Особенности организма и психика.

Особенности организма и психика.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Функционирование психики зависит не только от деятельности головного мозга и нервной системы человека, но и в целом от физиологического, гормонального функционирования всего организма, тела человека. Для формирования и успешного функционирования собственно человеческой сложно организованной психики необходим комплекс определенных биологических условий: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет. Не случайно поэтому, что заболевания и нарушения Функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса.

3.Место психологии в системе наук о человеке..

С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, эти работы можно отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета

психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Предмет изучения психологии.

Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а

также научное применение приобретённых знаний. Психология – наука о

закономерностях развития и функционирования психики как особой формы

жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о

психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и

их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3)

использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4)

быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии:

человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления,

сознание.

Этапы развития психологии.

«Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука одуше, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научномупотреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначальноон относился к особой науке, которая занималась изучением так называемыхдушевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человеклегко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив всебя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельностьчеловека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана перваяэкспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г.– лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокругкоторых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об

объективных закономерностях проявления и механизмов психики.

Развитие личности.

Факторы, влияющие на развитие личности:

-Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание

-Биологические факторы развития: наследственность, задатки, способности

-Социальные факторы развития: среда обитания, политические, географические

Развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:

-во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,

- во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства

Потребности, мотивы и цели.

Деятельность – целенаправленная активность, процесс взаимодействия человека с миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Структура деятельности: 1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные и культурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-ти отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные потр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ
(побуждения к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемый результат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ - процесс, подчинённый осознанной цели.

Характер.

Характер-индивидуальные сочетания наиболее устойчивых приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении и его отношения:

1)к себе (самокритичность, скромность, самовлюбленность)

2)к др. людям (эгоизм-альтруизм, правдивость-лживость)

3)к делу (лень-трудолюбие, ответственность-недобросовестность)

4)к собственности (щедрость-жадность, аккуратность-неряшливость).

Отдельные св-ва хар-ра образуют целостную организацию-это структура хар-ра. Состоит из 2х групп черт хар-ра(устойчивая форма поведения в типичных ситуациях):

1.индивидуально своеобразные способы осуществления отношения к окр. действительности и проявлении направленности личности.

2.эмоциональные, волевые, интеллектуальные.

Способности.

Способности - индивидуальные психические особенности личности, к-е проявляются в деятельности и яв-ся условием его успешного выполнения. Способность тесно связана с сознанием, умением и навыками, обеспечивая их быстрые приобретения, закрепление, применение. Природная основа формирования способности яв-ся задатки – врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы мозга, органа чувств.Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

a. общие(умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.) и специальные успехи человека в отдельных видах деятельности и общения (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;

d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Воля, эмоции.

Воля – сознательное регулирование человека своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Волевые действия бывают простые и сложные .
этапы сложного волевого действия:

1) осознание цели и стремление достичь ее.

2) осознание ряда возможностей достижения цели.

3) выявление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности.

4) борьба мотивов и выбор.

5) принятие одной из возможности.

6) осущ-е принятого решения.

7) преодоление внешних препятствий и трудностей самого дела до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Эмоции – форма выражения чувств( переживание человеком своего отношения ко всему тому, что его окружает).

По влиянию на деят-ть: стенические(активные) и астенические(понижающие активность). По формам протекания:

Настроение (слабо выраженное эмоциональное проявление, отличающееся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов их вызывающих).

Аффекты (переживание большой силы с коротким периодом протекания хар-ся значительным изменением в сознании, нарушением волевого контроля).

Страсть (сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели).

По сложности и содержанию:

Простые (низшие) – голод.

Сложные (высшие) – морально-политические, любовь. Недоумение, значительность, ясность мысли.

Эстетические – возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением значительных потребностей.

Ощущения.

Ощущение - элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших свойств окружающего мира виде психических

явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека приспособленыдля восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделыанализатора: периферический (проводниковый(корковый. Периферич.-

рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий,центр.отдел анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных

импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1) внешние: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление,боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) внутренние (сигналы из внутр. органов).

3) контактные и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающийспецифическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторамив мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущенияобеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения,

величину расстояния. Св-ва ощущений:

1) Качество (отличие одних от других)

2) Интенсивность (сила раздражителя)

3) Продолжительность

4) Наличие порога ощущ. между силой раздражителя и интенсивностью вызываемого им ощущения.

Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва

заметное ощущение.

Восприятие.

Восприятие – целостное отражение явлений и предметов при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие субъективно, одну и ту же информацию люди воспринимают по разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, состояния и т.д.Апперцепция - зависимость восприятия под содержанием психической жизни человека и особенностью его личности. Свойство восприятия:

1) Целостность (внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе).

2) Предметность (объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело).

