Понятие тревожности и причины её возникновения
Во всем многообразии представлений о сущности и природе тревожности следует выделить несколько направлений.
Представители психодинамического направления (М. Кляйн, А.Фрейд, З. Фрейд) предполагают, что тревожность является осознанным переживанием, с которым связано возрастание умения обращаться с опасностью путем борьбы или избегания. При этом наличие устойчивой тревожности связано со сложившимися ригидными защитными механизмами личности.[10]
Другое направление – когнитивно-поведенческое – связано с исследованиями тревожности и страха в рамках теории научения (Дж. Вольпе, И.Г. Сарасон, Д. Тейлор, Д. Уотсон и др.).[11]
Было установлено, что тревожность, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретает качества стойких образований, с трудом поддающихся изменениям путем переучивания. Источником социально-ситуационной тревоги является опыт, то есть определенный тип эмоциональных реакций, приобретенный ранее в аналогичных либо других по содержанию, но столь же значимых ситуациях. Часть таких реакций может способствовать успешности в достижении целей, другие, актуализируя переживания некомпетентности, низкой самооценки, беспомощности, стимулируют реакцию избегания, что приводит к возрастанию эмоциональной напряженности и соответственно к закреплению тревожных реакций и форм избегающего поведения.
Теоретический анализ психологической литературы позволяет отметить, что подходы к изучению феномена расходятся уже на этапе определения понятия «тревожности».
Наиболее важной проблемой, с точки зрения отдельных авторов, является дифференциация понятий: тревоги как состояния и тревожности как устойчивого образования[12] (В.Р. Кисловская, Ю.Л. Ханин, и др.); тревожности как переживания неопределенной угрозы и страха как реакции на конкретную, определенную реальную опасность (Ю.А. Ханин, др.); тревожности и стресса (Г. Селье); тревожности личностной (представляющей собой относительно постоянную склонность к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги) и ситуативной (рассматриваемой как беспокойство, вызванное реально или потенциально угрожающими ситуациями) (Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан и др.).[13]
Отмечается, что эпизодическое состояние тревоги, связанное с ощущением дискомфорта и ожидания неблагополучия, может преобразоваться в индивидуально-психологическую особенность личности – тревожность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги.
Кроме того, большинство авторов придерживается мнения о том, что тревога, зарождаясь уже в дошкольном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств к подростковому возрасту становится относительно устойчивой личностной характеристикой (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров и др.)[14] Каждое из этих направлений рассматривает лишь определенную грань феномена тревожности, что порождает некоторую узость в его понимании. В современный период важной тенденцией является рассмотрение тревожности в единстве когнитивных, эмоциональных и поведенческих переменных, что позволяет представить ее как сложное, многокомпонентное психологическое явление.
В 50-х годах XX столетия известный психолог Кэттелл сформулировал концепцию о двух видах тревожности[15]:
¾ тревоги как состояния
¾ тревожности как личностного свойства.
Рассмотрим сущность этих двух проявлений: тревоги и тревожности.
Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Страх является ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги.[16]
Первым понятия «тревога» и «страх» предложил различать З.Фрейд, отмечая, что тревога «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как страх указывает как раз на объект».[17] Многие ученые и исследователи, занимавшиеся проблемой тревоги, – например, Фрейд, Гольдштейн и Хорни, – согласно утверждают, что тревога является расплывчатым опасением и что главное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх представляет собой реакцию на конкретную опасность, в то время как объектом тревоги является опасность "лишенная объекта".[18]
Среди возможных причин тревоги называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями и многое другое.
У З. Фрейда было три теории тревоги:
- согласно первой, тревога является проявлением вытесненного либидо;
- вторая - рассматривала её как повторное переживание рождения;
- третья, которую можно рассматривать как окончательную психоаналитическую теорию тревоги, говорит о наличии двух видов тревоги.
