Проектирование и экспертиза дидактических систем
Вопросы к обсуждению:
1. Современные дидактические концепции. Их характеристика.
2. Современные теории обучения. Их описание.
3. Критерии выбора дидактических систем.
Практическое задание 1. Разработать в группах проект дидактической системы в соответствии с требованиями ФГОС (на конкретном примере).
Практическое задание 2. Провести экспертизу предложенных вариантов дидактических систем (групповая работа) ОУ, в котором вы работаете.
Литература
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.
2. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.
- Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
- Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.
- Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
- Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.
Семинар № 5.
Проектирование и экспертиза воспитательных программ ОУ
Вопросы к обсуждению:
1. Характеристика видов воспитательных систем.
2. Структура проекта воспитательной системы.
3. Концепция духовно-нравственного становления и развития личности (ФГОС начального общего образования).
Практическое задание 1. Разработать в группах проект программы воспитания в соответствии с ФГОС (на конкретном примере).
Практическое задание 2. Провести экспертизу предложенных вариантов программы воспитания ОУ (групповая работа), в котором вы работаете.
Литература
1. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.
2. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.
3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб., КАРО, 2007.
4. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. — М., Академия, 2006.
5. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
Семинар № 6.
Управление качеством образовательных систем
Вопросы к обсуждению:
1. Параметры качества образования.
2. Критерии оценки управления качеством образовательных систем: создание условий для удовлетворения потребностей учащихся и педагогов, организации эффективного процесса, формирование эффективной системы отслеживания результатов образовательной деятельности (система мониторинга),
Практическое задание 1.Разработать в группах проект концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения или программы внеурочной деятельности школы (на выбор)»
Практическое задание 2. Провести экспертизу предложенных вариантов концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения или программы внеурочной деятельности школы
Литература
1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.
2. Шамова и др. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших пед.учеб.заведений / Т.И. Шамова, , Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.
Семинар № 7-8.
Современные образовательные технологии
Вопросы к обсуждению:
1. Параметры образовательного процесса, построенного с применением технологий обучения и воспитания: целеполагание, диагностика, дозирование заданий, логическая структура, коррекция.
2. Роль диагностики и прогнозирования в использовании образовательных технологий.
3. Проектирование использования образовательной технологии.
Практическое задание. Выборочная характеристика современных образовательных технологий: метод кейсов, ТОГИС, технология РКМЧП и др. и представление результатов работы групп
Литература
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.
2. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.
- Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
- Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.
- Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
- Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.
- Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
Вид самостоя-тельной работы | Задание | Кол-во часов | Форма контроля |
1. Образовательные системы | |||
Работа с научно-педагогическими текстами | Составление терминологического словаря педагогических категорий | словарь | |
Индивидуальные задания | Соотношение образовательных систем различного уровняя | схема | |
Составление аннотированного списка источников | Аннотиров. список | ||
2. Теоретические основы проектирования | |||
Работа с научно-педагогическими текстами | Составление терминологического словаря педагогических категорий | словарь | |
Индивидуальные задания | Презентация сообщения о критериях оценки проектной деятельности в сфере образования. | Сообщение, презентация | |
3. Проектирование образовательного процесса как динамической системы | |||
Работа с учебной литературой, научно-методическими материалами | Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: цели, содержание образования, образовательные результаты. | конспект | |
Индивидуальные задания | Требования к условиям реализации ФГОС | эссе | |
4. Проектирование дидактических систем | |||
Работа с учебной литературой и нормативными документами | Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения | Доклад | |
Индивидуальные задания | Экспертиза и проектирование дидактической системы ОУ(на выбор студента) | Проблемно-ориентированый анализ состояния дидактической системы ОУ и концепция ее развития. | |
5. Проектирование воспитательных систем | |||
Работа с научно-методическими материалами | Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. | Статья - рецензия | |
Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания | Конспект | ||
Индивидуальные задания | Экспертиза воспитательной системы ОУ. Проектирование воспитательной системы ОУ (на выбор студента) | Проблемно-ориентированый анализ состояния воспитательной системы ОУ и концепция ее развития. | |
6. Проектирование управления образовательными системами | |||
Работа с научно-методическим материалом | Сравнение методологических подходов в оценке качества образования | Сравнительная таблица | |
Индивидуальные задания | Презентация программы развития ОУ, концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения, программы внеурочной деятельности школы (на выбор)» | Программа, презентация | |
7. Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях | |||
Работа с научно-методическим материалом | Сравнительная характеристика образовательных технологий, условия их выбора | Сравнительная таблица Обоснование выбора технологии | |
Индивидуальные задания | Преставление образовательной технологии (на выбор студента) | Мастер-класс |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
Организационными формами НИРС по дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных систем» могут являться:
- учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ;
- участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное научное творчество студентов.
2.3. Календарно-тематическое планирование
ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
2.3.1. Календарно-тематическое планирование
ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
направления Психолого-педагогическое образование
Профилей (программ)
Социальная педагогика, Психология развития, Психология и педагогика образования одаренных детей