Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Факультет: СГИ

Учебно-тематический план курса «Общая педагогика»

  Название раздела, темы Распределение часов
Трудоемкость Аудитор. занятия. Виды занятий Самост. работа
Лекции Практич. занятия
1 курс 2 семестр
Предмет и задачи педагогики  
Источники и факторы развития человека и форми­рования его личности  
Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание)  
Влияние семьи на развитие и воспита­ние человека  
Коллектив как фактор социализации и воспитания  
Деятельность и общение: способы бы­тия и факторы развития человека  
Воспитание как фактор социализации личности  
Педагогический процесс: общая харак­теристика  
Структура педагогического процесса  
Цели, задачи и содержание педагогиче­ского процесса  
Документы, отражающие содержание педагогического процесса и их характе­ристика  
Формы, методы педагогического про­цесса, педагогические технологии: об­щая характеристика  
Система отечественного образования: состояние, тенденции развития  
Решение практических задач на тему: «Семья и семейные отношения: их влияние на воспитание растущего чело­века»  
15. Решение практических задач на тему: «Ученик в системе коллективных отно­шений: позитивный и негативный опыт»  
16. Решение практических задач на тему: «Педагогические воздействия и педаго­гическое взаимодействие: позитивный и негативный опыт»  
  Интегрированный зачет по общей педа­гогике, истории образования и педаго­гической мысли      
  Всего в часах:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Лекция (2 час.)

Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика – наука о воспитании.

Становление и разви­тие педагогики – донаучный и научный периоды ее развития.

Объект и предмет педагогики в современном понимании.

Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их харак­теристика.

Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания.

Категориально-понятий­ный аппарат педагогики, обусловленность его обновления процессами развития педагогической науки и практики.

Педагогическая наука и педагогическая практика.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИ­РОВАНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ

Лекция (2 час.)

Человек – индивид – индивидуальность – личность: характеристика понятий.

Развитие – формирование – социализация – воспитание – образование – обучение – Самообразование – самовоспитание.

Биологическое и социальное в развитии человека, формировании его личности.

Процесс развития личности.

Общая характеристика движущих сил, основных закономерностей и факторов развития че­ловека.

Диагностика развития.

Возрастная периодизация (по Д.Е. Эльконину).

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Практическое занятие (2 час.)

Наследственность и развитие. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.

Роль нервной системы, органов чувств и сенсорного воспитания в развитии человека. Игра в жизни ребенка, ее психологическая природа, ее значение для физического и психического развития.

Самовоспитание: зарубежные и отечественные концепции саморазвития человека.

Возрастные уровни самовоспитания. Основные мотивы самовоспитания на разных этапах его осуществления.

Структура процесса самовоспитания. Способы самовоспитания.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий внутренние факторы развития человека.

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Роль наследственности в развитии человека.

2.2. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.

2.3. Буржуазные и отечественные концепции саморазвития (самообразования и самовоспитания) человека.

3. Опираясь на рекомендации, представленные в учебной и научной литературе, составить программу самовоспитания, учитывая реальные результаты самоанализа. При выполнении задания рекомендуется руководствоваться установками задания №6 (с.113) учебного пособия В.И. Смирнова «Общая педагогика».

Тема 10. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Практическое занятие (2 час.)

Цели образования. Задачи образования. Цели образования в зарубежной педагогике.

Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современ­ные концепции целей и содержания образования.

Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.

Таксономия целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез.

Содержание педагогического процесса.

Основные принципы и критерии отбора содержания образования.

Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период.

Фундаментализация образования.

Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, раскрывающий проблемы, отраженные в содержании практического занятия.

2. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Структура, закономерности и принципы построения педагогического процесса.

2.2. Учитель, его функции и современные требования к нему.

2.3. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.

3. Разработка проекта, представляющего собой свод правил построения оптимальной структуры и условий педагогического взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Тема 11. ДОКУМЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Практическое занятие (2 час.)

Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе.

Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура.

Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий нормативно-методическиедокументы,отражающие содержание образования.

2. Ознакомиться с государственными образовательными стандартами общего (первого и второго [проект] поколений) высшего профессионального образования по избранному направлению и профилю подготовки (второго и третьего поколений).

3. Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы докладов:

3.1. Структура и содержание государственных образовательных стандартов общего образования 2000 г. и 2011 г. (проект): сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.

3.2. Структура и содержание государственных образовательных стандартов высшего профессионального (педагогического) образования первое, второе и третье поколение: сравнительная характеристика, отражающая тенденции развития содержания образования.

4. Разработка проекта учебного плана инновационной школы, создателями которой будут студенты группы.

Тема 13. СИСТЕМА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Практическое занятие (2 час.)

Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и регио­нальные направления и тенденции.

Современная российская система образования, программа и условия ее реализации. Научно-технический прогресс и воспитание человека. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Стабильность и динамичность школы как образовательной системы.

Современные подходы к организации управления об­разованием. Управление развитием образовательных систем.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, характеризующий систему отечественного образования, ее состояние и тенденции развития .

2. Внимательно ознакомиться с текстом проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», учитывая, что вопросы по Закону будут вынесены на зачет.

3. Подготовить доклады для выступления на практическом занятии. Темы докладов:

3.1. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и регио­нальные направления и тенденции.

3.2. Система образования в современной России: достоинства, недостатки, резервы и тенденции развития.

3.3. Современные подходы к организации управления об­разованием: достоинства и недостатки.

Содержание заданий экспресс-опросов по курсу «Общая педагогика»

Учебное занятие №1

Письменный экспресс-опрос (по ключевым для общей педагогики проблемам, изученным при освоении студентами курса «Общая психология»).

