Квалификации выпускника - магистр
Уфа 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
Им. М. Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
«Согласовано» _________________ председатель УМК Кагарманова А.И. | «Утверждаю» _______________ руководитель ООП Гайсина Г.И. |
_________________ председатель УМК Петрова Н.И. | _______________ руководитель ООП Сорокина А.И.. |
_________________ председатель УМК Петрова Н.И. | _______________ руководитель ООП Сорокина А.И.. |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Рекомендуется для
направления Психолого-педагогическое образование
Профилей (программ)
Социальная педагогика
Психология развития
Психология и педагогика образования одаренных детей
Квалификации выпускника - магистр
1. Цель дисциплиныявляется формирование профессиональных компетенций (ПК):
способность проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКОД-11)
способность проводить экспертизу образовательной среды учреждения и определять административные ресурсы развития учреждения (ПКОУ-1);
способность разработать концепцию и программу развития учреждения на основе маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг (ПКОУ-2).
2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 2 зачетных единиц (72 часа), из них 22 часа аудиторных занятий, 50 часов самостоятельной работы.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:профессиональный цикл, базовая часть. Данная дисциплина изучается сопряженно с Современными проблемами науки и образования, Научными исследованиями в проф. деятельности психолого-педагогического направления и является предшествующей модулю Методология и методы организации научного исследования.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать
- сущность и структуру образовательного процесса;
- сущность педагогического проектирования;
- логику организации проектной деятельности;
- виды и уровни педагогического проектирования;
- структуру процесса обучения;
- требования к структуре и содержанию программы развития ОУ;
Уметь
- анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
- проводить экспертизу образовательной среды,
- определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
- определять административные ресурсы развития учреждения;
- разрабатывать концепцию и программу развития учреждения;
Владеть
- владеть способами экспертирования различных образовательных систем.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы (ОДО)
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры | |||
… | |||||
Аудиторные занятия: | + | ||||
Лекции (ЛК) | + | ||||
Практические занятия (ПЗ) | + | ||||
Лабораторные работы (ЛБ) | - | ||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |||||
Самостоятельная работа: | + | ||||
Промежуточная аттестация зачет | 1 семестр | ||||
ИТОГО: |
Объем дисциплины и виды учебной работы (ОЗО)
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры | |||
уст | зим | лет | … | ||
Аудиторные занятия: | + | ||||
Лекции (ЛК) | + | ||||
Практические занятия (ПЗ) | 4+6 | + | + | ||
Лабораторные работы (ЛБ) | - | ||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |||||
Самостоятельная работа: | + | ||||
Промежуточная аттестация зачет | 1 семестр | ||||
ИТОГО: |
6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Образовательные системы | Системный подход в педагогике. Понятие системы, виды систем. Характеристика социальной системы. Образовательная система как разновидность социальной системы. Виды образовательных систем |
Теоретические основы проектирования | Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности. Педагогическая сущность проектирования. Функции проектной деятельности. Виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования. Принципы проектной деятельности. Логика организации проектной деятельности. Основные объекты педагогического проектирования. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. | |
3. | Проектирование образовательного процесса как динамической системы | Сущность и структура образовательного процесса. Движущие силы и закономерности образовательного процесса. Цели образовательного процесса. Педагогические цели и образовательный стандарт. Формирование педагогических целей. Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования. Методы осуществления образовательного процесса, их классификация. Выбор методов осуществления образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса. Коллективная и групповая формы организации образовательного процесса. Проектирование форм организации обучения. |
4. | Проектирование дидактических систем | Процесс обучения как система. Структура процесса обучения. Сущность, содержание и структура учения. Дидактические концепции. Концепции усвоения социального опыта. Современные теории обучения. Учебное занятие как целостная педагогическая система. Проектирование учебных занятий. Экспертиза дидактических систем. |
5. | Проектирование воспитательных систем | Понятие воспитательной системы, ее признаки. Структура воспитательной системы. Развитие воспитательной системы: этапы становления, условия. Развитие ученического коллектива. Роль педагога на каждом этапе. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся. Экспертиза воспитательных систем. |
6. | Проектирование управления образовательными системами | Понятие управления. Управление образовательным процессом на разных уровнях. Управление развитием воспитательной системы. Управление учением как самостоятельной системой. Управление качеством образовательных систем. Критерии оценки качества образовательных систем. |
7. | Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях | Типы обучения. Понятие образовательной технологии в педагогике. Технологии поддерживающего (традиционного) обучения. Технологии развивающего обучения. |
6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий (ОДО)
№ | Наименование раздела дисциплины | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | ||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | СРС | Всего | ||
1. | Образовательные системы | |||||
Теоретические основы проектирования и экспертизы | ||||||
3. | Проектирование образовательного процесса как динамической системы | |||||
4. | Проектирование дидактических систем | 0,5 | ||||
5. | Проектирование воспитательных систем | 0,5 | ||||
6. | Проектирование управления образовательными системами | |||||
7. | Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях | |||||
ИТОГО |
Разделы дисциплины и виды учебных занятий (ОЗО)
№ | Наименование раздела дисциплины | Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий | ||||
ЛК | ПЗ | ЛБ | СРС | Всего | ||
1. | Образовательные системы | 0,5 | ||||
Теоретические основы проектирования и экспертизы | 0,5 | |||||
3. | Проектирование образовательного процесса как динамической системы | |||||
4. | Проектирование дидактических систем | 0,5 | ||||
5. | Проектирование воспитательных систем | 0,5 | ||||
6. | Проектирование управления образовательными системами | 0,5 | ||||
7. | Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях | 0.5 | ||||
ИТОГО |
6.3. Лабораторный практикум – не предусмотрен
6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
№ | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
1. | Методология и методы организации научного исследования | + | + | + | + |
6.5. Требования к самостоятельной работе студентов (примерная тематика курсовых работ и/или рефератов, примерные задания по всем видам СРС).
К типовым заданиям для самостоятельной работы студентов относятся:
· работа с научно-педагогическими текстами (на основе реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);
· проблемный анализ образовательной деятельности ОУ (по индивидуальному выбору студента);
· сравнение педагогических концепций, теорий, технологий;
· участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др.
· выполнение рефератов проблемного или аналитико-оценочного характера;
· подбор и адаптация диагностического инструментария для экспертирования образовательной среды ОУ;
· проектирование отдельных элементов образовательного процесса;
· мастер-класс;
· разработка Программы развития ОУ и др. объектов педагогического проектирования
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине
Вид самостоя-тельной работы | Задание | Кол-во часов | Форма контроля |
1. Образовательные системы | |||
Работа с научно-педагогическими текстами | Составление терминологического словаря педагогических категорий | словарь | |
Индивидуальные задания | Соотношение образовательных систем различного уровня | схема | |
Составление аннотированного списка источников | Аннотиров. список | ||
2. Теоретические основы проектирования | |||
Работа с научно-педагогическими текстами | Составление терминологического словаря педагогических категорий | словарь | |
Индивидуальные задания | Презентация сообщения о критериях оценки проектной деятельности в сфере образования. | Сообщение, презентация | |
3. Проектирование образовательного процесса как динамической системы | |||
Работа с учебной литературой, научно-методическими материалами | Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: цели, содержание образования, образовательные результаты. | конспект | |
Индивидуальные задания | Требования к условиям реализации ФГОС | эссе | |
4. Проектирование дидактических систем | |||
Работа с учебной литературой и нормативными документами | Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения | Доклад | |
Индивидуальные задания | Экспертиза и проектирование дидактической системы ОУ(на выбор студента) | Проблемно-ориентированый анализ состояния дидактической системы ОУ и концепция ее развития. | |
5. Проектирование воспитательных систем | |||
Работа с научно-методическими материалами | Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. | Статья - рецензия | |
Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания | Конспект | ||
Индивидуальные задания | Экспертиза воспитательной системы ОУ. Проектирование воспитательной системы ОУ (на выбор студента) | Проблемно-ориентированый анализ состояния воспитательной системы ОУ и концепция ее развития. | |
6. Проектирование управления образовательными системами | |||
Работа с научно-методическим материалом | Сравнение методологических подходов в оценке качества образования | Сравнительная таблица | |
Индивидуальные задания | Презентация программы развития ОУ, концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения, программы внеурочной деятельности школы (на выбор)» | Программа, презентация | |
7. Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях | |||
Работа с научно-методическим материалом | Сравнительная характеристика образовательных технологий, условия их выбора | Сравнительная таблица Обоснование выбора технологии | |
Индивидуальные задания | Преставление образовательной технологии (на выбор студента) | Мастер-класс |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.
2. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.
3. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.
4. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.
5. Шамова и др. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших пед.учеб.заведений / Т.И. Шамова, , Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
б) дополнительная литература
1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.
2. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб., КАРО, 2007.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.
4. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.
5. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.
6. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993
7. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.
8. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
9. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.
10. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
11. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. — М., Академия, 2006.
12. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
13. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.
14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.
15. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
3. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm
4. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
5. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
13. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –
http://elibrary.ru/defaultx.asp
14. Гуманитарная электронная библиотека –
http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
15. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
16. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/
17. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/
18. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
19. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
20. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm
21. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm
22. Лебедев В. Коллективные творческие дела –
http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm
23. Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –http://edu.of.ru/attach/17/4917.doc
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов, компьютерный класс, мультимедиа проектор, электронный учебник «Теория и технологии обучения».
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
При реализации содержания программы следует предусмотреть использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики.
На лекционных занятиях раскрываются узловые теоретические вопросы проектирования и экспертизы образовательных систем, с демонстрацией разнообразных методологических, теоретических и технологических подходов к рассматриваемым педагогическим проблемам и основные пути их решения. Они призваны пробудить интерес студентов к научной и профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.
Семинарские занятия направлены преимущественно на формирование педагогических знаний, на отработку проектировочных умений, овладение элементами анализа педагогических явлений и процессов. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью разработку собственного педагогического видения, подхода к решению профессионально-педагогических проблем воспитания и обучения.
Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы студентов, направленные на отработку умений организации и осуществления диагностики и прогнозирования педагогических явлений и решение задач самообразования.
Кроме того, самостоятельная работа студентов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с актуальными педагогическими проблемами.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, рефлексивные технологии). Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования. В рамках курса могут быть предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов и специалистов.
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
В ходе текущей аттестации для оценки результатов освоения студентами курса «Проектирование и экспертиза образовательных система» используются устные и письменные формы аттестации:
· контрольные и проверочные работы с вопросами репродуктивного, дискуссионного и исследовательского характера;
· тесты;
· терминологические диктанты;
· задания на сравнительный анализ идей, позиций, концепций, предложенных в разных учебных пособиях, научных источниках, разными авторами;
· реферативные обзоры;
· коллоквиумы и др.
Результаты выполненных устных и письменных работ отражаются в портфолио студента.
Итоговая аттестация студентов по курсу предполагает зачет, который может проводиться как традиционно, по билетам для собеседования, так и в нетрадиционных формах, позволяющих студенту проявить знания содержания курса, а преподавателю выявить и оценить умения студента вести диалог, дискуссию по педагогическим проблемам. Предполагается возможность «накопительного зачета» по технологической карте (технологическая карта и рекомендации по её составлению, работе с ней в приложении к программе. «Накопительный зачет» позволяет выявить динамику формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования профессиональной компетентности бакалавра.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Образовательная система: понятие, виды, характеристика.
2. .Образовательная система как разновидность социальной системы.
3. Педагогическая сущность проектирования.
4. Становление и развитие педагогики как науки.
5. Функции, виды, уровни, принципы проектной деятельности
6. Логика организации проектной деятельности.
