Использовнаие игровых приемов при раб.с де
Формируется умение вслушиваться в звучащее слово, узнавать и различать входящие в его состав звуки, выделять отдельные из них (гласные и согласные) в составе слова. Начинается эта работа с развития способности узнавать и различать неречевые звуки. Использование занимательных упражнений и игр, Таких, как «Кто что услышал?», «Где позвонили?, «Тихо-громко», способствует повышению интереса к занятиям, активизирует внимание и мыслительную деятельность детей.
После этого приступаем к различению речевых звуков. Дети учатся вслушиваться в звук, воспроизводить его звучание, узнавать его и выделять среди других. Проводится сопоставление слова и асемантичных сочетаний (парта-варта), определение в предложенном материале правильных и неправильных слов и их сочетаний. Такие упражнения позволяют лучше усвоить смыслоразличительную функцию фонем.
Выделение звуков из слов начинается с гласных А,О,Ы, У,И. Выделение согласных – с сонорных и взрывных М,Н,К., стоящих в начале или в конце слова. Затем дети учатся выделять звуки из любой части слова, определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце). Использование Звуковых линеек.
Б) «Хитрый фотоаппарат»
«Найди ошибку» – на доске даётся предметно-графическая схема рассказа. Читается текст, который разбирается по вопросам. Затем детям предлагается найти ошибку в расположении картинок на схеме, исправить её и воспроизвести рассказ.
«Найди лишнюю картинку» – на доске устанавливаются предметные картинки, объединенные единой темой, а также несколько лишних картинок. Детям предлагается найти эти лишние картинки, восстановить последовательность событий и составить рассказ.
Трудности с трудом
На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает свойственная этому возрасту быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учительнице за помощью.
Детей этого возраста интересует больше всего самый процесс труда, а качество работы — не очень.
Учащиеся II класса в большей степени, нежели первоклассники, проводят общественно полезную внеклассную работу, больше участвуют в коллективных мероприятиях школы. большое воспитательное значение, так как дает возможность школьнику осознать себя членом большого коллектива.
Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они занимаются не только самообслуживанием, но и выполняют работу для всех членов семьи, имеют уже определенные обязанности (вымыть посуду, накрыть на стол, сходить в магазин), что ставит детей в новое отношение к другим членам семьи.
В III классе у учащихся появляется новое отношение к труду. Расширение кругозора в связи с чтением книг, уроки истории, знакомство с трудом окружающих людей, общественно полезный труд, работа вместе со взрослыми (дома, в колхозе, совхозе) изменяют взгляд ребенка на труд людей и на свой личный труд.
Растет интерес к труду не только потому, что ребенка интересует сам процесс труда или имеется какой-то результат труда, но и потому, что трудовая деятельность создает наиболее благоприятные условия для познания. Учащийся сознает, что, работая, он сам приобретает знания, узнает много нового.
Большое значение в связи с этим приобретает общественно полезный труд учащихся, особенно работа на опытных участках.
У учащихся III классов в процессе знакомства с трудом взрослых и современной техникой возникает желание узнавать новое, но не так, как это было в I и, II классах, когда простой ответ удовлетворял школьников. Интерес и положительное отношение к труду формируются у школьников под влиянием исканий и исследований, которые организуются учителем. Воспитательная ценность труда младших школьников особенно возрастает, когда общественно полезный труд учащихся сочетается с занятиями по труду в классе. Организация уроков труда в начальной школе зависит прежде всего от учителя, который организует как индивидуальный, так и коллективный груд учащихся. Правильно поступают те учителя, которые не разрешают ученику начинать работу, если у него нет полного порядка на рабочем месте: не размещен как нужно инструмент, материал, если он не сосредоточен на работе. Ясная цель и план работы, знание, как выполнить работу, в какой последовательности — непременные условия организованного труда.
Систематическая работа и требования учителя, организующие труд детей, создают определенный и привычный порядок в труде, учащиеся приучаются работать организованно, у них воспитывается организованность не как случайное эпизодическое проявление, а как черта характера.
Развитие личности мл.шк.
Условия формирования личности младшего школьника:
- учитель - эталон, образец для подражания;
- субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);
- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);
- семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью. Ведущими в этом возрасте являютсяпознавательные потребности.
стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью).
Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников (И.В. Дубровина). В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", с другой - "быть лучше, чем все".
Стремление "быть как все" возникает в учебной деятельности по следующим причинам: учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу; правила поведения в классе и школе предъявляются всем вместе и каждому в отдельности Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками.
О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9 - 10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.
В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности. В возрасте 6-7 - 10-11 лет интенсивно развивается самосознание: ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры и пр.), коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; в то же время ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников.
На рубеже 9 - 10 лет возникает также кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних школьников по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. Критическая самооценка - это проявление диалогичности в сознании ребенка, внутреннего диалога Я - не-Я, феномен объективного внимания к себе
Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный оборот на себя (К.Н. Поливанова) - возникновение "ориентировки на себя", на собственные качества и умения как основное условие решения разного рода задач.
Основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников; формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей)