Общие закономернсти псих.разс.ребенка

Законы психическою развития - общие и частные закономерности -описание психического развития и управление им.

В основу изучения закономерностей и динамики развития личности в отечественной психологии взята культурно-историческая теория развития пси­хики человека Л.С.Выготского.

1.Развитие происходит в процессе социального развития в социуме.2.Человеческий детеныш самый беспомощный и неприспособленный по сравнению с детьми животных.4. В процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности. 5. Психическое развитие детерминируется (причинно обусловлено) следующими факторами:

• природные задатки, как условиями и предпосылками (Запорожец),

• социальная среда (Эльконин ДБ.) - система отношений, в которую вступает ребенок в обществе, сотрудничество с другими людьми (Выготский Л.С.) - т.е. вне мира людей, мира, социального окружения человек не может быть человеком,

• собственная деятельность, активность ребенка по овладению действительностью, как движущей силой (Анциферова, Карпова),

•социальная ситуация развития (Выготский Л.С),

• внутренняя позиция (Божович ЛИ.) - как отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он
претендует,

•противоречие между образом жизни и возможностями ребенка, между усвоенисм предметной и общественной сторон действия (Леонтьев А.Н.) и др.

6. Качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста.

Возраст - определенная ступень, известный, относительно замкнутый цикл развития, наиболее типичные особенности, значение определяется местом в общем развитии (Выготский). - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся при­сущими только ему особенностями.

7. Наличие сенизитивных возможностей и сензитивных периодов

Сензитивный период.- особенный период, оптимальный для развития той или иной особенности, период повышенной чувствительности к некоторым внешним воздействиям (в отдельный возрастной период).

8.Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на пси­хическое развитие личности вне ее собственной активности.

9.Индизидуализация возрастного развития:

•индивидуальны сроки наступления возраста.

•сензнтивностъ отдельных воздействий для конкретного индивида различна,

•различен темп, ритм приближения к зрелости,

•существуют индивидуальные варианты сочетания индивида, субъекта дея­тельности и личности..

12. Психическое развитие определяется социальной ситуацией раз­вития.

Социальная ситуация развития - своеобразное, специфическое для данно­го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной (специфичны для каждого возраста) - или отношение ребенка к социуму.

13. На типичное развитие оказывает влияние ведущая деятель­ность, которая определяет появление новых психических образований, при­сущих данному возрасту (Леонтьев А.Н.)

Ведущий вид деятельности ребенка - определяет наибольшие успехи в раз витии его познавательных процессов - такой вид деятельности, который оказывает преимущественное влияние на развитие и формирование всех черт личности ребенка и его познавательных возможностей, характерен именно для данного возраста.

14. Возникающие психические новообразования постоянно усложня­ются.

Новообразование - психическое образование, появляющееся в определенные возрастные периоды.

• новые качественно своеобразные психологические образования, характер­ные для определенного возраста.

Реальные новообразования могут не совпадать с паспортным возрастом

Социализация - процесс превращения биологического существа в человече­скую личность - процесс формирования личности в определенных социаль­ных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведе­ния, которые приняты в обществе или группе.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ:

•осознание своей тождественности - младенческий возраст,

•осознание своего «Я» как активного деятельного начала - 3 года,

•осознание своих психических свойств и качеств - младший школьник, под росток,

• осознание социально-нравственных качеств и норм поведения - ранняя
юность.

УРОВНИ (ЗОНЫ) РАЗВИТИЯ ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ:

•уровень (зона) актуального развития - характеризует наличные особенности психических функций ребенка , сложившиеся на сегодняшний день - т.е. это то. что ребенок может делать сам, без помощи взрослого,

•уровень (зона) ближайшего развития - ребенок оказывается не в состоянии решить что-либо при помощи взрослых

выгтксий

УРОВНИ (ЗОНЫ) РАЗВИТИЯ ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ:

•уровень (зона) актуального развития - характеризует наличные особенности психических функций ребенка , сложившиеся на сегодняшний день - т.е. это то. что ребенок может делать сам, без помощи взрослого,

•уровень (зона) ближайшего развития - ребенок оказывается не в состоянии решить что-либо при помощи взрослых

БР определяет функции, не созревшие, но находящиеся в процессе созревания. Если уровень актуального развития характеризует результаты развития, то ЗБР характеризует то, что будет развиваться. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день. что сегодня лежит в зоне ближайшего развития, завтра будет на уровне актуального развития, т. е. то, что ребенок умеет делать сегодня с помощью других, завтра он сумеет сделать сам. Важно определить не только то, что ребенок умеет делать сам, но и то, что он умеет делать с помощью других, потому что если точно известно, что он сегодня делает с чужой помощью, то тем самым известно, что он будет делать завтра сам. Таким образом, та или иная величина зоны ближайшего развития характерна для отдельных этапов развития ребенка.

Взаимосв.псих.разв.и дд.

Стать человеком-значит научиться действовать,вестисебя по отношен. К окр.людям к предметамВнешн.и внутр.действия– Практические действия – пить из чашки. Внутренние действия – расматривает предметы, устанавл.как они связ.между собой, свойства.Формирование действий составл.основное содержание псих.развития ребенка. (мышл,вообр,пам).Выполнение во внешней форме. Интериоризация – проц.перехода внешних действий внутрь. Вед.дд:общение, предмет дд, игра. Усвоение новых действий не приводит к номому виду дд.Переход к новой вед.дд зависит от условий жизни ребенка в обществе, а не то что взросл.учат.Каждый вид дд способствует усовению действий и обьразно таких псих.качсеств кот.необх.для его выполнения и совершенствования. Обучение. Платанов – вид формирвоание Л и коичества напрв.на упражннеие и связывающ.новое со старом.Н.Ф.Талызина – дд учителя в уч.процессе Зимняя – обуч.в наиболее употр.смысле – целенапрвленное,последовательная передача общ-исторического социокульт-ого опыта другому человеку, в сециальноорг.условиях.Обучение-процесс взаимоджействие 2 сторон-sb,нужно управл.не только усв-ем ЗУН,а также развитие мысл.дд иЛ.

Проблема псих.восп:

- механизмов,закономерностей процесса усвоение нрав-ых норм и принципов,форм-ие мировоззрений,убеждений в усл.учебной и воспит.дд в школе.

- соотношение и разграничение проц.воспит.,обуч.и социализации.

- проблема зависимости формир-ия различных св-в Л от возратсных и индивд.особ.ребенка.

- струткуры детских и юношщеских коллективов и их роли в формивраоние Л учащ.

Мотиваций сферах учащихся, ее напрвленности,нравственным установок.

- условий и последствия деепривации

Наши рекомендации