Профессиональная направленность специалиста МЧС.
Психол.как наука.
Психология наука древняя, её около 2000 лет. Психология была частью философии. Первое систематическое изложение было сделано Аристотелем «О душе». С середины 19 века начинается изучение психологии(1879г.). В начале 20 веков началось отделение психологии от философии. Слово психология ввел немецкий философ Христиан Гольф. Вунд создал первую психо-физиологическую лабораторию. Объект психологии –человек. Предмет псих: душа, сознание, поведение, бессознательное, психические процессы, личный опыт. Психика – (это свойство мозга) это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающейся в активном отражении субъективно объективного мира и саморегуляции поведения и деятельности на основе построенной картины мира. Предмет психологии: 1. Психика личности(психологич. процессы; свойства; образования; состояния; 2. Психология коллектива: взаимоотношения в коллективе; коллективные устремления; настроения; традиции; Принципы психологиии:1. Принцип детерминизма (или причинности) –психтка определяется образом жизни, и изменяется с изменением образа жизни; 2. Единство сознания и деятельности – сознание и деят-ть находятся в единстве, сознание образует внутренний план деятельности; 3. Принц.развития- психика находится в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности. Взаимосвязь с другими науками:1.методологической основой психологии как и других наук является философия2. Связь с естественными науками, проявляется в изучении биологических процессов мозга лежащих в основе психики. 3. Кибернетика – в изучении процессов психической саморегуляции человеческой личности.4. социалогии- изучение психологии в социальном процессе. 5. Педагогика –в решении задач обучения и воспитания формирования личности.6. технические науки –технические свойства для исследования психики.
Методы психологии.
Метод-это душа любой науки; это путь научного познания, посредством которого познается предмет науки. Классификация методов Ананьева:1. Группа организационных методов, с помощью которых строится весь цикл исследования и ргулируется взаимодействие других используемых методов: а) сравнительный метод(состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,); б) лонгитюдный метод(метод продольных срезов-длительное прослеживание хода психического развития - когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.);в) комплексный метод(объединяет эти 2 метода); 2. Группа эмпирических методов: (Слово эмпирический означает основанный на опыте.) наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, тестирование, анализ документов и результатов деятельности;
3. Группа методов обработки данных: включает количественный(здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.) и качественный анализ(дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев).; 4. Группа интерпретационных методов( т.е.трактование): направленны на теоритическое объяснение связей психических процессов и явлений.Генетический метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются “вертикальные” связи между уровнями развития.Структурный метод устанавливает “горизонтальные” связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.Метод наблюдения – это непосредственное восприятие явлений с помощью органов чувств.виды наблюдения: прямое-скрытое; сплошное-выборочное; предварительное-основное; самонаблюдение; Эксперимент: виды: лабораторный, естественный эксперимент, контактирующий, формирующий; Метод теста: это стандартизированное кратковременные задания. Виды: опросники, задания, тесты успеваемости и др.
3.Основные методы изучения личности МЧС России и их практическое использование.Возможно применяются все теже методы, только в структуре МЧС.Собеседование - получение устной информации от кандидата на должность или работающего специалиста;
Метод групповой дискуссии - свободная беседа аттестационной или конкурсной комиссии с сотрудниками или претендентами на должность по теме их будущей работы и выбор по определенным критериям наиболее активных, самостоятельных, информированных, логично рассуждающих;Тестирование - оценка работника по результатам решения им заранее подготовленных задач (тестов) и установление на этой основе количественных показателей (баллов), определяющих уровень качеств сотрудника;оценка по реферату - кандидату предлагается изложить свою ' программу работы в случае назначения на должность. Анализ реферата позволяет судить о степени компетентности сотрудника (или претендента) в сфере будущей деятельности, четкости позиции по улучшению деятельности аппарата, а также об уровне профессиональной и общей культуры; Анкетирование - ключевое значение в анкетировании как методе оценки качеств сотрудника имеют выбор и формулировка вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне подготовки работника или кандидата на должность.
