Современные подходы к воспитанию

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и орга­низуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его при­менения объясняется следующим образом:

• Поскольку формирующаяся личность — это целост­ное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

• При гаком подходе специально моделируется систе­ма условий, необходимых и достаточных для самореали­зации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.

• Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

• Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заве­дения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды дея­тельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой дея­тельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) счи­тают, что само по себе внешнее воспитательное воздей­ствие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и стано­вясь привычными, такие отношения определяют устой­чивое поведение человека в любых условиях, то есть ста­новятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагоги­ке. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведе­нии человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно соз­дать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побу­ждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания яв­ляются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение моделируемых конфликтов.

Несмотря на то, что любое воспитание ориентирова­но на личность, правомерность названия данного подхо­да оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внеш­ним факторам воспитательного воздействия, а развиваю­щейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

41. Педагогические технологии обучения

Понятие «педагогические технологии» появилось во вто­рой половине XX века в связи с научно-технической и технологической революцией в производственно-эконо­мической сфере общества. Сущность технологии как дея­тельности можно лучше понять в противопоставлении ис­кусству. Если искусство преимущественно основано на чув­стве, интуиции и экспромте, то технология — на разуме, логике и планировании.

Педагогическая технология — это система последова­тельных действий педагога, связанных с решением педа­гогических задач, планомерное и последовательное во­площение на практике заранее спроектированного педа­гогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведе­ние гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и техно­логии воспитания. Педагогические технологии взаимосвяза­ны с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией — это и есть мастерство как высшее проявление педагогического профессионализма. Особое место в структуре педмастерства занимает педагоги­ческая техника. Это та совокупность умений и навыков пе­дагога, которая необходима для эффективной реализации педагогических технологий.

В педагогической практике используются различные тех­нологии обучения:

• Традиционная технология обучения - это технология транспортирования или передачи знаний, умений и навы­ков от обучающего к обучаемым. Действия преподавателя при этом связаны с объяснением, показом операций, оценкой их выполнения учениками и корректировкой. Учащимся отведены исполнительные функции репродук­тивного характера, гарантирующие освоение предлагае­мого учебного материала.

• Технология программированного обучения появилась в середине 60-х годов XX века в связи с поиском решения проблемы управления процессом обучения (Б.Ф. Скиннер, Н.А. Краузер, И. Куписевич и др.). Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанным обучающим програмам с помощью спе­циальных средств (программированные учебники, осо­бые обучающие машины, ЭВМ, микрокомпьютеры и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность уче­ния в соответствии с его индивидуальными особенно­стями (уровень обучаемости, темп обучения и т.д.).

• Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов и др.) связана с интен­сификацией традиционного обучения, с поиском резер­вов умственного развития учащихся. Ее суть заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их реше­нии при максимальной самостоятельности обучаемых и под общим руководством обучающего. Проблемное обучение способствует не только приобретению необходимых зна­ний, умений и навыков, но и достижению высокого уров­ня умственного развития учащихся, формированию у них способностей к самообучению.

• Технология модульного обучения (П.Я. Юцявичене, Т.И. Шамова и др.) основана на том, что учащийся само­стоятельно достигает учебных целей, работая с модулем. Мо­дуль — это законченный блок информации, в который входят четко обозначенные цели обучения, банк инфор­мации и методическое руководство по достижению це­лей. Модульное структурирование учебного материала придает процессу обучения гибкость и динамичность. Модули можно заменять, переставлять, обновлять, не нарушая всего курса. При этом роль преподавателя сво­дится к функциям консультанта и координатора.

• Самые современные технологии обучения обычно связа­ны с использованием мультимедийной и компьютерной техники, а также сети Интернет. На основе информацион­ных технологий и электронной техники все шире внедря­ются в учебный процесс мультимедийные презентации, тестовые системы, электронные библиотеки, системы дис­танционного обучения (в том числе с технологиями ком­муникаций для обратной связи) и другие технологии.

42. Социализация личности и ее издержки

Развитие личности - это не только результат наследст­венности и целенаправленного воспитательского воздей­ствия на нее со стороны семьи, школы и других общест­венных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, дру­зья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все про­странство социальных влияний на формирующуюся лич­ность, является понятие социализации.

