Тема 9. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека
Семинарское занятие № 11
Цель:сформировать представления об адаптации и дезадаптации, ее причинах и роли в социальном развитии.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление о роли адаптации в жизни ребенка;
· знать основные педагогические понятия.
Вопросы для изучения:
1. Адаптация человека как процесс, как проявление и как результат.
2. Качества оказывающие влияние на адаптацию: индивидуальное своеобразие человека, опыт адаптации, настрой, состояние, самоактивность.
3. Адаптивность и адаптивный синдром.
4. Дезадаптация, ее причины.
5. Пути преодоления дезадаптации.
6. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 95-112.
Дополнительная:
2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999. С. 270-274.
Тема 10. Проблемы социально-педагогической деятельности в пенитенциарных учреждениях
Семинарское занятие № 12
Цель:сформировать представления об исправительной педагогике и особенностях работы в пенитенциарных учреждениях.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление о пенитенциарной системе;
· знать основные понятия педагогической науки.
Вопросы для изучения:
1. Пенитенциарная педагогика: общая характеристика и основные задачи.
2. Основные понятия пенитенциарной педагогики.
3. Основные этапы исправления.
4. Характеристика основных групп осужденных.
5. Принципы перевоспитания осужденных.
6. Основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях.
7. Основные средства педагогического процесса.
8. Формы и методы перевоспитания.
9. Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних.
10. Особенности перевоспитания осужденных женщин.
11. Особенности перевоспитания осужденных лиц с аномалиями в психике.
12. Особенности перевоспитания осужденных верующих.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 154-174.
Дополнительная:
2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.
3. Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова. М., 2000.
Тема 11. Социально-педагогическая деятельность
в учреждениях образования
Семинарское занятие № 13
Цель:сформировать представления об обязанностях и основных направления работы социального педагога в общеобразовательном учреждении.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление об образовательной системе РФ;
· знать основные направления работы социального педагога в школе.
Вопросы для изучения:
1. Задачи социального педагога общеобразовательного учреждения.
2. Права и обязанности школьного социального педагога.
3. Направления и формы работы школьного социального педагога.
4. Работа социального педагога с различными представителями школьного контингента.
5. Работа с родителями и педагогическим коллективом школы.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
2. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005. С. 114-122.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.
Тема 12. Основные направления педагогической деятельности
в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения
Семинарское занятие № 14
Цель: сформировать представления о роли социально-педагогической помощи в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление об учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения;
· знать основные педагогические понятия.
Вопросы для изучения:
1. Функции социальных служб.
2. Особенности социально-педагогической деятельности в различных социальных центрах (центры помощи семье и детям, социальных служб для молодежи и т.п.).
3. Особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях здравоохранения.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М, 2004. С. 61-63, 55-60.
Дополнительная:
3. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.
Тема 13. Проблемы социально-педагогической работы с детьми
С различными формами умственной отсталости
Семинарское занятие № 15
Цель:сформировать представления о роли социально-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
Исходный уровень знаний:
· иметь представление об умственной отсталости и ее формах;
· знать особенности развития детей с различными формами умственной отсталости.
Вопросы для изучения:
1. Особенности детей с умственной отсталостью.
2. Особенности детей с синдромом Дауна, фенилкетонурией, с ДЦП.
3. Цели и задачи коррекционной работы с данной категорией детей.
4. Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью.
5. Педагогические принципы и формы социальной реабилитации детей с недостатками в умственном развитии.
Литература
Основная:
1. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Никитина. М., 2002. С. 176-230.
Дополнительная:
2. Социальная педагогика. Под ред. А.М. Галагузовой. М., 1999.
3. Бгажнокова И.М. Психология умственно-отсталого школьника. М., 1987.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1972.