3) Обобщенность (отнесение каждого образа к некоторому классу).

4) Константность (постоянство восприятия образа).

5) Осмысленность (связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления).

6) Избирательность (выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия).

7) Структурность (восприятие не яв-ся простой суммой ощущений). Виды восприятия:

1. Предметов и явлений

2. Человека с человеком

3. Времени

4. Движений

5. Пространства

6. Вида деятельности

Существует нарушенное восприятие. Иллюзия – ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Галлюцинации – восприятие образов, реально не существующих объектов.

Память.

Память – процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение. Виды памяти: тип запоминания (образная, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная), участие волевого процесса (произвольная и не произвольная), степень осмысленности (механ-я и логич-я).

Уровни памяти: мгновенная(0,5-1 с), кратковременная(5-7мин), долговременная, оперативная, промежуточная (несколько часов). Мнемоника:1.образов-е смысловых фраз из начальных букв.2.ритмизация.3.созвучные слова.

Мышление.

Мышление – наиболее обобщенное и осредненная форма психического отражения, установление связи и отношения между объектами, их закономерность развития. Виды мышления:

1) наглядно-действенное – непосредственное восприятие предмета и реальное приобретение ситуации в процессе действия с предметами.

2) Наглядно-образное – опир-ся на представление и образы и приобретение ситуации лишь в плане образа.

3) Словестно-логическое – логические операции.

4) Теоретическое м. – познание законов и правил.

5) Практическое – подготовка физического приобретения действительности.

6) Интуитивное – аналитическое, реалистическое, репродуктивное и прорепродуктивное.

Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в

объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез –мысленный переход от частей к целому. 3) Обобщение –объединение предметов по признакам. 4) Сравнение –установление сходства и различия м-у объектами. 5) Абстрагирование – мысленное выделение существенных св-в предметов и отвлечение от несущ-х.Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит.процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич.вывода из суждений и понятий.

Формы умозаключений: индукция (вывод от частного к общему), дедукция (от общего к частному), аналогия (от частного к частному).

Воображение, внимание.

Воображение - психический процесс отражения будущего, создание нового образа представления или идеи на основе прошлого опыта.Виды воображения: 1) активное и пассивное; 2)произвольные (мечты и грезы); 3)непроизвольные (гипнотическое состояние и сон). Мечта–форма воображения, обращенная к сфере будущего, не предполагает немедленного достижения. Эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать. Воссоздание воображения основано на конструкции новых образов, представлений в соответствии со стимуляцией извне. Антицитирующее воображение основано на представлении будущих событий и предвидение результатов действия. Творческое воображение представляет создание новых образов или идей, представляющих ценность для других людей или общества в целом. В творческ.воображ. исп-ся интеллектуальные операции – диссоциация (операция, в ходе которой разрабатывается чувственно данный опыт и его элементы способны образовать новые сочетания) и ассоциация (создание целостного образа из элементов образа). К формам синтеза, результирующих в процессе воображ. относ-ся: аглюдинация, гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета, изменение отдельных частей), схематизация (отдельные представления сливаются, различия смешиваются, черты сходства выступают четко), типизация, заострение (выделение отдельных признаков).

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на объекте, повышение уровня сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности субъекта. Функции: 1)отбор значимых воздействий, игнорирование несущественных. 2)сохранение в сознании необходимых образов до завершения деятельности. 3)контроль за протеканием деят-ти. Виды: 1)непроизвольные – сосредоточение сознания из-за особенности объекта. 2)произвольные –сознательное регулирование сосредоточения на объекте. 3)после произвольное – когда произвольное внимание сохраняется,а усилий для сохранения не надо.Св-ва: 1.концентрированность – степень сосредоточенности сознания на объекте.

2.интенсивность – опред-т эффективность восприятия, памяти, мышленияи ясность сознания в целом.

3.устойчивость-способность длительное время сохранять состояние внимания на объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

4.объем – кол-во однородных объектов, нах-ся в фокусе вним-я.

5.переключ.вним-я – переход от одного к др. виду деят-ти.

6.распередение-способность сосредоточить вним-е на нескольких объектах сразу.

ОБЩЕНИЕ,ЯЗЫК И РЕЧЬ

Особенности организма и психика.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Функционирование психики зависит не только от деятельности головного мозга и нервной системы человека, но и в целом от физиологического, гормонального функционирования всего организма, тела человека. Для формирования и успешного функционирования собственно человеческой сложно организованной психики необходим комплекс определенных биологических условий: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет. Не случайно поэтому, что заболевания и нарушения Функционирования организма порождают и специфические проявления в психике человека. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, т.е. влечет изменения психологического тонуса.

3.Место психологии в системе наук о человеке..

С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, эти работы можно отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета

психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Наши рекомендации