Социализация личности - это процесс усвоения челове­ком социального опыта, то есть социальных норм, ценно­стей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом лич­ность сохраняет свою автономию по отношению к общест­ву. Она избирательно вводит в свою систему поведения предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осу­ществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преоб­разования социального опыта в свои личностные ценности и ориентиры.

Стадии социализации:

• Первичная социализация, или стадия адаптации — от рождения до подросткового возраста, когда ребенок ус­ваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

• Стадия индивидуализации — появляется желание вы­делить себя среди других, критическое отношение к об­щественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социали­зация, так как не все еще устоялось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18—25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчи­во — концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

• Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или общест­вом. Если же не принимаются, то возможны два исхода:

а) сохранение своей непохожести и появление агрес­сивных взаимоотношений с людьми и обществом;

б) изменение себя, стремление стать «таким как все», конформизм, соглашательство, адаптация.

• Трудовая стадия социализации охватывает весь пери­од зрелости человека, когда он не только усваивает соци­альный опыт, но и обогащает его в процессе активной со­циальной деятельности.

Таким образом, процесс социализации осуществля­ется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей осо­бенно важную роль играют родители и сверстники. Родите­ли при этом закладывают базисные устои и долговремен­ные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и т.д. Компании сверстников облегчают также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от дет­ства к взрослости.

Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утра­тить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности.

С другой стороны, нарушения могут приводить к асоци­альному или девиантному поведению, то есть отклоняюще­муся от культивируемого в данном обществе.

Причины девиаций в поведении молодых людей воз­никают как результат политической, социально-эконо­мической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценно-стных ориентациях молодежи, в результате неблагопри-ятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов.

Разновидности девиантного поведения:

• делинквентное поведение — характеризуется склон­ностью к правонарушениям или преступлениям;

• аддиктивное поведение — предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с це­лью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

43. Семья - это важнейший институт социализации лич­ности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья во­обще является для ребенка единственным местом полу­чения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т.д.

Социализация в семье происходит по двум параллель­ным направлениям:

• в процессе целенаправленного воспитания (семей­ное воспитание);

• в ходе социального научения, то есть непроизволь­ного (стихийного) усвоения социального опыта в усло­виях семьи.

С одной стороны, социальное научение в семье проис­ходит в процессе непосредственного взаимодействия ре­бенка с родителями, братьями, сестрами и другими род­ственниками; с другой - оно осуществляется за счет на­блюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.

Семейное воспитание — это сложная система, склады­вающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляе­мая силами родителей и родственников. На характер се­мейного воспитания влияют следующие факторы:

^ наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;

^ материально-экономическая обеспеченность семьи; ^ социальное положение и уклад жизни в семье; ^ структура семьи и ее количественный состав; ^ место проживания и жилищные условия семьи; ^ отношения в семье к ребенку и другие факторы. Задачи семейного воспитания:

^ создать благоприятные условия для развития ребенка;

^ стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;

^ передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и уме­ниям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

^ воспитать чувство собственного достоинства, цен­ности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

^ гуманность и внимание к растущему человеку;

^ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на ус­ловиях «равноправных» участников;

открытость и доверительность отношений с детьми;

^ оптимистичность, жизнерадостность взаимоотно­шений в семье;

^ последовательность в своих требованиях и справед­ливость;

У оказание помощи ребенку, отзывчивость. Основные направления семейного воспитания:

• Физическое воспитание — основано на здоровом об­разе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, зака­ливание организма и т.д.

• Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтере­сованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, спо­собностей.

• Нравственное воспитание — где на первый план вы­ступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.

• Эстетическое воспитание — призвано развивать ху­дожественные таланты и дарования детей или, как ми­нимум, формировать представления о прекрасном.

• Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивает­ся, как правило, плохо.

44. Типы семей и особенности их влияния на детей

Взависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

• простая семья — супружеская пара с детьми, не со­стоящими в браке;

• расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяй­ством;

• полная семья — в состав которой входят оба супруга;

• неполная семья — в которой один из супругов отсут­ствует.

Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Напри­мер, в простой семье дети привыкают к большей само­стоятельности, однако здесь быстрее нарушаются тради­ции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспита­ние усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Од­нако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к ос­тавшемуся родителю, становятся эмоционально более близ­кими и ответственными.