4.Психологическая структура личности специалиста МЧС, пути ее формирования развития.Личность – это индивид, наделенный системой социально значимых качеств. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаютсясамосознание (человек осознает своя я);направленность личности;темперамент и характер;психические процессы и состояния;способности и задатки;психический опыт личности.Одна из наиболее характерных сторон личности человека – ее индивидуальность. Направленность личности – это устойчивое единство целей, мотивов, установок, определяемых потребностями личности .В нее входят: Установка-это возникшее на основе опыта устойчивое предрасположение, внутренняя готовность индивида к определенной деятельности.Мотивы- внутренние силы побуждающие человека к действиям, поступкам. (влечение- неосознанная потребность; желание – осознанный мотив; интерес- эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-либо предмета или явления; склонность- расположенность к какой-либо деятельности; идеал – идеалом может быть человек, форма поведения, литературный герой и тд; убеждения – это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами; Мировоззрение – это система личных взглядов на природу, общество. Темперамент – называется психологическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психологических процессов. Типы темперамента:Сангвиник – быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми,общителен. Чувства у него легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. Постоянно стремится к смене впечатлений, неудачи и неприятности переживает легко,жизнерадостен. Холерик - он несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая эмоциональность, возбудимость. С одной стороны он может страстно отдаться какому то делу, с другой стороны под влияние каких-либо причин у него может появится плохое настроение, вялость. Флегматик–спокойный, всегда ровный, настойчивый, упорный, стойкий, редко выходит из себя. Чувства возникают довольно медленно, но бывают устойчивыми и продолжительными. Меланхолик-
Повышено раним, склонен к глубоким переживаниям, долго сосредотачивается,теряется в жизни.Псих.процессы(эмоции,воля, ощущение,восприятие,память,воображение) и состояния(личностные и ситуативные – определяет уровень работоспособности характерный в определенный момент времени).Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.Факторы формирования личности: Онтогенез(психологическое развитие); Воспитание; Социализация;На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания).
Направленность личности.
Направленность-это устойчивое единство целей, мотивов, установок, определяемых потребностями личности. В нее входят: Установка-это возникшее на основе опыта устойчивое предрасположение, внутренняя готовность индивида к определенной деятельности. Мотивы- внутренние силы побуждающие человека к действиям, поступкам. (влечение- неосознанная потребность; желание – осознанный мотив; интерес- эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-либо предмета или явления; склонность- расположенность к какой-либо деятельности; идеал – идеалом может быть человек, форма поведения, литературный герой и тд; убеждения – это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами; Мировоззрение – это система личных взглядов на природу, общество.
Характер личности.
Характер – это психологическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и его поступки, выражающееся в его отношении к окружающему миру, к труду, к другим людям, к самому себе. Характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, так как он определяет те поступки, которыми человек может управлять. Различают характеры: деятельные, активные, инициативные (присущи людям добросовестным и любящим труд) и бездеятельные, пассивные характеры(люди с таким характером стремятся уклониться от работы, равнодушны, небрежны). Хар-р может быть: общительным (общительность –важная психологическая предпосылка укрепления коллектива, установления правильных взаимоотношений с товарищами.) и замкнутым( отрицательный; безразличное отношение к людям;)С точки зрения отношения человека к самому себе: коллективистский(человека, который подчиняет свои потребности и нужды интересам общества, покладист, открыт, искренен, готов пойти на помощь) и эгоистичный( эгоист – он склонен преувеличивать собственную персону, свои возможности и интересы, на все смотрит с точки зрения личной выгоды.).Характер того или иного чел-ка может быть сильным(сила выражается в том, на сколько последовательно ведет себя человек в различных условиях) или слабым. Различными проявлениями хар-ра называются его чертами.Выделяют:моральные черты(чуткость к людям, скромность..)Волевые качества(решительность, настойчивость,мужество). Экстроверты(мы имеем дело с общительным человеком) и интроверты(во время общения человек обращает внимание на себя, а не на собеседника)Характер человека формируется на протяжении всей жизни.
Содержание и стратегии общения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Средства общения:можно определить как способы кодирования, пе6редачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.В зависимости от средств общение может быть непосредственным(прямым)(например –рука,голова,туловище) и опосредованным(косвенным)(например: это могут быть как природные предметы, палка, камень,след на земле, так и культурные – знаковые системы, печать, телефон, радио и др)Виды общения:деловое(направленно на то, чем занимается человек), личностное(связанно с психологическими проблемами внутреннего мира человека, а именно: познанием себя и себе подобных, отношением к другим людям, к тому, что происходит вокруг), целевое(служит средством удовлетворения специфической потребности, в том числе потребности в общении с людьми).Функции общения:Коммуникативная(выражается в обмене информацией, ее понимании; главным служит речь;), перцептивная(выражается в восприятии одним партнером по общении другого;), интерактивная( выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности; содружество, конфликт, конкуренция; ).Уровни общения: макроуровень(выражается в том что индивид общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычиями.), мезауровень(общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени) и микроуровень(есть акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях, вопрос-ответ; рукопожатие; мимика;).
Инновации в обучении.
От себя что нибудь рассказать.