Согласно третей теории Фрейда о тревоге существует первичная и сигнальная тревога. Каждый из этих видов есть ответ «эго» на возрастание инстинктного или эмоционального напряжения. При этом сигнальная тревога - есть сторожевой механизм, предупреждающий «эго» о надвигающейся угрозе его равновесию, а первичная тревога - эмоция, сопровождающая распад «эго». Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность «эго» принять меры предосторожности (защита), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности. Первичная тревога свидетельствует о неудаче защиты и проявляется в кошмарах.[19]
Другой известный психоаналитик, О. Ранк был в течение долгого времени одним из ближайших сотрудников Фрейда. Психотерапия Ранка была направлена на преодоление воспоминаний об «ужасе рождения». В своей книге "Травма рождения" (1923) он утверждал, что основным источником тревоги является травма рождения (и вызванный ею страх), которую получает каждый человек в момент появления на свет и отделения от матери. Согласно его концепции, из-за блокировки воспоминаний об этом страхе возникает внутриличностный конфликт, а стремление человека к безопасному, слитному с матерью состоянию, сублимируется в различных видах деятельности.[20]
Сёрен Кьёркегор убежден, что "тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека".[21] Свобода – это цель развития личности; с психологической точки зрения, "благо – это свобода". Свобода для Кьеркегора есть возможность. Последнее качество прямо связано с духовным аспектом человека; в самом деле, если мы заменим в работах Сёрена Кьеркегора слово "дух" на слово "возможность", мы не исказим смысла его философии. Отличительная черта человека, отделяющая его ото всех других животных, заключается в том, что человек обладает возможностями и способен эти возможности осознавать. Согласно Сёрена Кьеркегору, человека постоянно манят к себе возможности, он думает о возможностях, он их себе воображает и способен в творческом акте претворить возможность в реальность.
Свобода несет с собой тревогу. Тревога, по словам Сёрена Кьеркегора, – это состояние человека, сталкивающегося со своей свободой. Он даже утверждает, что тревога есть "возможность свободы". Когда бы человек ни представлял себе возможности, в тот же момент потенциально присутствует и тревога. Тревога всегда сопровождает осуществление возможностей. Кьёркегор думает, что чем больше у человека возможностей (или творческих способностей), тем больше он может испытывать тревоги. Возможность ("Я могу") становится реальностью, а между первым и вторым обязательно лежит тревога. "Возможность означает, что я могу. В логических системах мысли часто говорится о превращении возможности в реальность. Но фактически все обстоит не так просто. Между первым и вторым лежит один решающий момент. Это – тревога...".[22]
В своей работе К.Хорни отмечает, что тревога обозначает эмоциональную реакцию на опасность, которая может сопровождаться физическими ощущениями. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическая тревога и психологическая тревога. (Хорни К.,2002, 56 с.)
Физиологическая связана со стремлением человека удовлетворить свои насущные потребности - в еде, питье, комфорте. Однако со временем, если эти потребности удовлетворяются, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.
Проблема природных предпосылок тревожности как устойчивого личностного образования, анализ ее соотношения с нейрофизиологическими, биохимическими особенностями организма, является одной из сложнейших. Так, согласно данным М. Раттера, определенную роль в возникновении эмоционально-личностных нарушений может играть генетически передаваемый родителями биологический фактор повышенной ранимости. Вместе с тем нельзя не согласиться с автором, что в тех случаях, когда речь идет «о социальном поведении, то здесь роль генетического компонента довольно незначительна».[23]
Как правило, в норме у тревоги всегда есть повод, то есть человек знает, почему он беспокоится: из-за предстоящего экзамена, из-за того, что ребенок задерживается в школе, из-за неприятностей на работе… Психологические факторы возникновения тревожности и закрепления ее как относительно устойчивого личностного образования можно разделить на следующие группы:
Так выделяю: внешние источники тревожности:
1. Семейное воспитание Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать—ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат.
2. Успешность и результативность деятельности.
3. Взаимоотношения с окружающими
ивнутриличностные источники тревожности:
1. Внутренний Конфликт. В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутренний конфликт, преимущественно конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией.
