Лекция 11. Организационные формы практического обучения в профессиональных учебных заведениях(2ч.).
Организационные формы практического обучения: понятие, сущность, характеристика Структура занятий практического обучения. Типы занятий. Возможности фронтального и индивидуального обучения.
Влияние особенностей профессии на выбор организационных форм производственного обучения.
Внеурочные формы приобретения навыков: предвыпускная производственная практика на штатном рабочем месте, внеурочная производственная деятельность.
Выпускные квалификационные экзамены. Пробные (квалификационные) работы. Письменные экзаменационные работы.
Лекция 12. Нетрадиционные формы организации учебных занятий в образовательных учреждениях профессионального образования(2ч.).
Недостатки традиционного занятия. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели и задачи. Планирование и организация бинарного урока, его структура. Перспективы применения и недостатки интегративных уроков.
Комплексные лабораторно-практические работы по общеобразовательной и профессиональной подготовке. Характеристика недостатков традиционной организации лабораторного практикума. Цели и задачи совмещения лабораторных работ по различным предметам. Планирование и организация комплексных лабораторно-практических работ и перспективы их применения.
Лекция 13. Классификация и общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления учебно-познавательной деятельности, применяемых при подготовке специалистов различных отраслей(2ч.).
Методы обучения: понятие, сущность, характеристика. Характеристика и возможности перцептивных (по источнику знаний), гностических (по организации познавательной деятельности учащихся) и логических (по способу изложения) методов. Особенности их применения при обучении специалистов различных отраслей. Факторы, влияющие на выбор методов обучения. Принципы и общий алгоритм деятельности педагога профессионального обучения по выбору методов обучения.
Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности. Специфика применения методов подготовки учащихся к восприятию нового материала, формирования и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности. Методы развития самостоятельности. Выбор методов мотивации и стимулирования.
Лекция 14. Характеристика, особенности, выбор и применение методов сообщения студентам учебного материала и управления учебно-познавательной деятельности на занятиях теоретического обучения(2ч.).
Методика устного изложения материала общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов. Традиционные методы, проблемное изложение, поисковые методы.
Требования к речи преподавателя. Методика конспектирования и приемы запоминания учебного материала.
Возможности программированного обучения при изложении научных основ современных производства. Прогрессивная роль и негативное влияние средств вычислительной техники на развитие метода программированного обучения.
Методика руководства самостоятельной работой студентов с книгой.
Методика изучения нового материала с помощью экскурсий и других внеклассных форм учебных занятий.
Лекция 15. Характеристика, особенности, выбор и применение методов закрепления и совершенствования знаний по теоретическим предметам. Формирование интеллектуальных навыков и отработка умений выполнять учебно-производственные задания (2ч.).
Критерии прочности и систематичности знаний, навыков и умений. Система закрепления и совершенствования результатов обучения. Обоснование выбора элементов системы закрепления и совершенствования знаний, навыков и умений.
Основные виды упражнений по общепрофессиональным и профессиональным (специальным) предметам и требования, предъявляемые к ним. Методика разработки упражнений и руководство ими на занятиях.
Система повторения. Методика проведения различных типов повторения.
Домашняя учебная работа. Виды домашних заданий. Определение содержания и объема домашней работы. Методика выдачи задания на уроке и руководство выполнением его вне аудитории.
Лекция 16. Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения (2ч.).
Приемы подготовки к лабораторно-практическим работам. Инструктаж как метод руководства работами, виды инструктажа. Методика применения письменных инструкций (методических указаний). Назначение и методика целевых обходов и наблюдений.
Обучение студентов оформлению и интерпретации результатов лабораторно-практических работ. Подведение итогов выполнения работ.
Особенности методики руководства иллюстративными и исследовательскими, фронтальными и нефронтальными лабораторными работами.
Методика применения внеурочных форм обучения лабораторно-практического характера.
Лекция 17. Методика производственного обучения студентов (2ч.).
Приемы подготовки студентов к особенностям учебного процесса в условиях современного производства. Специфика инструктирования, наблюдения работой студентов и проверки работ при производственном обучении на предприятии.
Методы обучения студентов работе в коллективе. Приемы обучения их передовым высокопроизводительным способам работы, развития самостоятельности, формирования профессионально-трудовых привычек.
Методика производственного обучения на учебных участках. Руководство предвыпускной производственной практикой.
Лекция 18. Контроль хода учебного процесса, проверка знаний, навыков и умений студентов, оценка успеваемости, учет процесса и результатов обучения. Управление учебно-познавательной деятельностью (2ч.).
Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи и требования к контролю. Обучающее и воспитывающее значение контроля и оценки. Требования, предъявляемые к ним. Своевременность и систематичность контроля, его всесторонность и дифференцированность. Объективность и справедливость оценки. Типовые критерии оценок по теоретическому и производственному обучению.
Виды, формы, методы и средства контроля, методика разработки контрольного инструментария, анализ и оценка деятельности. Корректировка учебного процесса.
Методы оперативной диагностики состояния учебного процесса. Текущее наблюдение. Индивидуальный и фронтальный опросы. Письменная текущая и тематическая проверка. Практическая проверка по теоретическим дисциплинам и производственному обучению. Программированный контроль, его преимущества и недостатки.
Виды учета хода учебного процесса и успеваемости студентов. Методика учета теоретического и производственного обучения, выполнения учебных планов и программ. Основные нормативные документы учета.
Рейтинговая система управления учебно-познавательной деятельностью студентов.
Лекция 19. Материально-техническое оснащение учебного процесса в учреждениях профессионального образования. Формирование педагогических средств в соответствии с выбранной методической системой (2ч.).
Средства обучения: понятие, сущность, функции. Средства осуществления учебного процесса и дидактические средства реализации методов обучения (расширенная и узкая трактовка понятия “средства обучения”).
Значение учебно-материальной базы и дидактических средств для повышения эффективности обучения. Зависимость организации занятий от выбранной системы и применяемой методики обучения. Нормативные и справочные материалы по оснащению и оборудованию учебных помещений профессиональных образовательных учреждений.
Основные педагогические требования к оснащению кабинетов. Санитарно-гигиенические требования к планировке кабинета и его оборудованию. Проектирование и планирование развития кабинета.
Лаборатория. Оборудование для лабораторно-практических работ.
Планирование и оснащение рабочих мест студентов. Организация, общее и специфическое оборудование и дидактическое оснащение рабочего места студента.