Воспитание hpabctbeHHO-lзолевых качеств у дошкольников.

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА - это совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

ВОЛЯ - это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления.

Личность с помощью воли осуществляет регуляцию и саморегуля­цию активности.

Регуляция - это функция воли, которая проявляется как усиление или как торможение побуждений, переживаний, рассуж­дений, действий. Торможение двигательной активности дается детям с трудом. Оно развивается от упражнения. Чем чаще ребенок упраж­няется в торможении, тем легче оно образуется. Но непрерывное торможение вредно: бесконечные запрещения делают ребенка робким, несамостоятельным.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания развиваются процессы внутреннего торможения, и ребенок становится способным к целевой деятельности.

Развивающиеся у детей процессы торможения помогают им в различных случаях преодолевать свои жела­ния. Но все эти стороны волевого процесса развиты слабо, неустой­чивы. Ребенок часто отвлекается и меняет цели своей деятельности. Чтобы преодолеть трудности, ему необходима поддержка, помощь вос­питателя. Постепенно волевые действия усложняются, детям становят­ся доступны все более сложные цели, появляется представление о результатах своей деятельности, своих действий.

Таким образом, воля дошкольника проявляется в самостоятельности, выражающейся в произвольных движениях, в способности ставить перед собой неслож­ные цели, в стремлении их выполнить, т.е. довести дело до конца, в умении преодолевать некоторые трудности.

В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение и другие, которые дают возможность для формирования нравственно-долевых качеств детей. Под воздействием интереса к игре, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению препятствий. Тем не менее недостаточное раз­витие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости за­мысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это сви­детельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки. Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, со­средоточенности, целенаправленности и т.д., используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет фор­мировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старатель-ть, умение справиться с труд­ностями, обращает на это внимание, когда оценивают результаты труда, деят-ти на занятиях.

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, ко­торая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять ини­циативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре.

Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста яв­ляется недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучать их обдумывать свои действия.

Вос­питателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха: боязнью темноты, злых существ. Это следствие неправильно­го воспит-я в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, до­биваясь его послушания, разрешают детям смотреть ТВ вез учета возраст. особ-тей.

Воспитатель так­тично, спокойно, разъясняет детям несостоятельность причин бояз­ни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольни­ками использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешки, иро­нических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Старших дошкольников воспитатель упражняет в сознательном преодолении страха.

Вся обстановка ДС и семьи, характер взаимоотно­шений взрослых с детьми должен способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответст­вии с ним, признаваться в совершенной проступке, не боясь нака­зания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины.

Проявление лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправиль­ные действия взрослого. Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оцен­ках, в откровенных высказываниях в глаза.

Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям.

Не следует обещать того, чего не может быть осуществлено. В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности.

В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, приводит известные детям примеры из их жизни.

В индиви­дуальных беседах с ребенком, проявивший лживость, педагог стремит­ся раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопусти­мость их. От взрослых требуется контроль за действиями таких детей. Однако ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Лжи­вость следует отличать от фантазирования детей. Сталкиваясь с по­добными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.

Большим достоинством человека является скромность. Ото качест­во понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявля­ется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потреб­ности сверстников, возможности семьи, особенности сложившейся си­туации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка. Это позволяет ему стремиться к дальнейшему совершенствованию сво­их умений, поведения. Такой ребенок не претендует на излишнее вни­мание к себе, признавая это право и за другими. Даже получив по­ложительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы.

Проявления нескром­ности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда да­же незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, под­черкивается незаурядность ребенка. Воспитание в коллективе пре­дупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнай­ство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребен­ка, учитывающая уровень развития способностей, положительных ка­честв личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.). Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, за­мечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Не­допустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспи­татель учит дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства

Наши рекомендации