Тема: Коллектив как фактор социализации и воспитания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание)

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внутренние факторы развития человека.

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль наследственности в развитии человека.

2.2. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.

2.3. Буржуазные и отечественные концепции саморазвития (самообразования и самовоспитания) человека.

3. Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу самовоспитания, учитывая реальные результаты самоанализа. При выполнении задания рекомендуется руководствоваться установками задания №6 (с.113) учебного пособия В.И. Смирнова «Общая педагогика».

Литература к практическому занятию по теме:

Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание)

Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980.

Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М.,1998.

Блонский П.П. Педология. М., 1999.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1998.

Донцов И А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М., 1984.

Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983.

Жданов Н.В. Педагогическая генетика: Учеб. пособие. Киров, 1994.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1996.

Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М., 2001.

Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. Екатеринбург, 2001.

Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. М., 1991.

Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Влияние семьи на развитие человека и формирова­ние его личности

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внешние факторы развития человека и формирования его личности.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль среды в формировании и социализации личности.

2.2. Специфика формирующего влияния современной российской семьи.

2.3. Стили родительского поведения и тактики воспитания ребёнка в семье.

3. Подготовка в тезисной форме проекта программы «Содержание взаимодействия школы и семьи».

Литература к практическому занятию по теме:

Влияние семьи на развитие человека и формирова­ние его личности. (2 часа)

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями. Зачем? Как?. М., 1993.

Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. М., 1984.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.

Гребенников И. В. Школа и семья. М., 1985.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.,1991.

Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985.

Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1996.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. СПб., 1915.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– на­чала XX в.). М., 1994.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Макаренко А. С. Книга для родителей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 5. М., 1985.

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. М., 1984.

Никитина Л.А., Соколова Ж.С. Родители XXI века. М., 1997.

Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект развития. М., 1999.

Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

Положение о семейном (домашнем) образовании в Российской Федерации// Частная школа. 1994. №4.

Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1981.

Феминология. Семьеведение. М., 1996.

Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. 2-е изд., испр. М., 1985.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Коллектив как фактор социализации и воспитания

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий детский коллектив и его влияние на формирования личности.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль коллектива в формировании и социализации личности.

2.2. Детский коллектив: функции, признаки и структура.

2.3. Разнообразие подходов в современной отечественной педагогике к оценке роли и воспитательного потенциала коллектива.

Литература к практическому занятию по теме:

«Коллектив как фактор социализации и воспитания»

Гребенкина Л.К. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие. М., 2010.

Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

Донцов А.И. Психология коллектива. М.,1987.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1990.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.

Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.

Кульневич С. В., Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов н/Д., 2001.

Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1981.

Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. М.,1984. Т.3.

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1982.

Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983.

Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. М., 2004.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988.

Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М., 1978.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 2000.

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: теоретико-методологический аспект Л., 1990.

Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., 1990.

Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе., перераб., испр. и доп. М., 2003.

Сокольников Ю.П. Воспитательная система. М., 2001.

Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. М., 1989.

Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.

Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

Фетискин Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4-х книгах. М., 2000.

Наши рекомендации