Традиционное Семейное воспитание во Франции
Уровень цивилизованности общества, авторитет государства сегодня как никогда ставится в прямую зависимость от того положения , которое занимают в обществе дети . Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт , а также на понимание обществом её роли в воспитании детей .
Важное место в формировании новой семейной политики принадлежит Министерству социальной защиты населения, Департаменту по проблемам семьи , женщин и детей . Одна из его приоритетных задач - укрепление института семьи как фундаментального и уникального социального института [].
Автор «Философского словаря» французский учёный Дидье Жюлиа (2000) называет семью «естественной ячейкой общества», обозначающей «совокупность людей одной крови, одной расы» и также «совместно проживающих на ограниченном пространстве под руководством главы рода». [5, 397]
Ж.Ж. Руссо считал семью самой древней и единственно естественной из всех обществ. По его мнению семья – это институт, воспитывающий в ребёнке будущего гражданина, патриота своего отечества [].
По мнению С.Френе семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей. Семья выступает главным носителем и хранителем национальных традиций и стереотипов поведения [].
Французский учёный А.Наури, так же как и русские педагоги, разделяет семью на два типа: семья современная и семья традиционная . Он говорит о том, что традиционная семья представляла собой малую социальную группу состоящую из родителей и детей. Родители принимали свои обязанности очень серьёзно, они отчётливо понимали какую важную роль имеют в воспитании детей. В семье ребёнка не воспринимали как самостоятельную личность, для родителей это был всего лишь ребенок. С раннего возраста у детей воспитывали такие качества как вежливость, пристойное поведение, уважение, благодарность, любовь. Именно в семье ребёнок впервые познавал свои возможности и силы[AldoNaouri] .
С точки зрения французского педагога Л. Пэрну традиционная французская семья это семья строгих правил. Она являлась источником надежности и безопасности. Традиционная семья представляла собой только двух супругов и детей,где отец являлся главой семейства, именно он зарабатывал деньги, мать же должна была следить за детьми и за домом [].
А. Наури полагает, что несмотря на перемены, которые произошли с обществом на сегодняшний день, отношение французов к семье почти не изменилось. Они считают, что только в семье можно воспитать полноценно развитую личность [].
Французские учёные говорят о том, что значимость семьи в настоящее время существенно возрослала . Но в тоже время они отмечают, что семья во французском обществе переживает кризис. Роли родителей заметно поменялись, всё чаще во главу семьи становится женщина. Современная педагогическая система строится по отношению к ребёнку , как к равному. Родители проявляют к нему любовь и требовательность , но также предоставляет ему свободу , служат ему опорой и защитой в любом возрасте [].
Проанализировав научную литературу, Мы можем отметить, что многие французские педагоги занимаются изучением семьи и семейного воспитания. Но в тоже время учёные не дают точного определения семьи. Такие педагоги как Л. Пэрну и А. Наури разделяют семью на традиционную и современную.С их точки зрения современная французская семья представляет собой малую социальную группу, общность родителей и детей связанных определенными ценностями и традициями.получиласьоборваная мысль сказала про совр и трад семью и все, определенийнет? Дай определения хоть какие-нибудь найди, там дальше я у тебя видела про традиционную семью. Еще в этот параграф можно написать про современность, что Олан у вас узаконил брак геев и лизбиянок и разрешил им усыновлять детей, что это противоречит традиционному воспитанию во Франции, но является совр тенденциями..
Французский педагог С.Френе определяет воспитание как трудоёмкий и сложный процесс , в ходе которого у ребёнка закладываются нравственные основы , фундамент его личности. Воспитание требует от родителей таких качеств , как терпение , сердечность , интуиция , такт , внимание. Но в то же время французский учёный критиковал систему нравственного воспитания, сводившуюся в основном к постоянному повторению избитых прописных норм морального поведения.Содержание так называемого словесного воспитания всегда отражает совокупность этических норм, характерных для данного общества, но в определенной степени имеющих и общечеловеческое значение. По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь
вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись ксвоим товарищам, уважай учителя и т. п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни. Более того, формальное усвоение нравственных правил даже опасно, ибо создает впечатление, что отныне уже не нужно никакого особого усилия, чтобы руководствоваться ими в своем поведении. Подлинно нравственному поведению может научить устолько сама жизнь, т. е. конкретный опыт ребенка [].