2. Эмоциональный опыт.[24]
Если исчезает причина, ребёнок снова спокоен. Но иногда все более или менее нормально, а его не покидает чувство тревоги, или реакция на рядовые события чрезмерна, или тревога возникает по такому поводу, на который ранее человек не обратил бы внимания. Внешние проявления тревоги бывают самыми разными — у одного индивида усиливается активность, другой, наоборот, становится малоподвижным, однако почти всегда поведение неадекватно и немотивированно. Именно то, в какой степени выражено состояние тревоги, отличает норму от патологии.[25] Тревожность обычно повышена при нервно-психических, тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, и у лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является проявлением субъективного неблагополучия личности.
Иногда тревожность принимает гипертрофированные формы. Как психическое состояние она сопровождается мучительным ожиданием воображаемой опасности и проявляется в сильных переживаниях, неуверенности. Человек боится сталкиваться с неизвестными обстоятельствами, он постоянно ощущает внутреннюю напряженность, беспокойство, переходящие во всепоглощающий страх, панику, — внутри все дрожит и трясется, как говорят такие люди, (например, у подростков при переходе из одной школы в другую).
Ситуации, которые вызывают подобные состояния, многообразны, а проявления тревоги индивидуальны и многолики. Одни боятся бывать в людных местах (социальные фобии, агорафобия), другие боятся закрытого пространства (клаустрофобия), третьи боятся заходить в автобус… Иногда тревога приобретает генерализованный характер, когда ни в одной из ситуаций человек не чувствует себя в безопасности. Часто на рядовое событие развивается паническая реакция: человек готов бежать в никуда, лишь бы избавиться от этого состояния. Но и в другом месте он не находит покоя. Во всех таких случаях тревога и страх преувеличены. И хотя сам человек зачастую осознает, что опасаться нечего, это не облегчает его страданий.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.
Существует связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний.
Исторический аспект анализа тревожности позволяет рассмотреть причины данного свойства личности, которые также могут лежать на социальном, психологическом и психофизиологическом уровнях.[26] Процесс развития тревожного состояния можно проследить по тревожному ряду Ф.Б. Березина, который в порядке нарастающей тяжести включает в себя следующие явления: ощущение внутренней напряженности — гиперестезические реакции — собственно тревогу — страх — ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы — тревожно-боязливое возбуждение.[27]
От выраженности тревоги и интенсивности ее нарастания зависит полнота представленности элементов тревожного ряда: при малой интенсивности тревоги ее проявления могут ограничиваться ощущением внутренней напряженности, при стремительном нарастании интенсивности могут не улавливаться начальные элементы ряда, при постепенном развитии и достаточной выраженности могут прослеживаться все элементы ряда. Все феноменологические проявления тревоги могут отмечаться при участии одних и тех же гипоталамических структур, возникать в этом случае независимо от преморбидных личностных особенностей, сменять друг друга при изменении тяжести тревожных расстройств. Все это свидетельствует в пользу представлений о единой природе тревоги.
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений и пр.
Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Криминогенность тревожности заключается не только в том, что она включает в себя беспокойство, незащищенность, но и детерминирует специфическое мироощущение, восприятие окружающей среды как неопределенной, чуждой и даже враждебной.[28]
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:
- психологическое явление;
- индивидуальную психологическую особенность личности;
- склонность человека к переживанию тревоги;
- состояние повышенного беспокойства.
Устойчивая тревожность, возникающая на фоне социально-психологического неблагополучия и чувства собственной неполноценности, рассматривается в современных исследованиях как составляющая подросткового периода развития в условиях зрительной депривации. Так например, склонность к самоанализу, эмоциональная лабильность, мнительность и податливость подростка с нарушением зрения в условиях ограничения социальных контактов может привести к болезненной замкнутости и сосредоточенности на себе и своих проблемах. Внутренний конфликт усиливает неустойчивость социального положения, что в свою очередь закрепляет тревожность и стереотипы реагирования в эмоциогенных ситуациях (В.П. Гудонис, В.З. Денискина, И.Г. Корнилова, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).