Студентам предлагается дать определение понятий:

1) человек, индивид, индивидуальность, личность,

2) развитие, формирования, социализация;

3) назвать компоненты структуры личности.

Учебное занятие №2

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается дать определение понятий:

1) педагогика, ее объект, предмет и функции;

2) образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание;

3) назвать основные отрасли педагогической науки.

Учебное занятие №3

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается назвать:

1) основные движущие силы и закономерности развития человека;

2) перечислить факторы развития человека и

3) факторы формирования его личности.

Учебное занятие №4

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается охарактеризовать:

1) роль наследственности в развитии человека;

2) роль самовоспитания в формировании его личности;

3) мотивы и способы самовоспитания.

Учебное занятие №5

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается охарактеризовать:

1) функции и типологию семей;

2) основные факторы формирующего влияния семьи;

3) стили родительского поведения.

Учебное занятие №6

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1)назвать основные макро- и мезофакторы, определяющие формирование и социализацию личности:

2) охарактеризовать основные факторы и особенности формирующего влияния семьи;

3) перечислить известные студентам психолого-педагогические концепции коллектива.

Учебное занятие №7

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) назвать виды деятельности в подростковом и юношеском возрасте;

2) охарактеризовать функции и структуру общения;

3) охарактеризовать условия эффективности педагогического общения.

Учебное занятие №8

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать движущие силы воспитания;

2) охарактеризовать основные принципы воспитания;

3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.

Учебное занятие №9

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать движущие силы воспитания;

2) охарактеризовать основные принципы воспитания;

3) охарактеризовать особенности воспитания детей разного пола.

Учебное занятие №10

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) представить в виде схемы структуру педагогического процесса;

2) назвать и кратко охарактеризовать основные функции педагогического процесса;

3) охарактеризовать основные компоненты субъектности педагога.

Учебное занятие №11

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать цели образования в российской школе, их варианты в процессе исторической эволюции;

2) охарактеризовать формальный и материальный подходы к отбору содержания образования;

3) охарактеризовать понятия: фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

Учебное занятие №12

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать структуру государственного образовательного стандарта и ее компоненты;

2) представить в виде схемы структуру учебного плана общеобразовательной школы;

3) охарактеризовать структуру программы учебной дисциплины и основные требования к ней.

Учебное занятие №13

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается дать определения понятиям:

1) формы организации педагогического процесса (назвать формы организации обучения);

2) методы педагогического процесса (назвать методы стимулирования в воспитании;

3) охарактеризовать сущность поня­тия «педагогическая технология», назвать признаки педагогической технологии.

Учебное занятие №14

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) охарактеризовать специфику формирующего влияния семьи;

2) охарактеризовать особенности влияния материально-бытовых условий семьи на воспитание ребенка;

3) охарактеризовать роль представителей старшего поколения семьи, старших и младших братьев и сестер в формировании личности ребенка.

Учебное занятие №15

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) Назвать основные условия обеспечения сплоченности детского коллектива;

2) Кратко охарактеризовать роль принципов самодеятельности, романтики и игры в жизнедеятельности детского коллектива;

3) Назвать условия конструктивного взаимодействия ученического коллектива и классного руководителя.

Учебное занятие №16

Письменный экспресс-опрос.

Студентам предлагается:

1) Назвать основные способы (методы) педагогического воздействия;

2) Кратко охарактеризовать стили взаимодействия педагога и воспитанников;

3) Оценить педагогические последствия применения воспитателем исключительного авторитарного стиля во взаимоотношениях с учениками.

Факультет: СГИ

Учебно-тематический план курса «Общая педагогика»

  Название раздела, темы Распределение часов
Трудоемкость Аудитор. занятия. Виды занятий Самост. работа
Лекции Практич. занятия
1 курс 2 семестр
Предмет и задачи педагогики  
Источники и факторы развития человека и форми­рования его личности  
Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание)  
Влияние семьи на развитие и воспита­ние человека  
Коллектив как фактор социализации и воспитания  
Деятельность и общение: способы бы­тия и факторы развития человека  
Воспитание как фактор социализации личности  
Педагогический процесс: общая харак­теристика  
Структура педагогического процесса  
Цели, задачи и содержание педагогиче­ского процесса  
Документы, отражающие содержание педагогического процесса и их характе­ристика  
Формы, методы педагогического про­цесса, педагогические технологии: об­щая характеристика  
Система отечественного образования: состояние, тенденции развития  
Решение практических задач на тему: «Семья и семейные отношения: их влияние на воспитание растущего чело­века»  
15. Решение практических задач на тему: «Ученик в системе коллективных отно­шений: позитивный и негативный опыт»  
16. Решение практических задач на тему: «Педагогические воздействия и педаго­гическое взаимодействие: позитивный и негативный опыт»  
  Интегрированный зачет по общей педа­гогике, истории образования и педаго­гической мысли      
  Всего в часах:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Лекция (2 час.)

Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика – наука о воспитании.

Становление и разви­тие педагогики – донаучный и научный периоды ее развития.

Объект и предмет педагогики в современном понимании.

Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их харак­теристика.

Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания.

Категориально-понятий­ный аппарат педагогики, обусловленность его обновления процессами развития педагогической науки и практики.

Педагогическая наука и педагогическая практика.

Тема 2. ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИ­РОВАНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ

Лекция (2 час.)

Человек – индивид – индивидуальность – личность: характеристика понятий.

Развитие – формирование – социализация – воспитание – образование – обучение – Самообразование – самовоспитание.

Биологическое и социальное в развитии человека, формировании его личности.

Процесс развития личности.

Общая характеристика движущих сил, основных закономерностей и факторов развития че­ловека.

Диагностика развития.

Возрастная периодизация (по Д.Е. Эльконину).

Наши рекомендации