По мнению современного французского педагога Л. Пэрну самое важное в воспитании это любить , разговаривать с ребёнком , быть очень требовательным в отношениях с ним, чтобы он был не менее требовательным к себе , уметь предоставить ему свободу , служить ему опорой и защитой , в любом возрасте считать его личностью [].
По убеждению Ж.-Ж. Руссо, развитие человека должно происходить свободно и естественно, что предопределяет содержание и характер воспитания. Для просветителя свободное воспитание – это оптимистический гуманизм, так как оно объединяет общечеловеческие ценности, высшие достижения развития общества, культуры, цивилизации; естественное воспитание должно осуществляться сообразно с природой, в воспитании необходимо следовать внутренней природе ребенка, учитывать его возрастные особенности [].
Марсель Руфо определяет понятие воспитания (в узком значении) как духовное и физическое развитие, формирование личности человека, его этики. Морали, нравственности по социально принятым нормам поведения. В более же широком понимании, воспитание –это передача накопленного человечеством опыта от старшего поколения к младшему[].
Под традиционным воспитанием французские учёные понимают процесс социализации ребёнка, привитию ему определенных норм, правил и жизненных ценностей таких как вежливость, уважение и солидарность[http://audrey-eloise-marie.e-monsite.com/pages/i-la-famille-traditionnelle-d-avant-guerre.html] .
В своей книге «Формирование личности ребёнка и подростка» С. Френе выделил ряд условий необходимых для воспитания в семье:
- здоровье родителей и ребёнка;
- особая забота о беременных женщинах;
- создание необходимых условий для воспитания ребёнка;
- развитие его творческих возможностей;
- стремление к познанию;
- создание благоприятной среды [].
Мы можем отметить, что понятие воспитание французские учёные рассматривают как духовное и физическое развитие ребёнка. ЛорансПэрну полагает, что главную роль в воспитательномпроцеессе играет беседа. Марсель Руфоотдадаёт большое значение нравственному воспитанию. По убеждению Ж.-Ж. Руссо воспитание должно проходить свободно и естественно, необходимо следовать внутренней природе ребенка. Для С. Френе воспитание представляет собой трудоёмкий и сложный процесс, в ходе которого у ребёнка закладываются нравственные основы и фундамент его личности, но вместе с тем учёный критикует нравственное воспитание.
Целью воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, является развитие свободной личности в «естественных» условиях. Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми»[] .
Мы больше придерживаемся мнениюфранцуского учёного-педагога С.Френе. Он полагает, что цель семейного воспитания заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутренного мира [].
Французские учёные отмечают, главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственноси человека, фундамент его личности. По мнению С. Френе от становления личности на начальном этапе (в семье) в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребёнка [].
Самая первостепенная и важная задача семейного воспитания, по
Ж.-Ж. Руссо, прививать детям любовь к Отечеству, к их гражданскому долгу[].
Изучив научные труды таких учёных как С.Френе, Л. Пэрну, А. Наури, М. Руфо и А. Гарандери и Ж.-Ж. Руссо, Мы можем выделить следующие задачи семейного воспитания:
- нравственное и гражданское воспитание;
- привитие любви к труду;
- развитие любознательности, тяги к практической деятельности;
- развитие практического мышления;
- воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства;
- стимулирование любознательности как первой ступени познания;
- стимулирование трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
- стимулирование индивидуальной и моральной ответственности;
Опираясь на опыт французских учёных С. Френе , А. Гарандери, Ж.-Ж. Руссо, Мы вывели следующие принципы воспитания:
- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;
- принцип целенаправленности;
- принцип систематичности;
- принцип наглядности;
-дисциплина;
- самовыражение.
