Тема 5. КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ
Практическое занятие (2 час.)
Коллектив и личность: значение коллектива в жизнедеятельности человека и его развитии.
Эволюция и противоречивость представлений о роли коллектива в развитии человека и социализации его личности.
Типология коллективов по основаниям:
- по содержанию объединяющей деятельности,
- по внешне заданной функции,
- по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений,
- по юридически (социально) фиксированному статусу,
- по длительности функционирования.
Детский коллектив, его специфика, функции, педагогические и психологические признаки и структура.
Основные психолого-педагогические концепции коллектива.
Учение А.С. Макаренко о коллективе: сформулированные А.С. Макаренко законы и принципы жизнедеятельности воспитательных коллективов. Динамика развития коллектива (по А.С. Макаренко).
Основные положения концепции коллектива, разработанной Л.И. Новиковой, А.Т. Куракиным и др.
Теория поэтапного развития группы по Л.И. Уманскому.
Коллектив и неформальные группы.
Условия эффективности взаимодействия педагога с коллективом.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий детский коллектив и его влияние на формирования личности.
2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Роль коллектива в формировании и социализации личности.
2.2. Детский коллектив: функции, признаки и структура.
2.3. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива.
Тема 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ: СПОСОБЫ БЫТИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Практическое занятие (2 час.)
Деятельность как способ бытия человека и фактор его развития. Виды деятельности: классификации и функции. Важнейшие характеристики деятельности.
Структура человеческой деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Определение компонентов структуры. Общие закономерности развития деятельности (по В.В. Давыдову).
Условия эффективности деятельности: субъективные и объективные (организационные, средовые, ресурсные).
Общение как фактор развития человека. Функции общения. Сферы и субъекты общения. Виды общения: классификация по основаниям: состав участников; степень опосредованности; продолжительность.
Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения.
Педагогическое общение: специфика и условия эффективности.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий формирующий потенциал деятельности и общения и условия эффективности их осуществления.
2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Роль и основные характеристики деятельности как фактора формирования и социализации личности.
2.2. Роль и основные характеристики межличностного общения как фактора формирования и социализации личности.
2.3. Педагогическое общение: специфика феномена, условия обеспечения эффективности его реализации.
Тема 7. ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Лекция (2 час.)
Сущность воспитания и его роль в формировании личности (воспитание в широком социальном смысле, широком и узком педагогическом значении). Место воспитания в системе факторов развития и социализации человека.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых: характеристика определения.
Движущие силы воспитания. Общие закономерности и принципы воспитания.
Структура воспитания как педагогического явления, характеристика компонентов структуры, отражающих реализуемые функции (аналитическую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, организаторскую, контрольно-оценочную)..
Учет половозрастных и индивидуальных особенностей человека и развития его личности. Возрастная периодизация. Акселерация.
Девочка – девушка, мальчик – подросток – юноша: специфика развития и социализации. Гендерно обусловленная неравномерность развития.