Психологическая сущность программированного обучения
Начало 20 в. ознаменовалось бурным ростом всех сфер производства и стремительным развитием науки. Образование встало перед сложной задачей разработки новых методов преподавания и активизации процесса обучения, которые позволяли бы учащимся усваивать значительно больший объем знаний и в большей мере развивать их способности.
В историческом развитии психологии это был период открытого кризиса, ввиду того, что психология как единая наука перестала существовать. Она разделилась на отдельные школы и направления со своими принципами, системой научных понятий, подходами к пониманию сущности и развития личности. Во многих из них рассматривались проблемы обучения, предлагались пути и методы его совершенствования в соответствии с новыми требованиями жизни и научными достижениями.
Программированное обучение сформировалось на основе идей бихевиоризма – крупного психологического направления, основанного американским психологом Дж.Уотсоном. Предметом психологии бихевиористы считали поведение животного или человека, которое описывалось схемой «стимул - реакция» (S ->R).
Подбирая нужные стимулы, можно управлять поведением. Один из наиболее известных представителей бихевиоризма Б.Скиннер разработал теорию оперантного поведения и инструментального научения, считая, что подкреплять можно не стимул, а спонтанно возникающие у субъекта реакции. Эти идеи стали основополагающими для развития теории программированного обучения, цель которого состояла в повышении эффективности управления процессом учения.
Программированное обучение сформировалось в середине 20 в. Большой вклад в его развитие внесли Б.Скиннер, Н.Краудер, в отечественной психологии – В.П.Беспалько, Н.Д.Никандров, ряд других педагогов и психологов. Процесс обучения рассматривался как предъявление, переработка и усвоение учебного материала, так и управление процессом его усвоения. Собственно программирование состояло в выделении частей и характеристик учебного предмета, в точном определении последовательных операций по переработке информации (шагов) и системы реакций, которую учитель хочет получить от ученика в конце обучения.
Основными принципами программированного обучения являются:
- индивидуализация обучения;
- напряжение потребностей (закон готовности);
- смежность и повторяемость стимулов и реакций (закон упражнения);
- обратная связь;
- контроль и подкрепление удачных реакций (закон эффекта).
Программированное обучение решает две основные задачи: получение правильной внешней реакции и подкрепление ее.
Закон упражнения описывает различные варианты сочетания стимулов и реакций при повторении с целью усвоения и закрепления изучаемого материала. Обучение каждого учащегося строится по соответствующим шагам усвоения – минимальной единицы учебной информации в процессе решения познавательной задачи. Оптимальная величина шага и возможность перехода к следующему определяются количеством ошибок, которые делает ученик, выполняя данное задание. При этом он может сделать не более 5% ошибок.
Обратная связь реализуется контролем результата, определением ошибок и включением в программу обучения системы подсказок. В случае ошибки для ее исправления ученику представляется правильная информация. Закрепление реакций достигается подкреплением каждого правильного шага. Б.Скиннер особо подчеркивал роль подкреплений, считая, что многие дефекты традиционного обучения связаны с несвоевременностью, неадекватностью или полным их отсутствием. Подкреплением важно отмечать даже минимальные успехи, а также преодоление учеником сомнений, сделанные им самостоятельные выборы и принятые решения. Подкрепление оптимизирует процесс обучения и позволяет учащимся двигаться дальше. В качестве форм подкрепления Б.Скиннер предлагал использовать словесные поощрения, образцы, ответы, позволяющие ученику убедиться, что он продвигается в нужном направлении.
Система программированного обучения была реализована посредством специально разработанных программированных учебников, самоучителей по различным учебным предметам и специальных учебных компьютерных программ. Отдельные исследователи вообще считали возможным полную замену преподавателя спец программами, управляющими процессом усвоения знаний.
Программированное обучение сыграло определенную роль в развитии теории и практики обучения. Некоторые его идеи используются при создании учебников (и не только программированных) и при организации учебного процесса. К ним относятся систематизация учебного материала и действий учащихся, разработка четких критериев контроля знаний, в том числе учебных тестов, более широкое использование обратной связи и обеспечение адекватных корректирующих воздействий и подкреплений, разработка и применение компьютерных программ и других технических средств обучения. Программированное обучение выступает как эффективный метод развития самостоятельности, эрудированности, логического мышления, самоконтроля учащихся.
Многие специалисты в области пед психологии и учителя – практики, считают, что программированное обучение не лишено недостатков.
1. Основные законы оперантного поведения, перенесенные на человека, были изучены представителями бихевиоризма на животных.
2. Серьезным основанием для критики является также то, что программированное обучение не обеспечивает в должной мере развитие творческого мышления учащихся.
Выполнение программных заданий не требует от них умения рассуждать, формулировать новые цели и гипотезы, отклоняться от заданных критериев в оценке полученных результатов. Вследствие этого методы программированного обучения оказываются более продуктивными при изучении дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, и менее продуктивными, когда от учащихся требуются анализ, обобщение, творческое мышление.
3. Отмечается также нежелательный эффект «машинизации» обучения, что часто приводит к потере интереса к занятиям, уменьшению возможностей для общения учителя с учащимися, практическое выключение громкой речи, играющей важную роль в развитии процессов общения и мышления.
В настоящее время признается определенная роль программированного обучения в разработке методов представления содержания и логической последовательности учебного материала, организации процессов обратной связи, контроля, подкрепления и ряда других, важных характеристик, которые с успехом могут сочетаться с положительными сторонами традиционного обучения. Задача поиска путей управления познавательной деятельностью учащихся и развития творческого мышления в процессе обучения была поставлена и определенным образом решена в других психологических теориях обучения.
19. Психологические вопросы контроля и оценки результативности учебного процесса. Контроль в структуре обучения и проблемы его формирования. Школьная отметка и оценка. Чем отличаются понятия отметки и оценки?
Управление образовательным процессом не мыслимо без соответствующего контроля. Контрлю, как действию, как особой деятельности предшествует своя мотивация, планирование, организация.
Контроль – это проверка, сличение образца и фактического исполнения учебного действия, сопоставление сформулированной цели и реального результата.
Предметом контроля является сравнение. Его конечный результат – это продукт какой-либо деятельности (чтение, рисование, труд), причем контроль может как повышать эффективность деятельности, так и действовать разрушающе.