Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Факультет: СГИ
Учебно-тематический план курса «Общая педагогика»
Название раздела, темы | Распределение часов | |||||
Трудоемкость | Аудитор. занятия. | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практич. занятия | |||||
1 курс 2 семестр | ||||||
Предмет и задачи педагогики | — | |||||
Источники и факторы развития человека и формирования его личности | ||||||
Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание) | ||||||
Влияние семьи на развитие и воспитание человека | ||||||
Коллектив как фактор социализации и воспитания | ||||||
Деятельность и общение: способы бытия и факторы развития человека | ||||||
Воспитание как фактор социализации личности | ||||||
Педагогический процесс: общая характеристика | ||||||
Структура педагогического процесса | ||||||
Цели, задачи и содержание педагогического процесса | ||||||
Документы, отражающие содержание педагогического процесса и их характеристика | ||||||
Формы, методы педагогического процесса, педагогические технологии: общая характеристика | ||||||
Система отечественного образования: состояние, тенденции развития | ||||||
Решение практических задач на тему: «Семья и семейные отношения: их влияние на воспитание растущего человека» | ||||||
15. | Решение практических задач на тему: «Ученик в системе коллективных отношений: позитивный и негативный опыт» | |||||
16. | Решение практических задач на тему: «Педагогические воздействия и педагогическое взаимодействие: позитивный и негативный опыт» | |||||
Интегрированный зачет по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли | ||||||
Всего в часах: |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Лекция (2 час.)
Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика – наука о воспитании.
Становление и развитие педагогики – донаучный и научный периоды ее развития.
Объект и предмет педагогики в современном понимании.
Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика.
Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания.
Категориально-понятийный аппарат педагогики, обусловленность его обновления процессами развития педагогической науки и практики.
Педагогическая наука и педагогическая практика.
Тема 2. ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ
Лекция (2 час.)
Человек – индивид – индивидуальность – личность: характеристика понятий.
Развитие – формирование – социализация – воспитание – образование – обучение – Самообразование – самовоспитание.
Биологическое и социальное в развитии человека, формировании его личности.
Процесс развития личности.
Общая характеристика движущих сил, основных закономерностей и факторов развития человека.
Диагностика развития.
Возрастная периодизация (по Д.Е. Эльконину).
Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Практическое занятие (2 час.)
Наследственность и развитие. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.
Роль нервной системы, органов чувств и сенсорного воспитания в развитии человека. Игра в жизни ребенка, ее психологическая природа, ее значение для физического и психического развития.
Самовоспитание: зарубежные и отечественные концепции саморазвития человека.
Возрастные уровни самовоспитания. Основные мотивы самовоспитания на разных этапах его осуществления.
Структура процесса самовоспитания. Способы самовоспитания.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внутренние факторы развития человека.
2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Роль наследственности в развитии человека.
2.2. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.
2.3. Буржуазные и отечественные концепции саморазвития (самообразования и самовоспитания) человека.
3. Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу самовоспитания, учитывая реальные результаты самоанализа. При выполнении задания рекомендуется руководствоваться установками задания №6 (с.113) учебного пособия В.И. Смирнова «Общая педагогика».
Тема 10. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Практическое занятие (2 час.)
Цели образования. Задачи образования. Цели образования в зарубежной педагогике.
Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования.
Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.
Таксономия целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез.
Содержание педагогического процесса.
Основные принципы и критерии отбора содержания образования.
Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период.
Фундаментализация образования.
Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, раскрывающий проблемы, отраженные в содержании практического занятия.
2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Структура, закономерности и принципы построения педагогического процесса.
2.2. Учитель, его функции и современные требования к нему.
2.3. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.
3. Разработка проекта, представляющего собой свод правил построения оптимальной структуры и условий педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса.
Тема 11. ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Практическое занятие (2 час.)
Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе.
Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура.
Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий нормативно-методическиедокументы,отражающие содержание образования.
2. Ознакомиться с государственными образовательными стандартами общего (первого и второго [проект] поколений) высшего профессионального образования по избранному направлению и профилю подготовки (второго и третьего поколений).
3. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы докладов:
3.1. Структура и содержание государственных образовательных стандартов общего образования 2000 г. и 2011 г. (проект): сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.
3.2. Структура и содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального (педагогического) образования первое, второе и третье поколение: сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.
4. Разработка проекта учебного плана инновационной школы, создателями которой будут студенты группы.
Тема 13. СИСТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Практическое занятие (2 час.)
Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции.
Современная российская система образования, программа и условия ее реализации. Научно-технический прогресс и воспитание человека. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Стабильность и динамичность школы как образовательной системы.
Современные подходы к организации управления образованием. Управление развитием образовательных систем.
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий систему отечественного образования, ее состояние и тенденции развития .
2. Внимательно ознакомиться с текстом проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», учитывая, что вопросы по Закону будут вынесены на зачет.
3. Подготовить доклады для выступления на практическом занятии. Темы докладов:
3.1. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции.
3.2. Система образования в современной России: достоинства, недостатки, резервы и тенденции развития.
3.3. Современные подходы к организации управления образованием: достоинства и недостатки.
Содержание заданий экспресс-опросов по курсу «Общая педагогика»
Учебное занятие №1
Письменный экспресс-опрос (по ключевым для общей педагогики проблемам, изученным при освоении студентами курса «Общая психология»).
Студентам предлагается дать определение понятий:
1) человек, индивид, индивидуальность, личность,
2) развитие, формирования, социализация;
3) назвать компоненты структуры личности.
