Созидающие приемы, используемые в работе с трудными детьми.
Проявление доброты, внимания и заботы. Учитель применяет этот прием достаточно часто, так как это оказывает благотворное влияние на ребенка. Особенно полезен этот прием для ребенка отторгнутого коллективом или семьей. Такой ребенок обижен, а иногда и озлоблен. И причиной этого состояния могут быть как объективные, так и субъективные факторы. Это неласковость родителей, придирки учителя, частые наказания, которым подвергается ребенок, сиротство и т.д. В использовании этого приема ярко проявляется доброжелательная позиция взрослого, учителя, воспитателя, родителя. Вникая в нужды и обиды ребенка, воспитатель может помочь ему улучшить условия его пребывания в мире взрослых, или в некоторых случаях и изменить.
Поощрение. Это достаточно известный метод воспитания. Он тоже направлен на коррекцию поведения ребенка. Метод поощрения направлен на закрепление положительного поведения у ребенка. Те поступки, которые вызвали поощрение, становятся образцом для ребенка. Именно поощрение вызывает у ребенка гамму положительных эмоций и способствует еще большим успехам в его жизни. Однако, этот метод достаточно коварен и им надо пользоваться с большой осторожностью. Учителю, пользующемуся данным методом надо учитывать степень прилагаемых усилий для выполнения того или иного дела ребенком. Поощрять надо справедливо, а не «любимчиков», так как в этом случае использование этого метода даст обратный эффект. И, наконец поощрение надо сочетать с педагогическими требованиями, которые учитель предъявляет ребенку. Это сочетание способствует дальнейшему продвижению ребенка по позитивной лестнице успеха.
Авансирование личности. Известный метод, предложенный А.С.Макаренко чрезвычайно важен в работе учителя с трудными детьми. Воспитатель, авансируя ученика, дает ему возможность исправиться, демонстрируя уверенность, что все изменится к лучшему. Авансирование – это оценка будущих заслуг ребенка. Этот метод способствует проектированию личности, что особенно важно при работе с трудными детьми. Эти дети используют свой печальный опыт общения с взрослыми, с враждебным для них миром. Они разуверены в своих силах, в справедливости взрослых, да и вообще в справедливости. Метод авансирования позволяет вызывать у ребенка моральное удовлетворение, что позитивно влияет на его мотивацию. Ребенок старается соответствовать похвале учителя.
Доверие. Использование этого приема, некотором роде тоже авансирование. Воспитатель поручает ученику ответственное дело, демонстрируя уверенность, что у ученика все получится. Доверие радует ребенка, организует его и способствует формированию его активности. Важно помнить, что порученное дело должно быть интересным для школьника и соответствовать его индивидуальным особенностям. Дело должно быть подобрано таким образом, чтобы, с одной стороны оно было интересным, а с другой не очень трудным, то есть посильным для выполнения. Но если дело будет слишком легким, оно вызовет у ребенка поверхностное отношение к выполнению поручения. Доверие используется в работе со всеми детьми, но особенно оно эффективно в работе с трудными. Эти дети потеряли доверие окружающих, что способствовало их изолированности от коллектива сверстников. Поэтому «возвращение» этого ценного дара человеческого общения может в корне изменить мироощущение ребенка.
Создание условий для нравственных упражнений. Суть этого приема состоит в искусственно созданной воспитателем нравственной коллизии. Обычно эта коллизия требует от ребенка каких-то действий, которые способствуют формированию его «западающих» качеств. Этот прием достаточно сложен в применении. От воспитателя требуется правильно подобрать систему нравственных ситуаций, которые будут влиять на формирование намеченных нравственных качеств. Необходимо помнить о том, что трудный ребенок, скорее всего, не сразу включается в решение предложенных ему нравственных ситуаций. Поэтому воспитателю необходимо терпение в реализации данного приема. Самое главное в создании воспитывающей ситуации, чтобы ребенок не заметил воспитания.
Укрепление веры в собственные силы. Особенно этот прием важен для детей тихих, замкнутых, боязливых, застенчивых. Сущность приема заключается в создании такой педагогической ситуации, где ребенок мог бы применить свои силы и, главное, получить положительный результат. Успехи ребенка помогают изменить его статус в коллективе сверстников. У ребенка появляется удовлетворение от сделанного дела, появляется уверенность в собственных силах. Все действия учителя направлены на поддержание этой уверенности, постоянно активизируя действия школьника.
Прощение.Это очень важный прием, поскольку он нейтрализует наказание ребенка. Ребенок совершил проступок, но воспитатель не наказывает его. Применение данного приема может способствовать принятие воспитателем раскаяния ребенка, его душевных переживаний. Если эти чувства искренни, то наказание может нанести неисправимый вред ребенку. Ребенок, ожидая наказания и не получив его, измученный своим раскаянием будет очень признателен воспитателю за понимание его детской души и страданий. Конечно, если этот прием применить к виновному, то это будет способствовать углублению отрицательных форм поведения. Главное в применении приема прощения, чтобы ребенок поверил в то, что воспитатель не затаил на него гнева или обиды. То есть воспитателю, применяющему этот прием самому нужно быть искренним.
Убеждение. Убеждение – самый распространенный метод воспитания. Однако мы можем использовать его и как прием, который корректирует поведение школьника. Убеждение – это доказательство правильности, или неправильности поведения ребенка. Оно может быть как словесным, так и практическим. Учитель, родитель, воспитатель своим поведением убеждают ребенка в правильности предлагаемых нравственных постулатов. Убеждая ребенка, необходимо опираться на его жизненный опыт и умело подводить его к выводам о правильности предлагаемых форм поведения. Если учитель использует словесное убеждение, то необходимо объяснить ребенку, что именно он сделал неправильно, и как нужно себя вести, чтобы это было правильно. При этом надо опираться на поведение известных ребенку людей, которые для него авторитетны.
Вопросы для самоконтроля.
1. Что, по вашему мнению, определяет место индивидуума в обществе?
2. Верно ли утверждение, что без изучения личности ребенка невозможно создать условия для реализации его индивидуальных черт? Мотивируйте свою точку зрения.
3. В чем суть педагогической поддержки ребенка?
4. Правильно ли утверждение А.С.Макаренко, что для трудных детей не надо отдельных методов? Почему, как вы думаете?
5. Как вы думаете, ребенку не будет «одиноко» в индивидуальном маршруте? Докажите свою точку зрения.
6. Почему индивидуальный подход, как педагогический феномен, реализован в основном в учебном процессе, а в воспитательном отстает? С чем это связано?
Тема 11. Характеристика систем воспитания
Системный подход к воспитанию. Система воспитания как компонент социальной системы. Ее место и роль. Характеристики системы воспитания: открытая, искусственная, конкретная, динамическая, централизованная и деятельностная. Модели воспитания: идеализм в воспитании; реализм в воспитании; прагматизм в воспитании; антропоцентрическая модель воспитания; социетарная модель; технократическая; гуманистическая. Современные концепции воспитательных систем. Виды воспитания. По институциональному признаку (семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях, воспитание в специализированных учреждениях). По доминирующим принципам и стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (Авторитарная система воспитания: высокая централизация руководства, степень принуждения, доминанта методов требования.
Педоцентрическое воспитание: отрицание систематического обучения и воспитания детей. Личностно-ориентированное воспитание: основная цель воспитания - ребенок как субъект деятельности и поведения. Признание самоценности ребенка, его права на самоопределение и самостоятельность).