Проектирование и экспертиза дидактических систем

Вопросы к обсуждению:

1. Современные дидактические концепции. Их характеристика.

2. Современные теории обучения. Их описание.

3. Критерии выбора дидактических систем.

Практическое задание 1. Разработать в группах проект дидактической системы в соответствии с требованиями ФГОС (на конкретном примере).

Практическое задание 2. Провести экспертизу предложенных вариантов дидактических систем (групповая работа) ОУ, в котором вы работаете.

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.

2. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.

  1. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
  2. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.
  3. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
  4. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.

Семинар № 5.

Проектирование и экспертиза воспитательных программ ОУ

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика видов воспитательных систем.

2. Структура проекта воспитательной системы.

3. Концепция духовно-нравственного становления и развития личности (ФГОС начального общего образования).

Практическое задание 1. Разработать в группах проект программы воспитания в соответствии с ФГОС (на конкретном примере).

Практическое задание 2. Провести экспертизу предложенных вариантов программы воспитания ОУ (групповая работа), в котором вы работаете.

Литература

1. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

2. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.

3. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб., КАРО, 2007.

4. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. — М., Академия, 2006.

5. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

Семинар № 6.

Управление качеством образовательных систем

Вопросы к обсуждению:

1. Параметры качества образования.

2. Критерии оценки управления качеством образовательных систем: создание условий для удовлетворения потребностей учащихся и педагогов, организации эффективного процесса, формирование эффективной системы отслеживания результатов образовательной деятельности (система мониторинга),

Практическое задание 1.Разработать в группах проект концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения или программы внеурочной деятельности школы (на выбор)»

Практическое задание 2. Провести экспертизу предложенных вариантов концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения или программы внеурочной деятельности школы

Литература

1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.

2. Шамова и др. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших пед.учеб.заведений / Т.И. Шамова, , Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2002. – 384 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.

Семинар № 7-8.

Современные образовательные технологии

Вопросы к обсуждению:

1. Параметры образовательного процесса, построенного с применением технологий обучения и воспитания: целеполагание, диагностика, дозирование заданий, логическая структура, коррекция.

2. Роль диагностики и прогнозирования в использовании образовательных технологий.

3. Проектирование использования образовательной технологии.

Практическое задание. Выборочная характеристика современных образовательных технологий: метод кейсов, ТОГИС, технология РКМЧП и др. и представление результатов работы групп

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.

2. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.
  2. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
  3. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.
  4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
  5. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.
  7. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

Вид самостоя-тельной работы Задание Кол-во часов Форма контроля
1. Образовательные системы
Работа с научно-педагогическими текстами Составление терминологического словаря педагогических категорий словарь
Индивидуальные задания Соотношение образовательных систем различного уровняя схема
  Составление аннотированного списка источников Аннотиров. список
2. Теоретические основы проектирования
Работа с научно-педагогическими текстами Составление терминологического словаря педагогических категорий   сло­варь  
Индивидуальные задания Презентация сообщения о критериях оценки проектной деятельности в сфере образования. Сообщение, презентация
3. Проектирование образовательного процесса как динамической системы
Работа с учебной литературой, науч­но-методическими материалами Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: цели, содержание образования, образовательные результаты. конспект
Индивидуальные задания Требования к условиям реализации ФГОС эссе
4. Проектирование дидактических систем
Работа с учебной литературой и нормативными документами Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения Доклад  
Индивидуальные задания   Экспертиза и проектирование дидактической системы ОУ(на выбор студента) Проблемно-ориентированый анализ состояния дидактической системы ОУ и концепция ее развития.
5. Проектирование воспитательных систем
Работа с научно-методическими ма­териалами   Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. Статья - рецензия
Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания Конспект  
Индивидуальные задания   Экспертиза воспитательной системы ОУ. Проектирование воспитательной системы ОУ (на выбор студента) Проблемно-ориентированый анализ состояния воспитательной системы ОУ и концепция ее развития.
6. Проектирование управления образовательными системами
Работа с научно-методическим мате­риалом Сравнение методологических подходов в оценке качества образования Сравнительная таблица
Индивидуальные задания   Презентация программы развития ОУ, концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения, программы внеурочной деятельности школы (на выбор)» Программа, презентация
7. Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях
Работа с научно-методическим мате­риалом Сравнительная характеристика образовательных технологий, условия их выбора   Сравнительная таблица Обоснование выбора технологии
Индивидуальные задания   Преставление образовательной технологии (на выбор студента)   Мастер-класс  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

Организационными формами НИРС по дисциплине «Проектирование и экспертиза образовательных систем» могут являться:

- учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;

- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ;

- участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное научное творчество студентов.

2.3. Календарно-тематическое планирование

ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

2.3.1. Календарно-тематическое планирование

ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»

направления Психолого-педагогическое образование

Профилей (программ)

Социальная педагогика, Психология развития, Психология и педагогика образования одаренных детей

Наши рекомендации