Билет 14. Основные категории педагогики.

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой стороны - определяют предмет педагогики.

Категория (греч. kate-goria - суждение) - научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Основные категории педагогики : образование, воспитание, обучение и развитие.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие - определяют их как противоположные стороны педагогического процесса. На самом деле образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

В узком смысле «воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса (СНОСКА:Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 74.). Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воспитание возникло из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основными видами воспитания являются умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание.

Воспитание тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств: как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.

Образование - это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древности образование относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т.д.). Потом термин «образование» стал обозначать процесс и результат педагогической деятельности.

В образовательном смысле образование означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны (СНОСКА: Тем же. - С. 62.).

В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественноэкономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Обучение - «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (СНОСКА:Там же.).

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т.п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.

Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим.

Развитие-это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности. Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность.

Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование. Созревание происходит с учетом возрастных периодов.

Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь.

Становление личности - это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма и мастерства и т.д.

Билет 15. Педагогические основы профессионального становления педагога.

Современные направления модернизации российской системы образования для повышения эффективности, доступности и качества образования, обусловленные необходимостью вхождения в мировое образовательное пространство, актуализируют потребность в педагогах нового типа, готовых к реализации информационно-деятельностных моделей в обучении, активизации познавательной деятельности обучающихся, осуществлению контроля, оценки и мониторинга их учебных достижений на основе новейших информационно-коммуникационных образовательных технологий. Профессиональное становление студентов, являясь одним из этапов общего профессионального становления педагога, есть цель, процесс и результат подготовки специалиста в педвузе. В этот период осуществляется поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения студентов в профессию, сопровождающийся развитием и изменением личностных и профессиональных качеств личности, формированием позитивного отношения к профессии, овладением системой профессиональных знаний и компетенций.

Компоненты педагогич. деятельности : психолого-педагогическая подготовка, коммуникативный компонент, когнитивный компонент, проф.рост.

Коммуникативные умения складываются из умений понимать другого человека, устанавливать правильные взаимоотношения с теми, на кого направлено воздействие, с партнерами по деятельности и с теми, кто выступает в роли руководителей данной системы (т.е. взаимоотношения по "горизонтали" и по "вертикали").

Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действующие нормативы и эвристически найденные самостоятельно. Труд преподавателя составляет три компоненты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность — стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность — это технология труда, педагогическое общение — его климат и атмосфера, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развития многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации вузов и специалистов.

I. Мотивационный компонент (Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности;наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии;Чувство долга и ответственности;Любознательность;Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности;

Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО);Потребность в самопознании;Уверенность в своих силах)

II. Когнитивный компонент

(Уровень общеобразовательных знаний, умений;Уровень педагогических знаний и умений;Уровень психологических знаний и умений;Уровень методических знаний и умений;Уровень специальных знаний)

III. Нравственно-волевой компонент

(Положительное отношение к процессу учения;Критичность;Самостоятельность;Целеустремленность;Воля;Трудоспособность;Умение доводить начатое до конца;Смелость;Самокритичность)

IV. Гностический компонент (Умение ставить и разрешать познавательные задачи;Гибкость и оперативность мышления;Наблюдательность;Способность к анализу педагогической деятельности;Способность к синтезу и обобщению;Креативность и ее проявления в педагогической деятельности;Память и ее оперативность;Удовлетворение от познания;Умениеслушать;Умение владеть разными типами чтения;Умение выделять и усваивать определенное содержание;Умение доказывать, обосновывать суждения;Умение систематизировать, классифицировать;Умение видеть противоречия и проблемы;Умение переносить знания и умения в новые ситуации;Способность отказаться от устоявшихся идей;Независимость суждений)

V. Организационный компонент

(Умение планировать время;Умение планировать свою работу;Умение перестраивать систему деятельности;Умение работать в библиотеках;Умение ориентироваться в классификации источников;Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации;Умение владеть различными приемами)

VI. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

(Самооценка самостоятельности собственной деятельности;Способность к самоанализу и рефлексии;;Способность к самоорганизации и мобилизации;Самоконтроль;Трудолюбие и прилежание)

VII. Коммуникативные способности

(Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег;Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании;Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых);Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности)

Билет 16. Структура педагогического процесса.

Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс». Педагогический процесс имеет определенную структуру, важнейшими элементами которой являются цели – принципы – содержание – методы – средства – формы. Естественно, этот процесс осуществляется между преподавателем и учащимися.

Педагогическая цель – это мысленное представление педагогом (преподавателем) и учащимися результатов их взаимодействия, в соответствии с которым соотносятся все остальные элементы педагогического процесса. Выделяются нормативные государственные цели образования, общественные и инициативные цели. Нормативные государственные цели – это цели, определяемые в правительственных документах и в государственных образовательных стандартах. Общественные цели – это цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы. Например, цели работодателя. Инициативные цели – это цели, формируемые непосредственно педагогами (преподавателями) и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и изучаемой дисциплины.

Разработка целей – это сложный логический процесс, который реализуется в несколько этапов:

Получение и обобщение исходной информации;

Отбор наиболее существенной информации;

Формулирование цели;

Реализация (достижение) цели.

Каждая педагогическая цель имеет свой предмет. По этому признаку выделяется три группы целей.

Группа А – цели, формирующие знания, умения, навыки;

Группа В – цели, определяющие отношение к различным сторонам жизни: труду, обществу, профессии, природе, искусству, родителям, друзьям и т. д.

Группа С – цели, формирования творческой деятельности, развития способностей, задатков и интересов учащихся.

Наряду с перечисленными целями различаются еще методические цели, которые связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся. Например, изменение методов преподавания, внедрение новых форм организации учебного процесса.

Содержание педагогического процесса заключается в целенаправленной педагогический процесс организации и стимулировании активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Педагогические принципы – это основные требования, предъявляемые к педагогическому процессу. К числу основных педагогических принципов относятся:

- принцип природосообразности, сущность которого состоит в том, педагогический процесс следует строить с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

- принцип гуманизации, который трактуется как принцип социальной защиты растущего человека и как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с преподавателями;

- принцип целостности, подразумевающий единство и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип профессиональной целесообразности – отбор методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей избранной специальности.

Существуют и другие принципы педагогического процесса (см. например, Педагогика /под ред. В.А. Сластенина – М.: Academma, 2002).

Существует огромное разнообразие видов деятельности педагога и обучаемых. Эти виды деятельности называют методами обучения. “Метод обучения — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития”. Из самой сути метода (от греч. methodos — путь, способ продвижения к истине) следует, что они должны отвечать на вопросы “как?”, “каким образом?” и показывать, как действует педагог и как действует учащийся. (см. билет 12) Цели обучения - начальный компонент педагогического процесса. В нем преподаватель и студент уясняют конечный результат своей совместной деятельности.

Принципы обучения - служат для установления путей реализации поставленных целей обучения.

Содержание обучения - часть опыта предыдущих поколений людей, которую необходимо передать студентам для достижения поставленных целей обучения посредством выбранных путей реализации этих целей.

Методы обучения - логическая цепь взаимосвязанных действий преподавателя и студента, посредством которых передается и воспринимается содержание, которое перерабатывается и воспроизводится.

Средства обучения - материализованные предметные способы обработки содержания обучения в совокупности с методами обучения.

Формы организации обучения - обеспечивают логическую завершенность процесса обучения

Наши рекомендации