Разнообразие семей подразделяют также по типу от­ношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей:

• Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядоч­ностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, не­зависимыми, дружелюбными.

• Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дис­танция, которую ни родители, ни дети стараются не пе­реступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не­достаточно инициативными.

• Материально-ориентированные семьи, где главное вни­мание уделяются материальному благополучию. Детей в та­ких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителя­ми, лишенные духовной основы, могут развиваться не­предсказуемо.

• Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутст­вует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные на­казания. Дети в таких семьях растут скрытными, недру­желюбными, плохо относятся к родителям, не ладят ме­жду собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

• Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а вре­менное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобществен­ным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

45. Условия успешного воспитания в семье

Выдающийся русский педагог XIX—XX века П.Ф. Лес-гафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следую­щим образом:

• Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, ли­шенный такой атмосферы не способен уважать своих близ­ких, сограждан, Родину, делать людям добро. Вместе с тем, педагог предупреждает, что слепая, неразумная материн­ская любовь делает человека безнравственным потребите­лем или честолюбивым карьеристом.

• Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше, если эту роль выпол­няет мать, но это может быть и неродной воспитатель.

• Регулярный и радостный общественно-полезный труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам ими­тировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

• Исключение так называемых прибавочных раздражи­телей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азарт­ных игр и т.д. У ребенка, привыкшего испытывать такие раздражители, не вырабатывается способность к целе­устремленной деятельности.

• Гармоническое развитие всех способностей ребенка: слу­шание сказок, музыки и песен должно сменяться физи­ческими упражнениями, подвижными играми, работой в саду. Игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы - рисованием, лепкой и т.д. Это объяс­няется тем, что никто не знает, в какой области деятель­ности может проявиться особый талант ребенка.

• Соблюдение принципа постепенности и последователь­ности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.

• Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему до­бра, должны строго контролировать каждый свой шаг, что­бы не послужить примером безнравственного поведения.

С точки зрения современной педагогики, для успеш­ного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты:

• Взаимоотношения между супругами, культура их обще­ния - определяют общий психологический климат семьи. Взаимодействия супругов — это модели поведения, кото­рые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

• Контакт глаз между родителями и детьми — очень ва­жен не только для установления хорошего взаимопонима­ния, но и для удовлетворения эмоциональной потребно­сти ребенка. Было бы большой ошибкой использовать лишь только строгий взгляд.

• Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосно­вения, поглаживания и пр.) - является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений.

• Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувство­вать себя значимой личностью. Это возможно, когда его не только замечают, но и вникают в его проблемы, страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совмест­ными делами, играми.

• Дисциплина - последовательность требований, соот­ветствие требований возрасту, соответствие наказаний проступку.

46. Причины неправильного воспитания в семье

Неправильное воспитание в семье уродует характер ре­бенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого вос­питания в семье различны:

• Безнадзорность, или бесконтрольность, когда родители не уделяют должного внимания детям. В итоге, предостав­ленные сами себе, дети попадают под негативное влияние уличных компаний.

• Гиперопека, когда жизнь ребенка находится под бди­тельным надзором. Когда он постоянно слышит указания, предупреждения, запреты. В результате такого «воспитания» становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах.

• Воспитание по типу «Золушки», то есть в обстановке безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им. Такая ситуация способ­ствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительно­сти или озлоблению детей.

• «Жесткое» воспитание, когда за малейшую провин­ность ребенка сурово наказывают и держат в постоянном страхе. Ушинский К.Д. указывал, что страх - самый силь­ный источник таких пороков, как жестокость, озлоб­ленность, приспособленчество и угодничество.

• Физическое наказание — которое педагоги-ученые на­зывают синдромом опасного обращения с детьми. Оно может наносить ребенку не только физические, но и пси­хические, нравственные травмы. Наказываемые таким образом подростки впоследствии сами нередко стано­вятся жестокими, плохо контактируют с окружающими и адаптируются в трудовых коллективах.

47.Причиной неправильного воспитания в семье являет­ся также ложный авторитет родителей:

• Авторитет подавления, когда родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отве­чают грубостью, любую его вину сопровождают наказа­нием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость.

