Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики
Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих одновременно и последовательно организованные движения (при определении содержания работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях логопед исходит из программных требований раздела «Физическое воспитание»).
Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
Совершенствование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
Совершенствование кинетической основы артикуляторных движений.
Дальнейшее развитие движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа (осуществляется преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).
Оборудование и материалы:
мячи, флажки, обручи, бубен, шнур, контуры-следы, изображающие камешки, следы ног; кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластиковые карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображениями мордочек животных; игрушки; зеркало (большое настенное и индивидуальные), кольца для игры «Серсо».
Примерный перечень игр:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Подбрось -поймай», «По узенькой дорожке», «На одной ножке вдоль дорожки», «Лошадки», «Серсо», «Пчела», «Лодочка», «Ладони на столе», «Пальчики здороваются», «Человечек», «Солнечные лучи», «Пассажиры в автобусе», «Замок», «Паук», «Дружба», «Флажок», «Птички», «Двое разговаривают», «Ежик», «Кот», «Волк», «В гости», «Домик», «Зайцы», «Ловкие пальцы», «Ножницы», «Колокол», «Бочонок с водой», «Пожарники», «Птичка летит», «Лакомка», «Пять человечков», «В гости», «Скакалка», «Спичечные коробки», «Курочка-петушок», «Кошки-мышки», «Кулак - кольцо», «Часы», «Топ-хлоп» и т. п., специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности. Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности, приводи индуктивно-дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельности и контролю за ней при участии речи.
Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Развитие активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному определению основания для классификации на основе существенного признака. Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности. Обучение обобщению конкретных понятий при помощи родовых понятий; обобщению понятий через абстрактное родовое понятие; обобщению понятий через выделение признаков различия и сходства (например, «Назови одним словом», «Назови, какие бывают», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков (например, «Дополни до целого», «Сложи картинку»). Обучение установлению причинно-следственных зависимостей.
Обучение пониманию иносказательного смысла загадок на основе жизненного опыта без использования наглядной опоры.
Оборудование и материалы:
конструктор, полоски из плотной бумаги красного (8 полосок) и белого цвета (16 полосок) размером 10хЗсм, счетные палочки, картинки с изображением природных явлений, растительного и животного мира и т. п. и предметные картинки, относящиеся к выделенным категориям, карточки с изображением геометрических фигур и частей, из которых они могут быть составлены, предметные картинки (по различным тематическим группам), сюжетные картинки, образные игрушки, серии последовательных картинок со скрытым сюжетом, незавершенным действием; карточки с изображением различных орнаментов, содержащих пробел и соответствующие карточки-вкладыши; картинки-«нелепицы», картинки с изображением четырех предметов, три из которых одной родовой группы, а четвертый - другой; карточки со словами (по четыре на каждой), где одно из слов не входит в общее понятие, загадки.
Примерный перечень игр:
«Заборчик», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Последовательные картинки», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают...?», «Сравни», «Разложи и назови», «Что здесь должно быть нарисовано?», «Подбери слова (простые аналогии)», «Путаница» и т. п.).
Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур
Обучение восприятию, оценке ритмов (до 6-ти ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).
Формирование понятий длинное и короткое, громкое и тихое звучание с использованием музыкальных инструментов. Обучение обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.
Обучение восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции (например: /// ///; // ///; /-; -/; //-; -//; -/-/; где / (громкий удар, а) - (тихий; .;... ;. . и др., где) ______(длинное звучание, а). - (короткое).
Оборудование и материалы:
деревянные ложки, музыкальные игрушки: погремушки, бубен, колокольчик, барабан, дудочка, металлофон, гусли, гитара; мяч, карточки с записанными на них условными обозначениями ритмических структур, карточки с цифрами, счетные палочки.
Примерный перечень игр:
«Дятел», «Телеграфист», «Азбука Морзе», «Ритмическое эхо», «Ритмический диктант», «Ритмические загадки», «Музыканты», «Композитор» и т. д.
