Охарактеризуйте подходы к воспитанию в зарубежной психологии.
Необихевиористический подход-когда под личностными структурами понимается привычки, умения и навыки поведенческого характера. Проблема формирования личности решается с помощью специальной техники поведенческого научения, основанная на использовании поощрений за положительные реакции и наказаний за отрицательные. Ключевую роль играет принцип модификации поведения в желаемом направлении. Постоянному регулированию подлежит любое поведение учащихся, так или иначе нарушающий установленный в школе порядок. Амер. психолог-необихевиорист Б.Скиннер проектирует педагогическую систему, рекомендующую отказ от наказаний и прямого принуждения. Учитель, считает он, может совершить от наказания к позитивному подкреплению-реакции на успехи, а не на неудачу. Амер.психолог. А.Бандура разработал теорию социального научения, считая, что обучение социальным формам поведения может успешно осуществляться путем наблюдения за поведением др.людей.Такое обучение он называл «замещающим»,имея ввиду, что наблюдение замещает непосредственный опыт ребенка и ведет к тем же результатам.Согласно его концепции ,поведение одного индивида находится под влиянием последствий поведения наблюдаемых «моделей»- другого индивида. Психоаналитические концепции. Согласно. З.Фрейду. ,структура личности образует иерархию из следующих различных, но неразрывных в своем единстве компонентов: «Оно»(Ид), «Я»(Эго) и «Сверх-Я»(Супер Эго). «Оно» (Ид)-это вместилище инстинктивных влечений ,движимых лишь принципом удовольствия. «Я»(Эго)-механизм сознания и самоконтроля, который вытесняет в бессознательное влечение. «Сверх-Я»(Супер Эго)-сплав моральной «цензуры», нравственных установок и представлений о должном поведении,т.е все то что усваиваеться человеком с детства.Принципом в психоанализе стала сублимация-преобразование комплекса неодобряемых (агрессивных,антисоциальных) импульсов в такие формы,которые контролируются сознанием и одобряются обществом. Гуманистическая психология,предствителями явл.Маслоу,Роджерс и Олпорт. Роджерс обращаеться к динимической сущности личности, т. е.к «Я».Тесно связанным с изучением «Я» явл.проблемы самоуважения. Я-реального и Я-идеального,самооценка и другие вопросы личности. Он пришел к выводу ,что внутренний мир индивида сильнее влияет на его поведение,чем стимулы окружающей среды.Теория Маслоу о самоактуализации. Самоактуализация-это не только конечное состояние ,но также процесс актуализации своих возможностей; это непрерывный процесс выбора.В каждый момент имеется выбор-продвижение или отступление; это выбор продвижения и роста; это найти самого себя,раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, что плохо,какова цель твоей жизни.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Представители биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т. е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.
Американский психолог С. Холл (1844—1924)2, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента - темперамент и задатки способностей. ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском (социогенетическом) направлении. Его истоки - в идеях философа ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые. ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась. Очевидно, что оба подхода - и биологизаторский, и социологизаторский - страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.