• Авторитет тщеславия, который строится на высо­комерном стремлении к славе, почитанию и превосход­ству, на кичливом демонстрировании своих достоинств, в том числе и своим детям. Все это формирует у ребенка аналогичный стиль поведения.

• Авторитет педантизма, когда родители ведут себя с детьми, как бюрократы, настаивают на своем даже в ме­лочах и даже если неправы. Такой авторитет убивает дет­скую инициативу и самостоятельность.

• Авторитет морализирования, когда родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуж­дениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма.

• Авторитет сентиментальности, когда слащавые при­знания в любви сыплются на детей в избыточном коли­честве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так вос­питываются интриганы — люди, склонные к неблаговид­ным, скрытным действиям против кого-нибудь.

• Авторитет добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний.

• Авторитет панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их тре­бований.

• Авторитет подкупа, когда послушание покупается подарками или обещаниями, что делает детей меркан­тильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хо­рошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он утаивает, становясь расчетливым и неискренним.

48.Развитие личности в трудовой деятельности

Трудовая деятельность, или просто труд (работа) — это процесс производства материальных либо духовных ценностей. Соответственно получаемому продукту труд подразделяют на два вида:

• производство ценностей материального содержания называют физическим трудом (труд токаря, трактори­ста, повара и т.д.);

• производство ценностей духовного содержания на­зывают интеллектуальным, или умственным трудом (труд экономиста, преподавателя, композитора и т.д.).

Выделяют также следующие виды труда:

^ учебный труд;

^ труд по самообслуживанию;

^ семейно-бытовой труд;

^ профессиональный труд;

^ производительный труд;

^ общественно-полезный труд и другие.

В структуре жизнедеятельности человека труд занима­ет особое место. Благодаря труду сформировалось совре­менное общество, созданы предметы материальной и ду­ховной культуры. Благодаря труду и сам человек стал тем, кто он есть. В процессе труда задействуются практически все компоненты структуры человека: физиологический, пси­хический и социальный, то есть трудовая деятельность спо­собствует разностороннему развитию человека.

Согласно Конституции Республики Беларусь (1996г.), труд определяется «как наиболее достойный способ само­утверждения человека». На достижение этой цели и должно быть направлено так называемое трудовое воспитание. Его основу в школьные годы составляют учебный, обществен­но полезный и производительный труд, предполагающий участие школьников в создании материальных ценностей.

Основные требования к учебно-воспитательному труду:

•У сочетание общественной значимости труда с лич­ными интересами учащихся;

^ доступность и посильность трудовой деятельности;

^ добросовестность и обязательность трудовой деятель­ности учащихся;

^ сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности.

Коллективный труд в плане формирования личности имеет свои преимущества, определяемые следующими его социальными функциями:

' • организационная — коллектив является субъектом управ­ления своей общественно-полезной трудовой деятельностью;

• воспитательная — коллектив является носителем и пропагандистом ответственного отношения к труду;

• стимулирующая — коллектив способствует формиро­ванию нравственно-ценных стимулов труда, регулирует I рудовые взаимоотношения.

Однако, чтобы коллектив выполнял перечисленные функ­ции, он должен пройти все стадии своего становления:

• первая стадия — связана с взаимным принятием со­трудниками друг друга; совместно вырабатываются нор­мы делового взаимодействия; однако, в личных отноше­ниях сотрудники руководствуются собственными нор­мами и правилами;

• вторая стадия — все начинают принимать участие в выработке и принятии коллективных решений, форми­руется актив трудового коллектива и общие нормы пове­дения его членов;

• третья стадия - усвоение сотрудниками общих норм поведения в коллективе, идентификация или отождест­вление себя с коллективом;

• четвертая стадия — внешний контроль работы чле­нов коллектива превращается в самоконтроль, коллектив становится зрелой естественной формой социальной жиз­недеятельности его членов.

49. Влияние игры на развитие личности

Игру часто определяют как деятельность, выполняе­мую не для получения каких-либо материальных или идеаль­ных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свиде­тельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смыс­ла) в игре осуществляется основное человеческое предна­значение, состоящее в возможности подняться к верши­нам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.

