Особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Содержание

Введение. Особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС

2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС

3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС

4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с РАС

5. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с РАС

6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с РАС

7. Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий.

8. Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с РАС

9.Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с РАС в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Литература

Введение

Основные общие особенности развития

При всем разнообразии и специфике развития можно выделить общие для всех детей с РАС особенности развития, как отдельных психических функций, так и психических сфер в целом.

- общая логика психического развития аутичного ребенка искажена - уровень развития познавательной, эмоциональной и регулятивной сфер различен, по отношению к возрасту и социально-психологическому нормативу;

- основные проблемы ребенка лежат в сфере социально-эмоциональной сфере и сфере взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении и выражение этих потребностей у ребенка неадекватны по отношению к ситуации взаимодействия;

- ребенок негибок, его поведение носит стереотипный, повторяющийся характер;

- у ребенка проявляется выраженная эмоциональная незрелость, большая уязвимость в контактах;

- часто ребенок имеет более раннее развитие отдельных способностей и умений по сравнению с физическим и социально-эмоциональным уровнем его развития;

- у ребенка имеются специфические трудности социальной адаптации (не «считывает» социально-эмоционального контекста ситуации, не понимает юмор, переносный смысл);

- часто ребенок может иметь причудливые интересы, и или страхи, быть крайне избирателен в общении, еде и т.п., тяжело переживает изменения в окружающем;

- на ребенка невозможно воздействовать обычными педагогическими приемами. Это касается скорее запретительных мер;

- чаще всего ребенок имеет трудности управления своим поведением, трудности контроля и программирования своего поведения, нуждается в большом объеме и длительности организующей помощи взрослого.

Эмоциональные особенности

- у ребенка имеются трудности установления взаимодействий и отношений как с детьми, так и со взрослыми;

- отмечаются трудности, вплоть до невозможности анализа и «считывания» эмоционального контекста ситуации, в том числе и коммуникативных;

- для ребенка часто характерна чрезмерная ранимость и уязвимость по отношению к себе, вплоть до неадекватности в контактах;

- у ребенка выраженная эмоциональная и волевая (регулятивная) незрелость, своеобразный «инфантилизм»;

- часто переживания ребенка выглядят как механистичные, трудно заметить искренность в демонстрируемых переживаниях по отношению к другому, они могут не проявляться или быть пародоксальными.

Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания, необходимых для успешного включения и социальной адаптации ребенка в среде обычных сверстников, прежде всего создания адаптированной образовательной программы по ряду учебных предметов с составлением индивидуального учебного плана.

Образец выполнения

Основная задача учителя начальной школы - научить ребенка. Поэтому необходимо помнить, что процесс научения начинается не с вопроса, а с демонстрации ожидаемого результата. Прежде, чем ожидать результата – покажите, что представляет из себя результат.

Предоставление образца выполнения может быть в виде:

- моделирования действия – покажите, как должно выглядеть действие;

- образец ответа – пример ответа на вопрос;

- образец заполнения таблицы, схемы и т.д.;

- алгоритм выполнения задания – визуальный план выполнения.

Социальные истории

Учеников с расстройством аутистического спектра необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции, нормы поведения в общественных местах и т.д.

Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации. Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его возможностей, с использованием и осмыслением впечатлений и событий его индивидуального опыта. При составлении социальной истории важно преподнести адекватное социальное поведение в форме истории. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому история должна сопровождаться рисунками и фотографиями.

Обучение переносу знаний

Недостаточная способность к обобщению детей с расстройством аутистического спектра вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, а так же также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации:

- для генерализации навыков необходимо все понятия связывать с жизненными ситуациями ребенка;

- использовать на уроке большое количество практических заданий;

- предлагайте использовать знания для выполнения практических проектов по тебе урока.

Адаптация устной речи

Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра. Трудность понимания устной и письменной речи, а так же буквальность интерпретаций может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного:

- избегайте ироничных или идиоматических выражений;

- говорите ровным тоном;

- не говорите слишком быстро.

