Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя
В профессиональной деятельности преподавателя необходимы следующие способности:
1 умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
2 умение слушать и выслушивать;
3 широкий кругозор;
4 речевая (коммуникативная) культура;
5 «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему собственный или иной знакомый по опыту»;
6 «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;
7 способность сопереживания;
8 наблюдательность;
9 «глубокая убеждённость в правильности идеи служения людям»;
10 умение решать нестандартные ситуации;
11 высокая степень саморегуляции.
По Кузьминой Н.В. преподавателю должны принадлежать пять профессинально значимых качеств: педагогическое целеполагание; педагогическое мышление; педагогическая рефлексия; педагогическая направленность; педагогический такт.
Классификация педагогических способностей по Крутецкому В.А.:
1 дидактические – способность передавать обучающимся учебный материал, делая его доступным, ясным, понятным и интересным;
2 академические – способности в определённой области наук, отличное и свободное владение материалом науки, исследовательская направленность в осмыслении науки;
3 перцептивные – способности проникать во внутренний мир обучающегося, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучающегося и его психических состояний;
4 речевые – способности ясно и чётко, убеждённо и интересно выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики и пантомимики;
5 организаторские – способности организовать коллектив обучающихся и собственную работу по решению учебной деятельности;
6 авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучающихся и на этой основе добиваться авторитета;
7 коммуникативные – способности к общению с обучающимися, умение найти правильный подход к ним и установить педагогически целесообразные отношения; педагогический такт;
8 педагогическое воображение (прогностические способности) – способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающегося в нравственном и профессиональном становлении; умение прогнозировать развитие качеств обучающегося;
Психологический портрет преподавателя: 1) индивидуальные качества человека; 2) личностные качества; 3) коммуникативные (интерактивные) качества; 4 статусно-позиционные особенности; 5) деятельностные (профессиональные) качества; 6) внешнеповеденческие показатели.
Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности обучающегося средствами преподаваемой дисциплины, на переструктурирование дисциплины в расчёте на формирование исходной потребности обучающегося в знании, носителем которого является преподаватель.
Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств; эмоциональность формы изложения, активизация мышления обучающихся, постановка вопросов для размышления; чёткая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка-выведение главных мыслей и положений, подчёркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и понятий; использование мультимедийной презентации и дидактических материалов.
Виды лекций: вводная, обзорно-повторительная, обзорная; проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-коференция и другие.
Структура декции: 1 вводное слово лектора; 2 предъявление плана лекции; 3 работа с новыми терминами и понятиями; 4 изложение содержания лекционного материала; 5 выводы по каждой части лекции в соответствии с планом; 5 обобщение материала и выводы по всей лекции; 6 использование мультимедийной презентации со статистическими и фактическими материалами; 7 предъявление основной и дополнительной литературы.
Структура семинарского занятия: вступление преподавателя по проблеме занятия: предложение плана раскрытия по проблеме; обсуждение проблемы по заранее предложенному плану; обсуждение проблемы одним и всем коллективом; обобщение по обсуждаемой проблеме и выводы; заключительное слово преподавателя.
Форма семинарского занятия: развёрнутая беседа по заранее известному плану; небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Роль преподавателя в организации семинарского занятия: 1 определяет круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; 2 подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих; 3 распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе; 4 готовить студентов к выбранному ролевому участию; 5 руководить работой семинара; 6 подводить общий итог дискуссии.