31. Характеристика процессов воспитания:
Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.Объектом процесса воспитания – являются различные категории военнослужащих, воинские коллективы, коллективы просто, усилиями которых выполняются основные задачи, стоящие перед частью, подразделением.Воспитанию присущи 2 функции:упорядочивание всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Главные стадии воспитательного процесса: овладение знаниями норм и правил поведения, формирование убеждений, формирование чувств формирование поведения.Логика процесса воспитания включает следующие компоненты: анализ – изучение личности воспитанника; Диагностика – выявление реального уровня развития человека; прогноз – целеполагание; организация – формирование мотивации; контроль и оценка – выявление и оценка результатов;
32.Особенности процесса воспитания.Процесс воспитания в подразделениях МЧС.Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Особенности:1. Целенаправленный процесс и эту цель должен осознавать не только воспитатель, но и воспитанник.2. процесс многофакторный. Факторы обуславливают сложность процесса :а)объективные факторы: социальная сфера; условия деятельности и ее организация; наличие материальной базы; критерии оценки уровня важности; б) субъективные факторы: индивидуальные и возрастные особенности личности; мотивы и потребности; профессиональные качества воспитателя и его авторитетность; наличие опыта воспитательной работы руководителя;отношение руководителя к подчиненным;3. Деятельности воспитания длится всю жизнь:4.непрерывность;5.комплексный процесс качества формируется одновременно; 6.вариативность и неопределенность результатов; 7. Двусторонний характер;
33.Принципы воспитания специалистов МЧС.Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Требования предъявляемы е к принципам:1.обязательное выполнение,2.комплексность.3.равнозначность всех принципов; Виды принципов:1.связь воспитания с жизнью, с трудом сотрудника(требует широкого ознакомления с жизнью людей; необходимо включать военнослужащих в разнообразные виды деятельности, такие как: учебно – позновательная, общественно полезный труд спасателя и другое);2.опора на положительное в воспитании нужно добиваться чтобы в человеке было больше положительного и меньше отрицательного, только сотрудничество, заинтересованность в сотруднике дают положительные результаты); 3.гуманизация воспитания или требовательность к личности и уважение ее личного достоинства(требует гуманного отношения к личности;уважение его прав и свобод); 4.индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании(требует чтобы воспитатель изучал и знал индивидуальные особенности воспитанников, сочетал влспитание с самовоспитанием);5.единство и согласованность воспитательных воздействий(координация усилий всех людей, служб, социальных институтов); 6. Единство воспитания и самовоспитания7.целеустремленность воспитания; 8. Воспитание в коллективе и через коллектив;
Психол.как наука.
Психология наука древняя, её около 2000 лет. Психология была частью философии. Первое систематическое изложение было сделано Аристотелем «О душе». С середины 19 века начинается изучение психологии(1879г.). В начале 20 веков началось отделение психологии от философии. Слово психология ввел немецкий философ Христиан Гольф. Вунд создал первую психо-физиологическую лабораторию. Объект психологии –человек. Предмет псих: душа, сознание, поведение, бессознательное, психические процессы, личный опыт. Психика – (это свойство мозга) это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающейся в активном отражении субъективно объективного мира и саморегуляции поведения и деятельности на основе построенной картины мира. Предмет психологии: 1. Психика личности(психологич. процессы; свойства; образования; состояния; 2. Психология коллектива: взаимоотношения в коллективе; коллективные устремления; настроения; традиции; Принципы психологиии:1. Принцип детерминизма (или причинности) –психтка определяется образом жизни, и изменяется с изменением образа жизни; 2. Единство сознания и деятельности – сознание и деят-ть находятся в единстве, сознание образует внутренний план деятельности; 3. Принц.развития- психика находится в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности. Взаимосвязь с другими науками:1.методологической основой психологии как и других наук является философия2. Связь с естественными науками, проявляется в изучении биологических процессов мозга лежащих в основе психики. 3. Кибернетика – в изучении процессов психической саморегуляции человеческой личности.4. социалогии- изучение психологии в социальном процессе. 5. Педагогика –в решении задач обучения и воспитания формирования личности.6. технические науки –технические свойства для исследования психики.
Методы психологии.
Метод-это душа любой науки; это путь научного познания, посредством которого познается предмет науки. Классификация методов Ананьева:1. Группа организационных методов, с помощью которых строится весь цикл исследования и ргулируется взаимодействие других используемых методов: а) сравнительный метод(состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,); б) лонгитюдный метод(метод продольных срезов-длительное прослеживание хода психического развития - когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.);в) комплексный метод(объединяет эти 2 метода); 2. Группа эмпирических методов: (Слово эмпирический означает основанный на опыте.) наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, тестирование, анализ документов и результатов деятельности;
3. Группа методов обработки данных: включает количественный(здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.) и качественный анализ(дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев).; 4. Группа интерпретационных методов( т.е.трактование): направленны на теоритическое объяснение связей психических процессов и явлений.Генетический метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются “вертикальные” связи между уровнями развития.Структурный метод устанавливает “горизонтальные” связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.Метод наблюдения – это непосредственное восприятие явлений с помощью органов чувств.виды наблюдения: прямое-скрытое; сплошное-выборочное; предварительное-основное; самонаблюдение; Эксперимент: виды: лабораторный, естественный эксперимент, контактирующий, формирующий; Метод теста: это стандартизированное кратковременные задания. Виды: опросники, задания, тесты успеваемости и др.