Функции игры в жизнедеятельности человека:

^ предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;

^ моделирование жизненных ситуаций борьбы, со­ревнования, конкуренции, достижения успеха и т.д.;

^ создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи;

^ сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению;

выявление и развитие личностных качеств играю­щих, их ловкости, находчивости, решительности, на­стойчивости, честности и т.д.

^ создание пространства для фантазии, импровиза­ции, открытия чего-то нового;

^ удовлетворение потребности людей в получении удо­вольствия или наслаждения, в том числе и от умения блеснуть своими знаниями, расширить свой кругозор, обогатиться знаниями других людей.

Игры бывают:

^ подвижные и интеллектуальные;

^ индивидуальные, парные и групповые;

^ состязательные и ролевые.

Каждая игра имеет свои правила или условия. Если правила всегда определяют характер игры однозначно, то условия — произвольны, ситуативны. Можно сказать, что условия — это правила, которые по ходу игры могут изменяться.

Игры, используемые в обучении (дидактические), быва­ют ролевыми, имитационными, деловыми и организа-ционно-деятельностными.

Особенно важной формой жизнедеятельности игра яв­ляется для детей. Игры обеспечивают детям возможность овладения общественным опытом, а также физическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Игровые действия здесь выражаются в мими­ческих движениях, движениях руками и ногами, в манипу­ляциях предметами. В этих играх, которые Жан Пиаже на­зывал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляется первоначальное ознакомление с миром.

В дошкольном возрасте ведущими являются сюжетно-ро-левые игры, в которых дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Дети с помощью игрушек и другого игрового материала перевоплощаются в других людей, а иногда в животных, беря на себя их роли. Используя вместо реаль­ных вещей их условные обозначения, дети готовятся к по­ниманию знаков — слов, букв, математических символов.

В педагогических целях используется множество самых разнообразных игр. Если в подвижных играх в основном совершенствуются движения детей, развивается ловкость, точность, настойчивость и т.д., то в интеллектуальных — восприятие, внимание, мышление, память. Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и обу­чении, поскольку в ней присутствуют юмор, смех, паро­дия, гипербола, открытость отношений. Все это вызывает положительные эмоции и необходимую мотивацию.

Многие дидактические игры используются для упраж­нений в применении полученных знаний на практике, для их дальнейшего совершенствования, для выработки со­ответствующих умений. При изучении экономических дисциплин - это «Дельта», «Презентация», «Инвестор», «Новый менеджер» и другие так называемые деловые игры.

Особого внимания заслуживают современные компью­терные игры, привлекающие к себе все большее количе­ство поклонников. Наряду с позитивными функциями, они несут с собой опасность формирования психологиче­ской зависимости от них. Механизм образования психоло­гической зависимости от компьютерных игр основан на потребности человека в уходе от реальности и принятии роли. Каждый день компьютерные фанаты «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и значительно больше. Круг социальных контактов у них очень узок, вся другая дея­тельность направлена лишь на выживание, на удовлетво­рение потребностей, а главное — на удовлетворение по­требности в игре на компьютере. И это, безусловно, одна из актуальных психолого-педагогических проблем.

В последние годы в практике психологической помощи получают распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития или компенсации недостатков общения, преодоления за­стенчивости, замкнутости.

50. Творчество — это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, ориги­нальных или более совершенных материальных и духов­ных ценностей. В зависимости от содержания деятельно­сти различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет сле­дующие функции:

• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;

• реализует право личности на свободу, выход за пре­делы «обязательного»;

• является средством самоактуализации, самореализа­ции и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде дея­тельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют ориги­нальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой лич­ности является креативность.

Креативность - это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потреб­ности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства:

• когнитивные - чувствительность к необычному, уни­кальному, единичному; способность воспринимать яв­ления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

• эмоциональные - высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

• мотивационные — потребность в понимании, иссле­довании, самовыражении и самоутверждении, потреб­ность в автономии и независимости;

• коммуникативные — инициативность, склонность к ли­дерству, спонтанность.

Креативность активно стала изучаться после опубли­кования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

• конвергентное мышление — идет по одному руслу и находит только одно решение;

■ дивергентное мышление — допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и ле­жит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В от­личие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

• подвижность — способность мышления к обнаруже­нию и постановке проблем; для творческих людей не со­ставляет труда перейти о<

Наши рекомендации