обучения
Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, прямые и косвенные функции, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия; обучающий, развивающий, воспитательный результат, возрастной аспект применения и диагностическое значение. Сначала подробные характеристики группы методов этапа восприятия - усвоения.К их числу относятся методы::
1) монологически-диалогического изложения и изучения материала:
· рассказ,
· объяснение,
· беседа,
· лекция;
2) визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой информации:
· демонстрация,
· иллюстрация;
3) самостоятельной работы с источниками:
· изучение документов,
· работа с учебником и книгой,
· пользование справочной литературой и обучающими машинами.
Рассмотренные методы обеспечивают в основном начальный этап процесса обучения: восприятие-усвоение, формирование в сознании и нервной системе учащихся устойчивых стереотипов в знаниях, умениях и навыках, составляющих фундамент внутреннего движения к новому этапу — усвоению-воспроизведению учебного материала.
Методы этапа усвоения-воспроизведения составляют три подгруппы:
1) собственно воспроизведения, к которой относятся:
· проблемная ситуация,
· игровая ситуации,
· учебная дискуссия,
· учебный лабораторный поиск-эксперимент;
2) закрепления:
· упражнение,
· взаимообучение,
· опорный конспект,
· целенаправленное самостоятельное усвоение школьниками неорганизованной, свободной информации;
3) диагностики и получения обратной информации:
· опросно-ответный,
· контрольно-проверочные работы,
· зачетно-экзаменационный контроль.
Все рассмотренные подгруппы методов этапа усвоения-воспроизведения обеспечивают прочное и глубокое усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Однако этим не заканчивается процесс обучающего познания и развития детской личности. Он подходит к своей высшей кульминационной точке—к воспроизведению усвоенных знаний, умений и навыков путем самостоятельного творческого выражения, включения индивидуального начала в учебную деятельность. К методам этапа воспроизведения-выражения относятся две подгруппы методов:
1) учебно-творческие:
· самостоятельный поиск и оформление результатов,
· художественное исполнительство,
2) учебно-критические:
· критический анализ результатов учебной деятельности,
· обучающее рецензирование.
В заключение анализа методов обучения следует подчеркнуть, что:
— методы всех трех этапов обучающего познания (восприятия - усвоения, усвоения-воспроизведения, воспроизведения-выражения) взаимосвязаны между собой и в живом обучающем процессе вступают в активное, взаимодополняющее взаимодействие;
— общие методы обучения должны быть адаптированы, наполнены педагогическим содержанием в конкретных методиках обучения тому или иному предмету;
— они обретают специфику в процессе преподавания науки, в изучении явлений искусства, в освоении трудовых процессов;
— эффективность методов возрастает, когда в методическом взаимодействии учителей и учащихся используются технические средства обучения, обучающие машины;
— в целях повышения обучающе-воспитательной эффективности методов обучения, их адаптации к собственной индивидуальности и особенностям детского коллектива каждый учитель создает из них свою, творческую, глубоко продуманную и прочувствованную методическую систему.
Процессы обучения и воспитания представляют собою сложные системы взаимодействия: учитель — метод — знания, личный опыт общественных отношений—способы самовоспитания.
Педагог, какую бы работу он ни проводил с детьми, постоянно контролирует обучающе-воспитательное действие методов обучения и воспитания. Это необходимо потому, что превращение педагогических методов во внутренние способы организации поведения и деятельности самих детей — один из важнейших каналов формирования личности. Чем более четко работают эти каналы самовоспитания, тем более ребенок предрасположен к восприятию педагогического воздействия. И чем менее ребенок присваивает педагогические методы, переносит их в арсенал собственных способов поведения и общения, тем более он подвержен случайным влияниям.
Вопросы:
1. Укажите критерии классификаций методов обучения.
2. Дайте характеристику поэтапных методов обучения.