Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.
Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная.
Духовная деятельность, как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни.
Персонажи великих и выдающихся людей как пример высочайших духовных достижений человека.
Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей микросреде человека. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт.
Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота «моего Я».
Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов.
Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека в его влиянии на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов.
Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств.
Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявления и развитие. Способы защиты от посяганий на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я»: зеркало, как амальгированное стекло и зеркало, как отношения к человеку других людей. Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения. Самовоспитание: содержание, способы.
Человек, как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Осмысление событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство.
Человек, как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за свою жизнь перед самим собой.
Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни…
Раздел V. Формирование образа жизни, достойной человека…
Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути…
(Цитаты из работы: Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2002. С.13-21.).
Вопросы для самоконтроля
.
1. Как вы думаете, при каких условиях проявляются ценностные ориентации ребенка?
2. Каковы общечеловеческие ценностные ориентации?
3. Что общего и чем отличается система ценностей младшего школьника от общечеловеческой системы ценностей?
4. Как вы понимаете соотношение морали и нравственности? Обоснуйте свою точку зрения.
5. В чем специфика формирования нравственных убеждений у младших школьников?
6. «Трудолюбие» - это качество личности, или направление воспитания? Ответ обоснуйте.
7. В чем сущность эстетического воспитания?
8. Какова специфика формирования эстетических идеалов у младших школьников?
9. С какими физическими особенностями младшего школьника связано физическое воспитание?
10. В чем сущность мировоззрения?
11. Назовите виды и функции мировоззрения.
12. Почему подготовка ребенка к трем главным ролям в жизни: гражданина, семьянина, труженика наиболее целесообразна в начальной школе? Свой ответ обоснуйте.
Тема 7. Методы современного воспитания
Методы воспитания как одна из категорий теоретической педагогики. Классификация методов воспитания. Различные подходы к ней. Структура методов воспитания: цель, средства, прием. Характеристика средств и приемов воспитания, их взаимодействие. Использование методов воспитания в зависимости от социально-педагогической ситуации.
Список рекомендуемой литературы
Основной
Ежеленко В.Б. Новая педагогика. – СПб, 1999.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания //Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1977.- Т.1.
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/Под ред.С.А.Смирнова. - М., 2000. С.301-326.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М.,1998. С.327-348.
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- М.,2005. Гл.8.
Дополнительный
Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. – СПб.,1992
Маленкова Л.И. Воспитание в современном мире.- М., 1999, с.25-44
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания.- М., 2004. Гл.10.
Сидоркин А.М.Методы воспитания //Магистр. – 1992. - № 1.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Проблема метода воспитания в педагогике.
2. Структура метода.
3. Различные подходы к классификации методов воспитания.
4. Характеристика средств и приемов.
Задания для самостоятельной работы
1. На основе анализа методов воспитания, представленных в различных педагогических источниках, выберите классификацию, которая вам представляется наиболее целесообразной в воспитательной работе с младшими школьниками.
2. Напишите аннотацию самостоятельно подобранной статьи об использовании конкретного метода воспитания в педагогической практике учителя начальных классов.
3. Изучив классификацию методов воспитания, составьте обобщенную таблицу, включающую следующие параметры:
Автор класси- фикации | Группа, в которую входят методы | Домини-рующие в группе ме- тоды | Предпоч тительные приемы | Средства | Предпо лагае- мый ре- зультат | |
4. На основе изученного параграфа в книге В.Б.Ежеленко (Приложение 11), проанализируйте средства воспитания по следующей схеме
- какие есть уровни выраженности средств;
- от чего зависит выбор того или иного средства воспитания;
- как выбранное средство соотносится с методом;
- в чем вы видите зависимость средства воспитания от приема воспитания;
- как соотносится выбранное средство с содержанием воспитания.
5. Ознакомьтесь с работой З.И.Васильевой (Приложение 12) и к каждой группе методов, представленной в ее работе подберите конкретные методы и дайте им характеристику с точки зрения целостности воспитательного процесса. На основе проделанной работы постройте схему методов.
6.* Подготовьте реферативное сообщение на основе изучения психолого-педагогической литературы на тему: «Характеристика средств современного воспитания».
7.Известно, что в педагогике существует прямое и косвенное требование. Составьте набор косвенных требований в виде шутливых советов (10-15), обращенных к младшему школьнику.
Приложение 11
В.Б.Ежеленко