Адаптация текстов

Для детей с расстройствами аутистического спектра необходимо специально адаптировать тексты:

- упрощение предложенийпоможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке.при способности к быстрому чтению ребенок также часто не «схватывает» смысл прочитанного, поэтому упрощение должно быть не только по форме, а по акцентированию значимых для осмысленного восприятия текста понятий, связей;

- рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов;

- для успешного освоения программного материала по устным предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки;

- при этом часть текстов по истории, природоведению, географии можно давать для проработки через поиск информации в интернете, просмотр учебных роликов;

- всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде заданий для подготовки докладов, проектов и презентаций.

4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с РАС

Письмо

Многие дети с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы с моторикой рук. Письмо может стать серьезным источником напряжения для школьника - некоторые из них не могут писать совсем, другие умеют писать, но испытывают невероятные трудности во время этого процесса. Зачастую почерк у таких детей неаккуратный и неразборчивый. Для облегчения процесса письма можно использовать следующие приспособления.

- Насадка на ручку. На данный момент существуют насадки для детей с правосторонним и левосторонним латеральным предпочтением.

- Массажный мячик. Мячик вкладывается в руку ребенка и помогает удерживать позу руки при письме.

- Удерживающая резинка. С помощью этого нехитрого приспособления так же можно помочь удерживать позу руки при письме

- Тренажер для письма. Эффект тренажера основан на дополнительном включении в процессе письма дополнительно к зрительному анализатору кинестетического и слухового анализаторов. При письме буквы воспринимаются в виде считываемых с рельефной дорожки сенсорных и звуковых ощущений.

- Ограничителистроки. Такие приспособления можно сделать самим, использовав плотную пленку или оргалит.

- Дополнительная разлиновка тетрадей. Для облегчения процесса письма можно использовать более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата.

- Образец написания букв. Очень часто дети затрудняются в перекодировке текста из печатного в письменный. Для облегчения запоминания образа прописных букв рекомендуется прикрепить на парту табличку-образец.

- Специальные прописи для левшей. На данный момент в продаже имеются прописи для детей с левосторонним латеральным предпочтением

- Специальные прописи для детей с моторными трудностями. Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов, слов и предложений. Наглядный материал помогает уточнить представления детей в связи с отрабатываемым речевым материалом.

- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Прописи (1-3ч)

- Лебедева П.Д. «Волшебные точки. Учимся писать буквы»

- Компьютерная клавиатура. В ряде случаев, при значительных двигательных ограничениях, рекомендовано заменить письменные работы работой на компьютере.

Русский язык

В ряде случаев для овладения индивидуальной программой по изучению русского языка могут использоваться учебники для специальных (коррекционных) учреждений I-II, VII, VIII вида. Большинство тем в данных учебниках идентичны темам в основной программе, однако материал представлен более схематично и наглядно.

- Русский язык. 2 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Якубовская Э.В., Павлова Н.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении в 1-2 классах на уроках русского языка. Пособие характеризуется вариативностью и доступностью заданий для детей со специфическими трудностями усвоения норм и правил русского языка.

- Русский язык. 3-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Аксенова А.В., Якубовская Э.В., Голунчикова Н.Г. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении во 2 - 4 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной грамматической категории. Возможно применение в 2-4 классе начальной школы.

- Русский язык. 1-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы II вида. Зикеев А.Г.

- Пособие создано специально для детей с трудностями усвоения языка. Содержит множество занимательных заданий, способствующих усвоению данной темы. Возможно применение в 1-4 классе начальной школы.

- Тетради для выполнения письменных работ. При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.

- Пособия по обучению написанию изложений и сочинений. Данные пособия помогают ученику с расстройством аутистического спектра, с помощью схем легче освоить такие сложные виды работ по русскому языку как «написание изложений» и «написание сочинений».

Дополнительные пособия. Используются для проработки и закрепления той или иной темы.

- «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов». Р.Д. Триггер, Е.В. Владимирова Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие, разработанное для классов КРО и школ VII. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении в 2 - 3 классах на уроках русского языка. Пособие содержит множество заданий, способствующих усвоению данных грамматических категорий и выработке согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

Математика

Среди детей с расстройством аутистического спектра встречается большое количество тех, кто с легкостью выполняет вычисления различной сложности, однако наравне с ними есть и такие ученики, у кого отмечаются трудности выполнения арифметических действий даже на самом начальном уровне. При этом практически все дети сталкиваются с трудностями понимания грамматических конструкций при решении арифметических задач.

- Визуальный ряд чисел или линейка. Данный вид пособия целесообразно прикрепить в верхней части доски или на парту ученика.

- Специализированная линейка Абака. Такая линейка традиционно применяется для обучения счету и выполнению арифметических действий при обучении школьников по программе специальных(коррекционных) школ VIII вида. Однако данная линейка требует проведения дополнительного обучения по ее использованию.

- Нумикон. Это программа для обучения математическим навыкам детей дошкольного и школьного возраста, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. В процессе осуществления детьми различных действий с шаблонами у них формируется собственное представление о числах и величинах. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать паттерны (шаблоны), то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.

- Игровые пособия по закреплению состава числа. Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий.

- Игровые пособия по обучению сравнению чисел с помощью знаков. Для успешного сравнения чисел с помощью знаков необходима сформированность пространственных представлений, представление о количестве и т.д. Данные пособия помогают на практике понять схему выполнения данных заданий.

- Игровые пособия по обучению выполнению арифметических действий.Данные пособия опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на практике освоить понимание тех или иных математических заданий. Такие пособия могут применяться в виде игры со всем классом или предлагаться виде домашнего задания индивидуально для ребенка с расстройством аутистического спектра.

- Краткие записи и схемы. При анализе математических задач, очень важно научить детей составлять краткие записи и схемыих решения. Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить детей работать по заданному алгоритму и опираться на схему. Важно научить ребенка самостоятельному использованию таких визуальных пособий. Существует ряд специальных пособий по обучению детей решать задачи.

- Очень важно научить ребенка выделять опорные слова, с помощью которых проще решить задачу.

- Таблица умножения. При решении арифметических задач необходимо научить ребенка самостоятельно использовать таблицу умножения. Самое простое – научить использовать таблицу на обратной стороне тетради.

- Выполнение вычислений в столбик. Очень часто для успешного решения примеров требуется сразу, при переходе к вычислению двузначных чисел обучать выполнять действия в столбик. В начале обучения важно научить ребенка правильно располагать в пространстве десятки и единицы. Для этого можно использовать специальные таблицы и пособия.

- Калькулятор. Допустимо использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.

- Специализированные учебники. В ряде случаев для овладения индивидуальной программой по изучению математики могут использоваться учебники для специальных (коррекционных) учреждений I-II, VII, VIII вида. Большинство тем в данных учебниках идентичны темам в основной программе, однако материал представлен более схематично и наглядно.

- Математика. Подготовительный класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Алышева Т.В., Эк В.В. Можно применять при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе

- Математика. Подготовительный класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Хилько А.А. Пособие состоит из 3 частей. Можно применять при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе.

- Математика. Подготовительный класс по программе специальной (коррекционной) работы I вида. Сухова В.Б. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Можно применять при подготовке их к школе. Возможно применение на начальном этапе обучения в 1 классе.

- Математика. 1-2 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Алышева Т.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Система учебных заданий, представленная в учебнике, направлена не только на формирование у учащихся математических знаний и умений, но и на коррекцию их психофизического развития. Возможно применение в 1-2 классе начальной школы.

- Математика. 1-2 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Хилько А.А. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Пособия рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на формирование первоначальных математических понятий, состава числа и решения элементарных задач. Возможно применение в 1-2 классе начальной школы.

- Математика 3 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Эк В.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Возможно применение в 2-3 классе начальной школы. Пособие рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на отработку и закрепление счетных навыков в пределах 100, представлений и мерах времени, работе с именованными числами и решения задач, опирающихся на навыки социальной ориентации и представлений об окружающем мире учащихся.

- Математика 4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VIII вида. Перова М.Н. Пособие рекомендуется использовать, как источник дополнительных заданий направленных на отработку и закрепление навыков счета в пределах 1000 (4 арифметических действия), работы с именованными числами и решения задач, опирающихся на навыки социальной ориентации и представлений об окружающем мире учащихся.Возможно применение в 3-4 классе начальной школы.

- Математика и конструирование. Учебное пособие для 1 класса, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Белошистая А.В. В комплект входит тетрадь для выполнения письменных работ. Пособие создано специально для детей с трудностями усвоения математических знаний. Возможно применение в 1-2 классе начальной школы.

Дополнительные пособия. Данные пособия разрабатывались специально для детей с различными трудностями усвоения математических навыков. Такие пособия рекомендуются для организации работы дома, закрепления навыков и отработке пропущенного материала.

- «Школа умножения». Методика развития и коррекции внимания у детей 7-9 лет. Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. Методическое пособие может применяться при работе с учащимися 2 - 4 классов. Пособие включает описание комплекта учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности к планированию своих действий и контролю над ними, на материале таблицы умножения.

- «Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику». Т.В. Ахутина, Н.Г. Манелис, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева. Методическое пособие может применяться при подготовке к школе. Пособие направлено на подготовку учащихся к восприятию математических знаний и профилактике возможных трудностей при усвоении азов математики. Задания объединены увлекательным сюжетом.

Чтение

Адаптация текстовдля чтения,упрощение предложенийпоможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов. Очень часто для обеспечения успешности ученика необходимо заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

Для успешного освоения программного материала по устным предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней проработки. Предоставлениекраткого содержания параграфапоможет детям с трудностями концентрации внимания и низкой скоростью чтения успешно усвоить учебный материал.

Специализированные учебники.

- Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Учитывая сложность применяемого аналитико-синтетического метода для усвоения звуковой и графической системы языка умственно отсталыми детьми, параллельно вводится слоговой метод обучения грамоте, рассчитанный на запоминание слоговых образов с опорой на более сохранную механическую зрительную память школьников. Применяется при работе с учащимися при подготовке их к школе и на начальном этапе обучения чтению в 1 классе. В букваре употребляется высокочастотный словарь, маленькие тексты, доступные для понимания и пересказа учащимися со специфическими особенностями развития речи.

- Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Учебник насыщен картинным материалом, таблицами звуков, схемами слов и предложений. Система заданий Букваря обеспечивает поэтапность формирования навыков чтения, звуко-буквенного анализа, лексико-грамматического строя речи. Содержание учебника способствует развитию разговорной речи, мышления и наблюдательности школьников. Учебно-методический комплект дополняется альбомом для добукварных занятий, прописями и методическими рекомендациями для учителя. Возможно применение для подготовки к школе, а так же на начальном этапе в 1 классе начальной школы.

- Чтение 2-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Ильина С.Ю., Аксенова А.К. Наличие подготовительных упражнений, а также постепенное увеличение объёма читаемых текстов позволяет последовательно формировать основные качества навыка полноценного, сознательного чтения. Учебники организованы на основе принципа сезонно-тематического распределения материала. Возможно применение в 1-4 классе начальной школы.

- Чтение 3-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Возможно применение во 2-4 классе начальной школы.

- Чтение 2-4 класс, по программе специальной (коррекционной) работы VII вида. Воронкова В.В. Возможно применение в 1-4 классе начальной школы. Материал учебника удобен для восприятия, доступен для понимания и пересказа. Оформление учебника адекватно с точки зрения насыщенности зрительного материала; иллюстрации способствуют вызову эмоционального отклика у учащихся с расстройствами аутистического спектра.

- Дополнительное чтение. В целях автоматизации навыка чтения и работы над пониманием рекомендуется предлагать для домашней работы тексты, специально подготовленные для детей с трудностями обучения чтению.

- «Чтение». Т.И. Кондранина Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения. 1 класс. Применяется при работе с учащимися с расстройствами аутистического спектра при обучении в 1 - 2 классах на уроках чтения. В пособии используются разнообразные технологии обучения беглому, интонированному чтению, анализу и пониманию прочитанного. Пособие формирует навыки пересказа. Содержит множество занимательных заданий, связанных по смыслу с темой каждого урока.

- «Читаю сам» Книга для чтения детей с нарушением слуха. В 3 книгах. Корсунская Б.Д. "Читаю сам" - три сборника коротких иллюстрированных рассказов. Все тексты представляют собой маленькие завершенные сюжеты, с одной стороны, близкие жизненному опыту ребенка, а с другой - открывающие ему многообразие мира, законы взаимоотношений между людьми, формирующие в ребенке полноценную нравственную личность. Применяется при работе с учащимися с РАС при обучении в 1-3 классах на уроках чтения для детей, имеющих специфические трудности понимания текста и пересказа.

- «Я читаю» Рабочая тетрадь по чтении, в 3 частях. Виноградова Л.А. Пособие опубликовано в научно-популярном журнале «Аутизм и нарушения в развитии». Рабочая тетрадь создавалась и апробировалась при работе со школьниками с расстройством аутистического спектра. В пособии представлены адаптированные тексты, а так же вопросы и задания на понимание прочитанного.

- Пособия для чтения: «Тексты с хвостами», «Тексты с дырками», «Тексты с прятками» и т.д. от издательства «Карапуз». В книгах собраны простые тексты, вопросы и задания, а так же иллюстрации которые могут служить опорой для пересказа

Специальное оборудование

При этом каждое помещение должно быть оборудовано специальным оборудованием, специфичным для функционального назначения помещения:

- оборудование для игровой комнаты, укомплектованное в зависимости от возраста детей и их интересов;

- оборудование для комнаты релаксации: мягкая мебель, ковровое покрытие, аквариум, аудиооборудование (с набором дисков музыкальных и звуков природы);

- оборудование для двигательной зоны укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений детей;

- оборудование для места ожидания (стол, кресла, специальная литература, оборудование для просмотра тематических фильмов с набором фильмов).

Учебное пространство должно быть четко зонировано, по видам деятельности, в частность в классе должна быть учебная зона и зона отдыха, оборудованные

- стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, другие правила, расписания, схемы и т.п.;

- компьютерное оборудование класса (ПК, проектор, экран и т.п.);

- ширмы;

- мягкие маты и модули; стеллажи с книгами;

- игровой уголок;

6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с РАС

Применение специальных технических средств для ребенка с расстройствами аутистического спектра чаще всего не требуется, хотя бывают случаи, что ребенок не коммуницирует со взрослым иначе, как посредством компьютера. Или у него грубо замедлен темп выполнения письменных работ, и т.п. – в этом случае для обучения ребенка необходимо наличие персонального компьютера, или ноутбука.

Также важно умение использовать наглядные материалы, которые хорошо структурированы.

7. Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий для детей с РАС

Ведущие специалисты в области помощи детям с РАС считают, что психологическая поддержка в организации общения нужна не только ребенку с аутизмом, но и его обычным одноклассникам. Очень много зависит от их отношения к необычному ребенку. И если в младших классах оно определяется, прежде всего, позицией учителя (его настроенностью на помощь, уважением, стремлением подчеркнуть перед другими детьми достоинства странного ребенка), то в средней и старшей школе ситуация может измениться. Дети могут терять друзей, потому что общение с необычным ребенком подчас снижает статус в компании подростков. Надо сказать, что они тяжело переживают такие "предательства". (10).

В младшем и среднем школьном возрасте возможна оценка особенностей формирования межличностных отношений (Метод исследования межличностных отношений в группе детей с использованием ЦТО) и построение на ее основе групповой коррекционно-развивающей работы, направленной на принятие «особого» ребенка с РАС.

Важно понимать, что без специальной поддержки обычные дети в младшем подростковом возрасте могут быть очень жестоки к своим аутичным одноклассникам, например, могут специально провоцировать их аффективные реакции и использовать их для манипуляции учителями (срывать уроки и т.п.).

В старшем возрасте подростки обычно становятся менее агрессивными, но зато научаются стойко игнорировать аутичного ребенка: может возникнуть полная изоляция такого ученика, даже при его успешной реализации в рамках учебного стереотипа. В разговоре с попавшим в такую ситуацию ребенком обычно выявляются переживания одиночества, нереализованная потребность в дружеских отношениях со сверстниками…»

Работа со сверстниками ребенка (классом или минигруппой) предполагает методы групповой работы по формированию межличностных взаимодействий, занятия с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия.

Общие рекомендации по организации групповой коррекционной деятельности:

- необходимо, чтобы аутичный ребенок освоился в учебной обстановке, то есть знал, где лежат необходимые принадлежности, каков порядок работы, что делать и когда делать;

- перед любым видом коммуникации необходимо привлечь внимание учащегося, называя его по имени;

- необходимо использовать несложные высказывания.особенно это важно при выдаче инструкций и объяснений;

- нужно использовать наглядные материалы для новых слов и понятий.многие дети с расстройствами аутистического спектра больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой. можно сопровождать тексты фотографиями, символьными картинками, (особенно ключевые слова);

- предлагать задания нужно, насколько это возможно, наглядно и конкретно.это особенно важно при обучении новым понятиям и навыкам. иногда неплохо продемонстрировать ребенку примеры выполненных заданий, как использовать оборудование, или же подключить к ролевой игре взрослого для показа точного выполнения (что требуется сделать ребенку);

- необходимо проводить анализ заданий с точки зрения их выполнимости и объема внимания учащегося;

- необходимо использовать разные средства подачи задания.предъявляйте задания маленькими частями;

- задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме;

- необходимо избегать перегрузок в учебе и общении, помните о том, что любая работа в группе, общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с расстройством аутистического спектра;

- необходимо по возможности связывать задания с интересами учащегося;

- необходимо давать учащемуся время от времени возможность заниматься любимым делом в качестве поощрения за старания при выполнении заданий;

- учащийся должен знать, как дойти до необходимых мест занятий в школе – он должен знать наиболее короткий маршрут. Учащийся должен иметь определенное место.

Организация питания

Для детей с расстройствами аутистического спектра часто характерно стремление сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивление изменениям в жизни, в том числе в бытовой ее стороне, в сохранении собственных стереотипных интересов и стереотипных привычек и т.п.

Это часто становится причиной необходимости организовать возможность для ребенка питаться принесенной из дома пищей, а также возможность пользоваться одноразовой или личной посудой.

Медицинское сопровождение

Многим детям с аутистическими расстройствами необходимо сопровождение врача психиатра в учреждениях здравоохранения.

Литература

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-4 классе. — М.: Генезис, 2012

2. Гуськова А.В. Роль Модели психического» при решении мыслительных задач / Вопросы психологии - 2008

3. Заломаева Н.Б.Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам

. http://autist.narod.ru/p045.html

4. Как научить ребенка с аутизмом учиться. Практическое руководство для педагогов и специалистов образовательных учреждений. Составитель: Паллот Э.М. Пер. с англ. – Пермь, 2004

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2002

6. Лаврентьева Н.Б.Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению // Дефектология. — 2009. — № 1. — С. 33–44

7. Лаврентьева Н.Б. Обучение чтению детей с аутизмом: создание «Личного букваря» // Дефектология. — 2008. — № 6. — С. 45–53

8. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей — дошкольников // Дефектология. — 2008. — № 4. — С. 52–63; № 5. — С. 26–35

9. Лебедев В.А. Дидактические аспекты организации учебных занятийhttp://www.autism.ru/read.asp?id=96&vol=50

10. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990

11. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Аутичный ребенок: пути помощи М.: Теревинф, 1997

12. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение . Серия «Особый ребенок», М.6 Теревинф, 2005

13. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе Особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) - student2.ru М.: "Чистые пруды", 2006

14. Никольская О.С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. - М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998

15. Никольская О.С.Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1

16. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo

17. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л.
Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей
Сборник упражнений для специалистов и родителей
Издательство БелАПДИ - «Открытые двери», Минск, 1997

Содержание

Введение. Особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС

2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС

3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС

4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с РАС

5. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с РАС

6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с РАС

7. Методические рекомендации по проведению групповых коррекционных занятий.

8. Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с РАС

9.Методические рекомендации по обеспечению доступа детей с РАС в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Литература

Введение

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

В настоящее время развитие инклюзивного образования идет достаточно интенсивным темпом. В обычной общеобразовательной школе сегодня оказываются не толь

Наши рекомендации