Как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в казалось бы благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, усилия педагогов и психологов направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, начинается развитие его личности.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития. От взаимоотношения ребенка с родителями зависит адекватность отношения ребенка с социальной средой. В семье, где растет ребенок с теми или иными недостатками развития речи создается специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта ребенка. В большинстве случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?».
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится. С досады подсмеиваются над ним или называют его «тупицей», «лентяем» и т.д. Это травмирует психику детей.
Такое поведение самых близкий людей воспитывает в ребенке комплекс неполноценности и другие негативные проявления. Некоторые родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения. Проблема коррекции речевых нарушений в младшем школьном возрасте продолжает оставаться актуальной.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, мы решили более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.
В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Логопед должен познакомится с родителями детей, которые будут у него заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы логопед учитывает:
- роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
- тип семейного воспитания.
Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество.
Нужно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить какую помощь от них ждет логопед в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы. Консультации с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.
Нужно показывать фрагменты занятий с детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий. Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.
Логопед, как специалист, хорошо знающий специфику дефекта и пути его преодоления в коррекционной работе, должен хорошо представлять свою ответственность и свою роль в решение этой проблемы.
Неадекватное отношение родителей к ребенку возникают как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда - ориентироваться на ребенка, его интересы; помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.
При сотрудничестве с родителями младших школьников с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) не проводилось специального экспериментального исследования, а были подведены и обобщены наблюдения и итоги работы учителя-логопеда.
Были проанализированы следующие моменты:
- отношения между взрослыми и детьми в семье;
-поведение родителей, их активность и участие в коррекционно-воспитательной работе логопеда.
Мы старались объективно оценить позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку. Часто оказывалось, что родители в семье предъявляли разные требования к ребенку (60 %). У части детей (65 %) ощущался дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находились на попечении старших братьев и сестер, другая часть детей (25 %) чаще общались с бабушками, чем с родителями.
Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда, разделили родителей (20 человек) по их оценочным отношениям на 5 групп.
1 группа - родители предъявляли справедливые требования к ребенку, прислушивались советов логопеда и педагогов, систематически контролировали выполнение детьми заданий логопеда, интересовались настроением и успехами своих детей.
2 группа - родители, которые необоснованно захваливали своего ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполнялись не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.
3 группа - родители не проявляли интереса к успехам и трудностям детей, формально относились к советам и требованиям логопеда и других педагогов. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы были минимальны. Задания логопеда часто не выполнялись.
4 группа - родители создавали впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняли своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполнялись формально.
5 группа - родители предъявляли высокие требования к детям, в общении с детьми преобладали отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполнялись.
Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью. Во время учебного года работа с родителями велась постоянно. Для этого проводилось анкетирование, встречи со специалистами (врач, юрист, психолог и др.), конкурс семейных стенгазет, родительские собрания, тематические вечера, праздничные вечера. На мероприятиях, где планировалось выступление детей, обязательно участвовали дети, у которых еще недавно были те или иные речевые нарушения. Учителем-логопедом заранее готовились с детьми стихи, маленькие инсценировки или сценки.
В индивидуальных беседах обращалось внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами в учебе. Родители прислушивались к советам и рекомендациям логопеда, учителя, беседовали с психологом, делились своими мнениями и впечатлениями.
Решение задач воспитательного воздействия на ребенка требует, чтобы учитель-логопед и педагоги участвовали в психологическом и педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу.
Вопрос30