Психология личности педагога. Учитель как субъект педагогической деятельности. Уровни профессионализма педагога. Стили педагогического направления, типы.
Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, использующая систему пед задач, пед приемов и технологий для осуществления обучения, развития, воспитания учащихся.
Пед общение – профессиональная активность педагога, состоящая в установлении благоприятных отношений с другими участниками пед процесса (учащимися, педагогами, администрацией) для повышения эффективности пед деятельности.
Личность педагога складывается из сложной иерархии профессионально-важных пед качеств. Им может стать любое псих-ое качество педагога, способствующее осуществлению его пед труда (профессиональное мышление, профессиональная память, проф.внимание, наблюдательность, внешность).
Пед направленность – это мотивация профессии собственно педагога, стремление стать, быть и оставаться педагогом. Главное в пед направленности является не просто любовь к детям, а ориентация на развитие личности учащегося, как взрослеющего человека.
Существенное влияние на пед труд оказывает качество, образующее волевую и эмоциональную сферу личности:
1. пед целеполагание – планирование педагогом своего труда и профессиональной жизни в целом, в постановке реалистических ближайших и отдаленных целей труда с учетом стратегических целей образоватния принятых в обществе.
2. пед эмпатия – сопереживание другим людям, участникам пед процесса.
3. пед такт – как чувство разумной меры при соотнесении пед задач, условий и ососбенностей учащихся.
4. эмоциональная выдержка – самообладание и преобладание в поведении и проф деятельности положительных эмоций.
5. доверие к возможностям другого человека и пед оптимизм.
Пед способности – это индивидуальные, устойчивые свойства личности, обеспечивающие эффективность пед труда.
Разновидности пед способностей:
1. Перцептивно-рефлексивные – способностьк восприятию другого человека и пониманию самого себя.
2. Проективно-конструктивные – способность воздействовать на другого человека, управлять другими и самим собой.
Профессионально важным качеством личности педагога является пед мышление, состоящее в способности к анализу пед ситуации, принятию адекватных пед решений. Выделяют:
1. теоретическое пед мышление – способность мыслить обобщенными пед категориями и принципами.
2. практическое пед мышление – способность охватить в целом конкретную пед ситуацию во взаимосвязи ее признаков.
Признаки нового пед мышления:
1. Открытосьб к нововведениям
2. Ориентация на развитие личности учащихся
3. Интерес к развивающемуся и личностно-направленному обучению.
Пед мышление может происходить в форме принятия педагогом решения с учетом адекватного предвиденья дальнейшего развития ситуации. Она является важным качеством, т.к. в пед труде преобладают неопределенные и быстро изменяющиеся ситуации.
Иной формой пед мышления принято считать пед импровизацию – это нахождение неожиданного пед решения и его сиюминутное воплощение. Она необходима педагогу вследствие большой изменчивости, подвижности, непредсказуемости живого пед процесса.
С пед мышлением связана профессиональное пед самосознание – это способность осознать как можно большее число качеств (положительных, отрицательных) у себя как профессионала, способность построить Я – концепцию себя как профессионала. Это качество в свою очередь опирается на пед рефлексию, т.е. обращенность в сознание педагога на самого себя.
Педагог реально осуществляет несколько видов пед деятельности: обучающую, диагностическую, развивающую, коррекционную, воспитывающую, управленческую, организационную, инновационную, просветительскую, самообразовательную и деятельность сотрудничества. Эти виды пед деятельности могут быть в различной степени сформированы у разных педагогов, они обычно меняются у педагога в течение его проф-й жизни.
Пед деятельность для своего осуществления требует от педагога знаний и умений. Необходимыми являются:
1. знания в области педагогики – знания о целостном пед процессе, о содержании преподаваемого учебного предмета, методах, о передовом пед опыте. Знания в области психологии – знания о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся, приемах развивающего и личностно-ориентированного обучения, о методах психолого-педагогического изучения учащихся.
2. умения анализировать пед ситуацию, ставить адекватные пед задачи, владеть пед технологиями, обновлять содержание учебного предмета, осуществлять на практике развивающее и личностно-ориентированное обучение, строить пед воздействия с учетом зоны ближайшего развития личности учащихся, а так же навыки пед самоанализа за сопоставление поставленных пед задач и достигнутых результатов обученности и воспитанности учащихся.
Личность педагога и осуществляемые им виды пед деятельности оказывают влияние на характер пед общения.
Виды пед общения:
1. узко-информационное, состоящее в передаче знаний
2. общение организующее реальное сотрудничество с учащимися в усвоении нового знания.
3. духовное общение представляющее собой обсуждение нравственных ценностей в связи с содержанием учебных тем.
В зависимости от учета мнения других участников общения, выделяют авторитарный, демократический, либеральный стили пед общения.