Тема 24.. Основы педагогического мастерства
Педагогическое мастерство как синтез теоретических знаний, практических умений.
Требования к педагогу (личностные и профессиональные) в новых социальных условиях.
Стандарт и творчество. Повторяемость и не повторяемость в педагогическом мастерстве. Пути совершенствования педагогического мастерства. Новаторство и передовой опыт в процессе становления педагога-мастера.
Понятие о культуре личности преподавателя. Самовыражение и саморегуляция. Педагогическая техника, такт, авторитет. Активная жизненная позиция преподавателя в утверждении нравственных норм жизни. Педагогические способности и их характеристика
Самооценка и самоанализ педагогических способностей. Способы и приёмы развития педагогических способностей. Роль преподавателя в жизни общества, его авторитет и престиж.
Литература:
Основная
Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие М.:Академия, 1999 С.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.
Дополнительная:
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие. Изд. 2-е, М.: Академия, 1999. С.
Успенский В.Б. Чернявская А. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. Росто-на-Дону,2002. С.
Семинар
Примерные вопросы к сдаче экзамена по педагогике
История педагогики
1. Педагогическая мысль в античный период. Спартанская и Афинская школы.
2. Идеи о воспитании античных философов Древней Греции и Древнего Рима.
3. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания.
4. Система обучения в средние века. Схоластика: содержание и особенности.
5. Становление и развитие университетского образования в Западной Европе.
6. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.
7. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ф. Рабле.
8. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Дж. Локк
9. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ж.-Ж. Руссо.
10. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Г.Песталоцци
11. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: А.Дистервег.
12. Педагогические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса
13. Особенности и содержание вальдорфской педагогики.
14. Антропософия Р. Штейнера и её воспитательное значение.
15. Развитие педагогической мысли в Древней Руси: источники, традиции воспитания.
16. Литературно-педагогические памятники России. Древнерусская учебная литература.
17. Особенности и содержание педагогической мысли в России X-XVII вв.
18. Русская педагогика XVIII века: реформы Петра I и их историческое значение.
19. Педагогическое наследие М.В. Ломоносова: синтез европейской и русской науки.
20. Светское и духовное воспитание в России в XIX веке: выдающиеся педагоги, их концепции и идеи.
21. Педагогические теории В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова ( по выбору ).
22. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского .
23. Концепция свободного воспитания личности в педагогических воззрениях Л.Н. Толстого.
24. Реорганизация системы образования в послереволюционный период (после 1917 г.)
25. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской.
26. Педагогические идеи А.С. Макаренко и их современная оценка.
27. Выдающиеся педагоги ХХ века, их основные идеи взгляды. ( С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд.
28. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского .
29. Педагогическая деятельность педагогов – новаторов: М.Щетинин, И.Волков и др.
30. Педагогика на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
31. Современные реформы в системе образования: цель, задачи, содержание. (Болонское соглашение)
Теория педагогики
1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
2. Личность как предмет воспитания.
3. Цели воспитания в современной педагогике, особенности, содержание.
4. Характеристика закономерностей воспитания.
5. Характеристика принципов воспитания.
6. Современные педагогические концепции теории воспитания, методики и технологии.
7. Отечественные и зарубежные теории воспитания: сравнительный анализ.
8. Особенности и содержание нравственного воспитания личности.
9. Основные закономерности и принципы воспитания.
10. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях
11. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».
12. Семейное воспитание: принципы и содержание.
13. Формы и методы организации учебно-воспитательногоьпроцесса.
14. Активные и проблемные методы обучения.
15. Традиционные и новые технологии обучения, их применение.
16. Педагогические проблемы самообразования и руководства самостоятельной работой учащихся.
17. Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
18. Теоретические и практические основы педагогического мастерства.
19. Проблема авторитета и авторитарности в педагогике.
20. Образование как система, процесс, результат, ценность.
21. Современные образовательные реформы. Болонское соглашение
22. Гос. стандарт: направленность, цели, задачи, содержание.
23. Коллектив и личность: особенности взаимодействия, методы изучения.
24. Становление мировоззрения личности в процессе ее обучения.
25. Методологические основы современных педагогических исследований.
26. Критерии актуальности и новизны педагогического исследования.
27. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
28. Единство логического и исторического в педагогическом исследовании.
29. Методы психодиагностики и их применение в педагогической науке.
30. Соотношение теории истории, методики в педагогическом исследовании.