Французский учёный С. Френе писал: «Разрабатывая нашу педагогическую технику, мы никогда не исходили из каких бы то ни было педагогических теорий. Наши методы базируются исключительно на опыте, который мы получили наощупь, в ходе непосредственной работы с детьми. Ни одно из наших нововведений не имеет корней в какой-либо априорной идее» [].
Во французской педагогике выделяют следующие методы семейного воспитания:
- беседа;
- наглядный пример;
- индивидуальный подход;
- метод убеждения;
- метод принуждения.
Проанализировав научные труды французских авторов, Мы можем отметить, что большое внимание учёные уделяют нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности. В своих работах Ж.-Ж. Руссо описывает принцип наглядности, который он считает основополагающем при воспитании. Мы можем отметить, что определяющим принципом гуманистического воспитания Ж.-Ж. Руссо, является принцип свободного и естественного воспитания, то есть формирование «свободного и естественного человека». С. Френе так же предлагает чаще использовать наглядные примеры в процессе воспитания.
Также ученые аккцентируют своё внимание на традиционном семейном воспитании. Французске педагоги разделили понятия семьи и семейного воспитания на традиционное и современное, но все равно отмечают характерную схожесть между двумя определениями.
Выводы по первой главе.
В результате анализа теоретической литературы по изучаемой проблеме Мы пришли к следующим выводам:
1) Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, её мировоззрения и отношения к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир. Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Таким образом нами были выделены общие принципы воспитания (Козлова В. А.):
- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);
- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности); (В.С. Селиванов, В.Г. Крысько)
- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания); (В.Г. Крысько)
- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);(В.Г Крысько)
- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников); (В.С. Селиванов)
- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).
Наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном их применении, ввиду их тесной связи.(В.Г. Крысько)
2) Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение для ребенка (положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи; сплоченность семейной общности, единство целей и задач; разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, статусу). Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности и формирует у детей определенный ряд способностей (способность к самоутверждению, проявлению своих индивидуальных особенностей, способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим).
Нами была определена ведущаяцель традиционного семейного воспитания в России, которая состоит во всестороннем развитии личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребенка, направленные на гармоничное формирование человека.
Главная задача семейного воспитания определяется подготовкой детей к жизни в существующих социальных условиях т. е. усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального существования в социуме.
Опираясь на педагогический опыт В.Г. Крысько, В.С. Селиванова, П. И. Пидкасистого, мы сформулировали несколько основных принципов семейного воспитания:
- уважение к ребенку как к личности, деликатность;
- значение настоящего (право ребенка быть таким какой он есть);
- значение поступка и возможность раскаяния;
- открытость и доверительность отношений с детьми.
Основываясь на работе такого учёного как П.Ф. Лесгафт,мы определили основные методы которые используют в семейном воспитании в России :
- метод убеждения;
- метод поощрения;
- метод совместной практической деятельности;
- метод принуждения (наказания).
3. Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт , а также на понимание обществом её роли в воспитании детей .
Нами была определена цель семейного воспитания во Франции которая заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутреннего мира.
Главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственности человека , фундамент его личности .
Основываясь на работы французских учёных-педагогов С. Фере и А. Гарандери мы вывели следующие принципы традиционного семейного воспитания во Франции:
- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;
- принцип целенаправленности; (воспитание имеет целенаправленный характер, который помогает видеть перспективу в своей работе)
- принцип систематичности; (регулярность воспитательного процесса)
-принцип наглядности;
-дисциплина;
- самовыражение
Так же в ходе нашего исследования мы выделили следующие методы семейного воспитания:
- беседа;
- наглядный пример;
-индивидуальный подход;
-метод убеждения
- метод принуждения.
На основе проведенного нами анализа теоретического материала мы можем отметить, что цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания в России схожи с целями, задачами, принципами и методами семейного воспитания во Франции, но в то же время мы можем отметить, что в России меньше используют такие принципы как:
- принцип целенаправленности;
- принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства.
Во Франции же меньше внимания уделяют принципу открытости и доверительности отношений с детьми и практически не исспользуют метод поощрения в воспитательном процессе.