Общенаучные исследовательские методы (наблюдения, эксперимент, измерения). Психологический эксперимент.
Все методы совр науки делятся на теоретические и эмпирические.
При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, моделей, схем, описаний и т.д.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений, ученый взаимодействует с самим объектом.
К общенаучным эмпирическим методам относятся:
· Наблюдение
· Эксперимент
· Измерение
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называется описанием поведения объекта.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных.
С наблюдением связаны два подхода:
1. идиографический подход – требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий.
2. Номотетический – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.
Особенности метода наблюдение:
· Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта.
· Эмоциональная окрашенность наблюдения
· Сложность повторного наблюдения.
Измерение – регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора).
Измерение проводится в ходе приборно-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного инструмента: естественное «поведение» объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором.
С.С.Паповян предлагает 3 вида измерения:
1. Фундаментальное – основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы.
2. Производное – измерение переменных на основе закономерностей, связывающих эти переменные с др.
3. Измерение «по определению» - производится тогда, когда мы произвольно предполагаем, что система наблюдаемых признаков характеризует именно это, а не какое-либо другое свойство или состояние объекта.
Эксперимент – основной метод совр естествознания и естественнонаучной ориентированной психологии. Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.
Эксперимент является «активным» методом изучения реальности, отвечает на вопрос: почему?
Психологический эксперимент – проводимый в спец условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Специфика психологического эксперимента:
· Психику, как конструкт, невозможно объективно наблюдать и об ее деятельности можно узнать, лишь основываясь на ее проявлениях.
· При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом.
· В экспериментах с людьми происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
· Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому.
Виды эксперимента от способа проведения:
· Лабораторный
· Полевой (естественный)
· Формирующий (психолого-педагогический)
От условий проведения:
· Лабораторный
· полевой
От результата воздействия:
· констатирующий
· формирующий – экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было.
Этапы психологического эксперимента:
1. первичная постановка проблемы
2. работа с научной литературой
3. уточнение гипотезы и определение переменных
4. выбор экспериментального инструмента, позволяющего управлять независимой переменной
5. планирование экспериментального исследования
6. формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7. проведение эксперимента
8. первичная обработка данных
9. статистическая обработка
10. интерпретация результатов и выводы
11. фиксация исследования в научном отчете, статье, монографии, письме в редакцию
+:
· возможность выбрать момент начала события
· повторяемость изучаемого события
· изменяемость результатов путем сознательного манипулирования независимыми переменными
-:
· субъект субъектное отношение нарушает научные правила
· психика обладает свойством спонтанности
· психика слишком непостоянна
· психика слишком уникальна
· психика – слишком сложный объект исследования.