Учебное занятие №2
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается дать определение понятий:
1) педагогика, ее объект, предмет и функции;
2) образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание;
3) назвать основные отрасли педагогической науки.
Учебное занятие №3
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается назвать:
1) основные движущие силы и закономерности развития человека;
2) перечислить факторы развития человека и
3) факторы формирования его личности.
Учебное занятие №4
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается охарактеризовать:
1) роль наследственности в развитии человека;
2) роль самовоспитания в формировании его личности;
3) мотивы и способы самовоспитания.
Учебное занятие №5
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается охарактеризовать:
1) функции и типологию семей;
2) основные факторы формирующего влияния семьи;
3) стили родительского поведения.
Учебное занятие №6
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1)назвать основные макро- и мезофакторы, определяющие формирование и социализацию личности:
2) охарактеризовать основные факторы и особенности формирующего влияния семьи;
3) перечислить известные студентам психолого-педагогические концепции коллектива.
Учебное занятие №7
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) назвать виды деятельности в подростковом и юношеском возрасте;
2) охарактеризовать функции и структуру общения;
3) охарактеризовать условия эффективности педагогического общения.
Учебное занятие №8
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать движущие силы воспитания;
2) охарактеризовать основные принципы воспитания;
3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.
Учебное занятие №9
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать движущие силы воспитания;
2) охарактеризовать основные принципы воспитания;
3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.
Учебное занятие №10
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) представить в виде схемы структуру педагогического процесса;
2) назвать и кратко охарактеризовать основные функции педагогического процесса;
3) охарактеризовать основные компоненты субъектности педагога.
Учебное занятие №11
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать цели образования в российской школе, их варианты в процессе исторической эволюции;
2) охарактеризовать формальный и материальный подходы к отбору содержания образования;
3) охарактеризовать понятия: фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация содержания образования.
Учебное занятие №12
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать структуру государственного образовательного стандарта и ее компоненты;
2) представить в виде схемы структуру учебного плана общеобразовательной школы;
3) охарактеризовать структуру программы учебной дисциплины и основные требования к ней.
Учебное занятие №13
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается дать определения понятиям:
1) формы организации педагогического процесса (назвать формы организации обучения);
2) методы педагогического процесса (назвать методы стимулирования в воспитании;
3) охарактеризовать сущность понятия «педагогическая технология», назвать признаки педагогической технологии.
Учебное занятие №14
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) охарактеризовать специфику формирующего влияния семьи;
2) охарактеризовать особенности влияния материально-бытовых условий семьи на воспитание ребенка;
3) охарактеризовать роль представителей старшего поколения семьи, старших и младших братьев и сестер в формировании личности ребенка.
Учебное занятие №15
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) Назвать основные условия обеспечения сплоченности детского коллектива;
2) Кратко охарактеризовать роль принципов самодеятельности, романтики и игры в жизнедеятельности детского коллектива;
3) Назвать условия конструктивного взаимодействия ученического коллектива и классного руководителя.
Учебное занятие №16
Письменный экспресс-опрос.
Студентам предлагается:
1) Назвать основные способы (методы) педагогического воздействия;
2) Кратко охарактеризовать стили взаимодействия педагога и воспитанников;
3) Оценить педагогические последствия применения воспитателем исключительного авторитарного стиля во взаимоотношениях с учениками.
Факультет: СГИ
Учебно-тематический план курса «Общая педагогика»
Название раздела, темы | Распределение часов | |||||
Трудоемкость | Аудитор. занятия. | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практич. занятия | |||||
1 курс 2 семестр | ||||||
Предмет и задачи педагогики | — | |||||
Источники и факторы развития человека и формирования его личности | ||||||
Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание) | ||||||
Влияние семьи на развитие и воспитание человека | ||||||
Коллектив как фактор социализации и воспитания | ||||||
Деятельность и общение: способы бытия и факторы развития человека | ||||||
Воспитание как фактор социализации личности | ||||||
Педагогический процесс: общая характеристика | ||||||
Структура педагогического процесса | ||||||
Цели, задачи и содержание педагогического процесса | ||||||
Документы, отражающие содержание педагогического процесса и их характеристика | ||||||
Формы, методы педагогического процесса, педагогические технологии: общая характеристика | ||||||
Система отечественного образования: состояние, тенденции развития | ||||||
Решение практических задач на тему: «Семья и семейные отношения: их влияние на воспитание растущего человека» | ||||||
15. | Решение практических задач на тему: «Ученик в системе коллективных отношений: позитивный и негативный опыт» | |||||
16. | Решение практических задач на тему: «Педагогические воздействия и педагогическое взаимодействие: позитивный и негативный опыт» | |||||
Интегрированный зачет по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли | ||||||
Всего в часах: |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
Лекция (2 час.)
Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика – наука о воспитании.
Становление и развитие педагогики – донаучный и научный периоды ее развития.
Объект и предмет педагогики в современном понимании.
Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика.
Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания.
Категориально-понятийный аппарат педагогики, обусловленность его обновления процессами развития педагогической науки и практики.
Педагогическая наука и педагогическая практика.
Тема 2. ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ
Лекция (2 час.)
Человек – индивид – индивидуальность – личность: характеристика понятий.
Развитие – формирование – социализация – воспитание – образование – обучение – Самообразование – самовоспитание.
Биологическое и социальное в развитии человека, формировании его личности.
Процесс развития личности.
Общая характеристика движущих сил, основных закономерностей и факторов развития человека.
Диагностика развития.
Возрастная периодизация (по Д.Е. Эльконину).