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия(в работе с детьми, страдающими дизартрией)
Совершенствование распознавания звуков речи, направленного восприятия звучания речи, навыков правильно слушать и слышать речевой материал. Формирование четкого слухового образа звука.
Оборудование и материалы:
слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского (включающие слоги типа СГ (согласный - гласный), ГС (гласный - согласный), СГС (согласный - гласный - согласный), ССГ (согласный - согласный — гласный), СГСС (согласный - гласный - согласный - согласный).
Примерный перечень игр:
«Телефон», «Эхо», «Волшебная страна», «Повтори, как я», «Не ошибись», «Дразнилки» и т. п.
Содержание коррекционного обучения основного этапа
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
Дальнейшее расширение объема и уточнение предметного, глагольного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме ед. и мн. числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается» и т. п.). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть» и т. п.).
Обучение различению предлогов за - перед, за — у, под - из-за, за -из-за, около - перед, из-за - из-под (при выполнении инструкций и по картинкам). Обучение различению предлогов со значением местоположения и направления действия (например, висит в шкафу - пошел в лес) с использованием графических схем предлогов.
Совершенствование навыков понимания значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов (-ник-, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец-): «Покажи, где чай, где чайник?», «Покажи, где сахар, где сахарница?», «Покажи, где бусы, где бусинка?», «Покажи, где виноград, где виноградинка?» и т. д. Формирование понимания суффиксов со значением «очень большой» (-ищ-, -ин-: «Покажи, где нос, где носище», «Покажи, где дом, где домина»). Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой» («Покажи, где лапка, где лапища»).
Совершенствование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование понимания значений приставок: с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение («Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома?», «Покажи, где птичка улетает из клетки (подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку» и т. п.). Обучение пониманию логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, например, Муха больше слона, слон больше мухи; инверсии, например, Колю ударил Ваня. Кто драчун?; активных конструкций, например, Ваня нарисовал Петю; пассивных конструкций, например, Ваню нарисовал Петя).
Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, вопросов по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи
Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).
Закрепление в словаре экспрессивной речи числительных один, два, три, четыре, пять и введение в словарь числительных шесть, семь, восемь, девять, десять.
Совершенствование ономасиологического и семасиологического аспектов лексического строя экспрессивной речи.
Обучение умению подбирать слова с противоположным (например, сильный - слабый, стоять - бежать, далеко — близко и т. п.) и сходным значением (например, веселый - радостный, прыгать - скакать, грустно — печально и т. п.).
Обучение использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина и т. д.).
Обучение осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок.
Обучение употреблению слов, обозначающих личностные характеристики (например, честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый,лень и т. п.).
Обучение пониманию и употреблению многозначных слов (например, ножка стула - ножка гриба, ушко ребенка-ушко иголки, песчаная коса — длинная коса девочки и т. д.).
Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи
Совершенствование навыков употребления форм ед. и мн. числа существительных мужского, женского и среднего рода в им. падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.
Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения ед. и мн. числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет -моется, одевает - одевается, причесывает - причесывается и т. п.).
Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода ед. и мн. числа в именительном и косвенных падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное.
Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов: за - перед, за - у, под - из-под, за - из-за, около - перед, из-за - из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.
Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов (-ниц-, -инк-, -ник-, -ин-, -ц-, -иц-, -ец).Совершенствование навыка дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-,при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).
Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -ий- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами: -ов-, -ев-, -н-, -ан-, -енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -ий- (с чередованием, например, волк - волчий, заяц - заячий, медведь - медвежийи т. п.). Обучение употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк-(например, красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленькийи т. п.).
Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-:белее (белей), выше) и аналитическим способом (при помощи слов болееили менее:более чистый, менее чистый).
Обучение употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший)и аналитическим способом (при помощи слов самый, наиболее:самый высокий, наиболее высокий).
Обучение подбору однокоренных слов (например, зима - зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка и т. п.).
Обучение образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный и т. п.).
Совершенствование навыка самостоятельного употребления грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей.