Профессионально-педагогическая деятельность учителя и ее основные виды. Понятие педагогического профессионализма и ступени профессионального роста учителя.
Психологические исследования показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
1. Диагностическая деятельность. Она связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.
2. Ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он стремится получить.
3. Конструктивно-проектировочная деятельность. Она органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью. В зависимости от конкретных условий воспитания преподаватель может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготовку литературно-художественного концерта для рабочих, организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся.
4. Организаторская деятельность. Она направлена на вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений, в частности, определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.
5. Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основано на информационных процессах. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами.
6. Коммуникативно-стимулирующая деятельность. Она предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.
7. Аналитика-оценочная деятельность. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет положительные стороны и недостатки, сравнивает достигнутые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег.
Исследовательско-творческая деятельность. Элементы ее характеризуют работу каждого вдумчивого учителя. Особенно важное значение имеют две ее стороны, сущность одной из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, конкретные условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Вторая сторона исследовательско-творческой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.
Профессионализм учителя может иметь различные уровни:
- Педагогическая умелость - такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
- Педагогическое мастерство - доведенная учителем до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
- Педагогическое творчество - характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки и коренной перестройки педагогического процесса.
- Педагогическое новаторство- включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
60. Понятие о системе образования и тенденциях ее развития в различных странах мира. Закон «Об образовании в РБ» и отражение в нем основных принципов развития и функционирования системы образования в РБ.
Система образования – совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание; общее среднее образование; внешкольное обучение и воспитание; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; последипломное образование; повышение квалификации и переподготовку кадров.
Тенденцииразвития системы образования в различных странах мира:
1. Все возрастающая потребность и заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылке социального и духовного прогресса.
2. Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также учебных заведений, которые обеспечивают бесплатность образования.
3. В ряде стран продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных общеобразовательных школах, а также в высших учебных заведениях.
4. Возрастает финансирование системы образования за счет государственного бюджета и местных средств.
5. Происходит расширение разнотипности школ, их структурного и профильного разнообразия.
6. Разделение изучаемых предметов на обязательные (государственный стандарт) и необязательные, изучаемые по выбору учащихся (школьный компонент), что призвано учитывать интеллектуальные склонности и способности учащихся.
7. Акцент на сочетание школьных коллективных форм обучения с расширением самостоятельной работы учащихся по овладению изучаемым материалом, формированию практических умений и навыков.
8. Укрепление преемственных связей в учебной работе различных учебных заведений, что обеспечивает свободный переход из одного учебного заведения в другое.
9. Сочетание государственного управления образованием с муниципальным руководством учебными заведениями с тем, чтобы учитывать национальные интересы в образовании с местными интересами и потребностями.
Национальная система образования в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров.
Согласно принятому закону"Об образовании в Республике Беларусь", наряду с государственными допускается создание и функционирование негосударственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются:
- приоритет в образовании общечеловеческих ценностей;
- национально-культурная основа образования и воспитания;
- научность образования;
- ориентация на мировой уровень образования;
- гуманистический характер образования и воспитания;
- связь обучения и воспитания с общественной практикой;
- экологическая направленность образовательно-воспитательной работы;
- преемственность и непрерывность образования;
- единство обучения, духовного и физического совершенствования;
- демократизм;
- светский характер;
- поощрение и всемерное содействие развитию талантов и способностей;
- обязательность базового девятилетнего образования.
Сегодня закон ориентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища и даже высшие учебные заведения.
Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществляется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят учащиеся или их родители за обучение.
Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, представителей общественности.
В настоящее время предпринимаются меры к реформированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие вопросы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения; углубление дифференциации школьного обучения в соответствии со склонностями и способностями учащихся; модернизация содержания образования и придание ему более практической направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.