7. Оценка проектной деятельности в сфере образования.
8. Сущность и структура образовательного процесса.
9. Движущие силы и закономерности образовательного процесса.
10. Цели образовательного процесса. Педагогические цели и образовательный стандарт.
11. Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования.
12. Функции компонентов содержания образования и основные методы их реализации. Принципы отбора содержания образования.
13. Государственный образовательный стандарт. Назначение и структура
14. Методы осуществления образовательного процесса, их классификация. Выбор методов осуществления образовательного процесса.
15. Формы организации образовательного процесса.
16. Процесс обучения как система. Структура процесса обучения.
17. Сущность, содержание и структура учения.
18. Дидактические концепции. Современные теории обучения.
19. Учебное занятие как целостная педагогическая система.
20. Экспертиза дидактических систем.
21. Понятие воспитательной системы, ее признаки.
22. Развитие воспитательной системы: этапы становления, условия.
23. Развитие ученического коллектива. Роль педагога на каждом этапе.
24. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся.
25. Экспертиза воспитательных систем.
26. Управление образовательным процессом на разных уровнях.
27. Управление развитием воспитательной системы.
28. Управление учением как самостоятельной системой.
29. Управление качеством образовательных систем.
30. Критерии оценки качества образовательных систем.
31. Образовательные технологии в педагогике: понятие, классификации, принципы выбора.
32. Сущность и структура педагогической диагностики.
33. Функции педагогической диагностики.
34. Этапы педагогической диагностики.
35. Требования к педагогическому диагностированию.
36. Педагогическое прогнозирование.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Психолого-педагогическое образование, протокол № 1 от 5 сентября 2012 г.
Разработчики:к.п.н., доцент кафедры педагогики В.Ф.Бахтиярова
Эксперты:
Сытина Н.С., зам. зав.кафедрой педагогики БГПУ им. М.Акмуллы, к.п.н., профессор
Исламова З.И., к.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии БГПУ им.М.Акмуллы
МОДУЛЬ II
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ II
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
2.1. | Конспекты лекций | |
2.2. | Методические указания и рекомендации | |
2.2.1. | Методические указания и рекомендации к проведению семинарских занятий, | |
2.2.2. | Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ, | |
2.2.3. | Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине | |
2.2.4. | Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине | |
2.3. | Календарно-тематическое планирование | |
2.3.1. | Календарно-тематическое планирование лекций | |
2.3.2. | Календарно-тематическое планирование семинарских и лабораторно-практических занятий | |
2.3.3. | План-график выполнения СРС |
2.1. Конспекты лекций по дисциплине
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
Лекция 1.
Образовательные системы
В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия "система". При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
В.А.Якунин обосновывает несостоятельность второго подхода. Эта несостоятельность заключается в том, что имеется принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причем каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определенными критериями. Вместе с тем в обоих подходах просматривается инвариантный признак, а именно: идея взаимодействия множества частей, элементов и интеграция их в целое.
Прежде чем привести определение понятия "система", предлагаем рассмотреть основные признаки объектов, которые можно отнести к системам.
Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы.
Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два.
Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами и между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.
Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов.
Наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.
Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.
Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах:
1) во взаимодействии с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду);
2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.
Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.
Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.
Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.
Перечисленные (прежде всего - главные) признаки являются основанием для формулирования понятия "система". Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.
Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие "процессная система". По мнению В.С.Лазарева, процесс-ная система - совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.
Графически процессная система представлена на схеме 1.
"Вход" определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.
"Выходом" называется результат (продукт) процесса. "Выход" делится на основной и побочный.
"Процесс" определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа.
Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.
В соответствии с представленным пониманием системы системный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.
В настоящее время системный подход претендует на выделение в особую теоретическую науку - "системологию", или "общую теорию систем".
Среди многих видов социальных систем имеются педагогические системы. Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королев.
По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами.
Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы. Следует отметить и их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости.
Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности".
Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс