Тема 5. КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ

Практическое занятие (2 час.)

Коллектив и личность: значение коллектива в жизнедеятельности человека и его развитии.

Эволюция и противоречивость представлений о роли коллектива в развитии человека и социализации его личности.

Типология коллективов по основаниям:

- по содержанию объединяющей деятельности,

- по внешне заданной функции,

- по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений,

- по юридически (социально) фиксированному статусу,

- по длительности функционирования.

Детский коллектив, его специфика, функции, педагогические и психологические признаки и структура.

Основные психолого-педагогические концепции коллектива.

Учение А.С. Макаренко о коллективе: сформулированные А.С. Макаренко законы и принципы жизнедеятельности воспитательных коллективов. Динамика развития коллектива (по А.С. Макаренко).

Основные положения концепции коллектива, разработанной Л.И. Новиковой, А.Т. Куракиным и др.

Теория поэтапного развития группы по Л.И. Уманскому.

Коллектив и неформальные группы.

Условия эффективности взаимодействия педагога с коллективом.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий детский коллектив и его влияние на формирования личности.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль коллектива в формировании и социализации личности.

2.2. Детский коллектив: функции, признаки и структура.

2.3. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива.

Тема 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ: СПОСОБЫ БЫТИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Практическое занятие (2 час.)

Деятельность как способ бытия человека и фактор его развития. Виды деятельности: классификации и функции. Важнейшие характеристики деятельности.

Структура человеческой деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Определение компонентов структуры. Общие закономерности развития деятельности (по В.В. Давыдову).

Условия эффективности деятельности: субъективные и объективные (организационные, средовые, ресурсные).

Общение как фактор развития человека. Функции общения. Сферы и субъекты общения. Виды общения: классификация по основаниям: состав участников; степень опосредованности; продолжительность.

Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения.

Педагогическое общение: специфика и условия эффективности.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий формирующий потенциал деятельности и общения и условия эффективности их осуществления.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль и основные характеристики деятельности как фактора формирования и социализации личности.

2.2. Роль и основные характеристики межличностного общения как фактора формирования и социализации личности.

2.3. Педагогическое общение: специфика феномена, условия обеспечения эффективности его реализации.

Тема 7. ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Лекция (2 час.)

Сущность воспитания и его роль в формировании личности (воспитание в широком социальном смысле, широком и узком педагогическом значении). Место воспитания в системе факторов развития и социализации человека.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых: характеристика определения.

Движущие силы воспитания. Общие закономерности и принципы воспитания.

Структура воспитания как педагогического явления, характеристика компонентов структуры, отражающих реализуемые функции (аналитическую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, организаторскую, контрольно-оценочную)..

Учет половозрастных и индивидуальных особенностей человека и развития его личности. Возрастная периодизация. Акселерация.

Девочка – девушка, мальчик – подросток – юноша: специфика развития и социализации. Гендерно обусловленная неравномерность развития.

Наши рекомендации