Мотивы учебной деятельности и их виды.
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы.Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения — о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Согласно Божович, учебная деятельность школьников побуждается двумя видами мотивов, неразрывно связанных между собой в конкретном учебном процессе, но имеющих разное происхождение и различную психологическую характеристику.
В одном из этих видов представлены мотивы, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его деятельности. Эти общественные мотивы учения зависят, прежде всего, от обстоятельств жизни ребенка в семье, от его положения в школе, от того, какую внутреннюю позицию он сам занял по отношению к школе и учению. Таким образом, эти мотивы воплощают в себе те стремления и потребности ребенка, которые вытекают из всех обстоятельств его жизни и которые связаны с основной направленностью его личности.
В каждом возрасте и в каждом отдельном случае общественные мотивы учения носят различный конкретный характер; иногда они выражают стремление детей заслужить одобрение и внимание родителей, иногда — желание завоевать уважение и авторитет среди товарищей, иногда они связаны с мечтами ребенка о своем будущем и т.д.
Второй вид мотивов, составляющий также важнейший компонент в отношении школьников к учению, включает мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью. Сюда входят разнообразные учебные интересы, удовлетворение, которое дает ребенку трудовое усилие, напряженная интеллектуальная деятельность, преодоление трудностей и т.д.
Мотивы смыслообразующие и побуждающие.
В классификацию мотивов А.Н. Леонтьев включил две группы: смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие мотивы, побуждающие к деятельности, вместе с тем придают ей личностный смысл. Именно эта функция обеспечивает им более высокое иерархическое положение, даже в том случае, когда они не обладают прямой аффектогенностью. Мотивы-стимулы, сосуществующие с ними, хотя и выполняют роль побудительных факторов - порой остро эмоциональных, аффективных, не имеют смыслообразую-щей функции и поэтому занимают, как правило, подчиненное положение в иерархии мотивов.
Мотивы учения
а) Познавательная мотивация
б) Мотивация достижения успеха
У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.
в) Престижная мотивация
Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.
г) Мотивация избегания неудачи
Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.
д) Компенсаторная мотивация
К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п.
В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется
Мысленный поиск в решении задач. Умственное планирование и проверка хода решения как средство развития внутреннего плана действий.
Необходимость в мышлении возникает тогда, когда у человека появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности.
Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Лучше всего формировать мышление именно в ходе решения задач, когда человек сам наталкивается на посильные для него проблемы и вопросы, формулирует их и затем решает. Предполагая различные варианты решения задачи, человек постоянно сам себя проверяет на предмет соответствия условиям задачи и возможности правильности этого решения, формируется внутренний план действий.
Одним из средств развития внутреннего плана действий является решение теоретических задач. На основании этого можно заключить, что одной из главных задач начальной стадии обучения является развитие у детей способности решать теоретические задачи, то есть, прежде всего, развитие способности вскрывать способы решения практических задач. Формирование внутреннего плана действий возможно, конечно, лишь в ходе овладения знаниями, но связь между тем и другим далеко не однозначна. Развитие внутреннего плана действий – необходимое условие творческого подхода к обучению и, следовательно, необходимое условие полноценного обучения.