Методика измерения уровня воспитанности учащихся

Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.

Критерии оценки уровня воспитанности не возникают из ничего, сами по себе, поэтому определим вначале требования к самой методике.

Первое требование— связь критериев с целями воспитания. Достигается это тем, что цели воспитания переходят в крите­рии оценки уровня воспитанности. Получается следующая схе­ма: главная цель — развитие нравственного сознания, нрав­ственного самосознания и нравственных мотивов поведения затем переходят в критерий оценки — нравственная позиция, нравственное поведение.

Аналогично все цели воспитания переводятся в соответству­ющие им критерии.

методика измерения уровня воспитанности учащихся - student2.ru

методика измерения уровня воспитанности учащихся - student2.ru

Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях (отношениях) ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.

Второе требование— доступность понимания критериев и по­казателей педагогами, учащимися и их родителями. Учитывая, что методика измерения уровня воспитанности учащихся является эффективным побудителем к самовоспитанию, требование доступности понимания — это путь к осознанию того, чего ждут школа, родители, наконец, общество от взрослого человека. Фактически в методике заложена модель оптимального уровня воспитанного человека, а потому она, как показал эксперимент, нужна прежде всего самим детям и их родителям, которые видят в ней, как и их дети, своего рода перспективу для личностного роста.

Третье требование— требование конкретной, не нару­шающей этики человека количественной оценки, в кото­рой заключена качественная сторона вопроса — частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пя­тибалльной системе, к которой привыкли и родители (сами когда-то учились), и их дети. Вот эта самая пяти­балльная система и не дает покоя критикам такого подхо­да. Когда-то оппонентам отвечал П.П. Блонский, считав­ший, что воспитателю надо знать, сколько раз проявилось то или иное качество личности в поведении ребенка. В предлагаемой методике оценивается частота проявлений тех или иных отношений и в зависимости от этого ставит­ся тот или иной балл. Но это лишь одна сторона дела. Другая заключается в том, что, например, уровневый под­ход, который никто не критикует, совсем не подходит для рефлексивной методики, а балльный такую возможность предоставляет.

Четвертое требование— методика должна быть рефлексив­ной, т. е. предоставлять возможность для сочетания внешней оценки с самооценкой (рефлексией), только в этом случае она способствует самовоспитанию, так как дает возможность срав­нить самого себя с идеальной моделью. Так, например, уча­щиеся 7 класса школы № 801 г. Москвы в начале исследова­ния предложили классному руководителю проводить измере­ния каждый месяц, хотя исследование должно проводиться только один раз в году (1993). И этот и другие положитель­ные факты подтверждают значимость для детей рефлексивной методики.

Пятое требование— системность вотслеживании резуль­татов воспитания. Исследование уровня воспитанности про­водится один раз в год (в апреле-мае). Только при таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях вос­питанности и своевременно реагировать на тенденции, вно­ся изменения в воспитательный процесс. Ежегодные иссле­дования — это лишь один из показателей системности, хотя скорее всего это систематичность. Систематичность заключается в том, что отслеживаются результаты всего образовательного процесса и по всем целям воспитания. Тем самым фиксируется единство воспитания и обучения в образовательном процессе школы.

Шестое требование — фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы. Для этого разра­ботана карта воспитанности на весь срок обучения того или ино­го ученика (см. ниже).

Седьмое требование — необходимо отслеживать формирова­ние мотивов нравственного порядка в системе всех отношений человека с миром.

Восьмое требование — полученная информация использу­ется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитатель­ного процесса и планирования воспитательной работы.

Наши рекомендации