Основные виды и формы трудовой деятельности в современной школе и методические основы ее организации. Понятие культуры труда и критерии ее сформированности.
К основным видам трудовой деятельности в школе относятся:
- разнообразная деятельность по изготовлению учебно-наглядных пособий по изучаемым предметам;
- работа на пришкольном учебно-опытном участке;
- ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских;
- учебно-производственная практика в старших классах;
- труд по самообслуживанию;
- работа по благоустройству школьной территории;
- общественно полезная работа в школе и производительный труд на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.
Методические подходы к организации трудовой деятельности:
1. При вовлечении учащихся в трудовую деятельность необходимо опираться на их природное стремление к труду, к элементам созидания, различному конструированию и практическому творчеству, что особенно важно в начальных классах. Поэтому нужно широко использовать такие формы работы, как изготовление различных поделок из бумаги, дерева, кормушек для птиц и.
2. Приобщая учащихся к различным видам труда, школе необходимо использовать помощь семьи и ориентировать родителей на регулярную организацию домашнего труда детей. (уборка квартиры, поддержание порядка на кухне).
3. Действенное влияние на развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы оказывает использование усваиваемых знаний в процессе трудовой деятельности, расширение видов труда и форм его организации: проведение трудовых десантов, создание школьных лесничеств, производственных фирм.
50. Значение, сущность и содержание школьной дисциплины и культуры поведения. Понятия дисциплинированности и культуры поведения. Структура формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения.
Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышении ее качества, что, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, стимулирует его к самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления своих недостатков и повышения культуры поведения.
Дисциплинапонимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива.
Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.
Школьная дисциплинавключает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер.
Сущность сознательной дисциплины учащихсясостоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их соблюдения.
Культура поведенияозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Формирование дисциплинированности и культуры поведения базируется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились к ее улучшению.
Процесс воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения включает в себя:
- развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, относящейся к соблюдению установленных в школе норм и правил поведения;
- организацию разнообразной познавательной деятельности по осмыслению требований дисциплины и пониманию необходимости их соблюдения;
- выработку навыков, привычек и культуры дисциплинированного поведения;
- формирование способности к проявлению волевых усилий, необходимых для соблюдения требований дисциплины и культуры поведения.
51. Эстетическое воспитание учащихся, его цель, задачи, сущность и содержание. Структура процесса эстетического воспитания. Понятие эстетической культуры и критерии ее сформированности.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности.
Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека.
Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания, окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Эстетическое воспитание - процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения белорусского и русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Сущность эстетического воспитаниясостоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Процесс эстетического воспитания включает в себя:
- развитие эстетических восприятий;
- овладение эстетическими знаниями (понятиями);
- формирование и развитие художественного вкуса, эстетических взглядов и убеждений;
- приобщение учащихся к художественному творчеству и развитие способностей в том или ином виде искусства.