3.Основные методы изучения личности МЧС России и их практическое использование.Возможно применяются все теже методы, только в структуре МЧС.Собеседование - получение устной информации от кандидата на должность или работающего специалиста;
Метод групповой дискуссии - свободная беседа аттестационной или конкурсной комиссии с сотрудниками или претендентами на должность по теме их будущей работы и выбор по определенным критериям наиболее активных, самостоятельных, информированных, логично рассуждающих;Тестирование - оценка работника по результатам решения им заранее подготовленных задач (тестов) и установление на этой основе количественных показателей (баллов), определяющих уровень качеств сотрудника;оценка по реферату - кандидату предлагается изложить свою ' программу работы в случае назначения на должность. Анализ реферата позволяет судить о степени компетентности сотрудника (или претендента) в сфере будущей деятельности, четкости позиции по улучшению деятельности аппарата, а также об уровне профессиональной и общей культуры; Анкетирование - ключевое значение в анкетировании как методе оценки качеств сотрудника имеют выбор и формулировка вопросов, ответы на которые позволяют судить об уровне подготовки работника или кандидата на должность.
4.Психологическая структура личности специалиста МЧС, пути ее формирования развития.Личность – это индивид, наделенный системой социально значимых качеств. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаютсясамосознание (человек осознает своя я);направленность личности;темперамент и характер;психические процессы и состояния;способности и задатки;психический опыт личности.Одна из наиболее характерных сторон личности человека – ее индивидуальность. Направленность личности – это устойчивое единство целей, мотивов, установок, определяемых потребностями личности .В нее входят: Установка-это возникшее на основе опыта устойчивое предрасположение, внутренняя готовность индивида к определенной деятельности.Мотивы- внутренние силы побуждающие человека к действиям, поступкам. (влечение- неосознанная потребность; желание – осознанный мотив; интерес- эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-либо предмета или явления; склонность- расположенность к какой-либо деятельности; идеал – идеалом может быть человек, форма поведения, литературный герой и тд; убеждения – это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами; Мировоззрение – это система личных взглядов на природу, общество. Темперамент – называется психологическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психологических процессов. Типы темперамента:Сангвиник – быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми,общителен. Чувства у него легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. Постоянно стремится к смене впечатлений, неудачи и неприятности переживает легко,жизнерадостен. Холерик - он несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Большая эмоциональность, возбудимость. С одной стороны он может страстно отдаться какому то делу, с другой стороны под влияние каких-либо причин у него может появится плохое настроение, вялость. Флегматик–спокойный, всегда ровный, настойчивый, упорный, стойкий, редко выходит из себя. Чувства возникают довольно медленно, но бывают устойчивыми и продолжительными. Меланхолик-
Повышено раним, склонен к глубоким переживаниям, долго сосредотачивается,теряется в жизни.Псих.процессы(эмоции,воля, ощущение,восприятие,память,воображение) и состояния(личностные и ситуативные – определяет уровень работоспособности характерный в определенный момент времени).Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.Факторы формирования личности: Онтогенез(психологическое развитие); Воспитание; Социализация;На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания).
Направленность личности.
Направленность-это устойчивое единство целей, мотивов, установок, определяемых потребностями личности. В нее входят: Установка-это возникшее на основе опыта устойчивое предрасположение, внутренняя готовность индивида к определенной деятельности. Мотивы- внутренние силы побуждающие человека к действиям, поступкам. (влечение- неосознанная потребность; желание – осознанный мотив; интерес- эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-либо предмета или явления; склонность- расположенность к какой-либо деятельности; идеал – идеалом может быть человек, форма поведения, литературный герой и тд; убеждения – это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами; Мировоззрение – это система личных взглядов на природу, общество.
Профессиональная направленность специалиста МЧС.
Направленность-это устойчивое единство целей, мотивов, установок, определяемых потребностями личности. В нее входят: Установка-это возникшее на основе опыта устойчивое предрасположение, внутренняя готовность индивида к определенной деятельности. Мотивы- внутренние силы побуждающие человека к действиям, поступкам. (влечение- неосознанная потребность; желание – осознанный мотив; интерес- эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-либо предмета или явления; склонность- расположенность к какой-либо деятельности; идеал – идеалом может быть человек, форма поведения, литературный герой и тд; убеждения – это система мотивов личности, побуждающая поступать в соответствии со своими взглядами, принципами; Мировоззрение – это система личных взглядов на природу, общество.